г. Воронеж |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А48-587/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2015 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Седуновой И.Г.,
судей Безбородова Е.А.,
Владимировой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щёголевой Т.И.,
при участии:
от УФНС России по Орловской области: Куприн М.В., представитель по доверенности N 13-25/17010 от 18.09.2014 г., паспорт РФ,
от ИП Силаева А.А.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФНС России по Орловской области на определение Арбитражного суда Орловской области от 11.02.2015 года об отказе в принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) по делу N А48-587/2015,
по заявлению ФНС России в лице МИФНС России N 8 по Орловской области о признании несостоятельным (банкротом) ИП Силаева А.А. (ОГРНИП 305574121500031, ИНН 572004938167),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба России в лице МИФНС России N 8 по Орловской области (далее - ФНС России, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании индивидуального предпринимателя Силаева Александра Александровича (далее - ИП Силаев А.А., должник) несостоятельным (банкротом) в связи с наличием задолженности в размере 132 708, 41 руб., просроченной более 3-х месяцев.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 11.02.2015 г. ФНС России отказано в принятии заявления о признании ИП Силаева А.А. несостоятельным (банкротом).
Не согласившись с вынесенным определением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, УФНС России по Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ИП Силаева А.А. и иных лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель УФНС России по Орловской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя УФНС России по Орловской области, суд апелляционной инстанции считает, что определение Арбитражного суда Орловской области от 11.02.2015 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявление уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) основано на наличии просроченной свыше 3-х месяцев задолженности должника по страховым взносам (основной долг) в сумме 115 801,95 руб. перед Пенсионным фондом РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Задолженность по налогам и сборам, просроченная свыше трех месяцев, на дату подачи заявления составляет 6 165,30 руб.
В соответствии с уведомлением ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе от 03.02.2015 г. N 13-470 общий размер задолженности по страховым взносам составляет 126 478,03 руб., в том числе страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии - 79 730,01 руб., страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии - 14 034,12 руб., страховые взносы в ФФОМС - 22 037,82 руб., пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 8 147,17 руб., пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 870,50 руб., пени на недоимку по страховым взносам в ФФОМС - 1 658,41 руб.
Данная задолженность образовалась на основании представления должником расчетов по начислениям и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за периоды 1 квартал 2013 года - полугодие 2014 г.
Поскольку задолженность не была оплачена, образовалась пеня в размере 10 676,08 руб.
Для взыскания суммы задолженности ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов.
В связи с отсутствием оплаты ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области приняты решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, а затем вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.
На основании постановлений ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области службой судебных приставов возбуждены исполнительные производства.
Кроме того, по состоянию на 15.05.2014 г. задолженность должника по обязательным платежам (налогам) перед Российской Федерацией составляет 11 119,72 руб., в т.ч. основной долг - 10 679,30 руб. (просроченный свыше 3-х месяцев - 6 165,30 руб.), пени 440,42 руб.
Задолженность по налоговым платежам образовалась в результате представления должником в налоговый орган 18.10.2014 г. декларации по ЕНВД за 3 квартал 2014 года по сроку уплаты 27.10.2014 г. на сумму 6 772 руб. (остаток непогашенной задолженности - 6 165,30 руб.). В связи с тем, что задолженность не оплачена, начислены пени в размере 440,42 руб.
В отношении указанной задолженности налоговым органом приняты меры в соответствии со ст. 45, ст.69 НК РФ, выставлено требование: N 9214 от 05.11.2014 г. на сумму 6 230,38 руб., из них основной долг - 6 165,30 руб., пени - 65,08 руб.
После истечения срока уплаты по требованию налоговым органом в соответствии со ст. 46 НК РФ были приняты решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика N 3304 от 27.11.2014 г. на сумму 6 230,38 руб., из них основной долг - 6 165,30 руб., пени - 65,08 руб.
Ссылаясь на наличие вышеуказанной непогашенной задолженности, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ИП Силаева А.А. несостоятельным (банкротом).
Отказывая в принятии вышеуказанного заявления, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность по обязательным платежам, учитываемая при определении наличия признаков банкротства в соответствии с положениями п. 2 ст. 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", у ИП Силаева А.А. перед уполномоченным органом отсутствует.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанный вывод соответствует требованиям законодательства и материалам дела.
В силу п. 1 ст. 7 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Согласно п. 2 ст. 33 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом
Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" определено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве, и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257, определен порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 6 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30-ти дней с даты принятия решения, указанного в абз. 2 п. 3 ст. 6 настоящего Закона (п. 2 ст. 7 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Из содержания п. 6 ст. 41 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что к заявлению уполномоченного органа, содержащему требование об уплате обязательных платежей, должны быть приложены неисполненные или частично не исполненные решение налогового органа и (или) решение таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств и (или) имущества должника. К заявлению уполномоченного органа, по его данным, прилагаются сведения о задолженности по обязательным платежам.
При этом в силу ст. 2, п. 2 ст. 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, иные имущественные и (или) финансовые санкции, в т.ч. за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, а также обязательства по оплате труда не учитываются в составе денежных обязательств при определении признаков банкротства.
Как установлено судом первой инстанции, просроченные свыше 3-х месяцев требования, подтвержденные решениями налогового органа о взыскании за счет денежных средств, составляют 6 165,30 руб., что менее установленного п.2 ст. 6, п.2 ст. 33 Закона о банкротстве минимума (10 000 руб.), необходимого для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, задолженность по налогам в размере не менее чем десять тысяч рублей и просроченная свыше трех месяцев, у должника отсутствует.
Согласно абз. 5 ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязательные взносы в государственные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, являются обязательными платежами.
Вместе с тем, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, по своей социально-правовой природе являются не налоговыми, а индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию в виде получения пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов на его индивидуальном лицевом счете (ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения - в виде получения застрахованным лицом необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
Как установлено судом первой инстанции, просроченная свыше 3-х месяцев задолженность должника по страховым взносам перед Пенсионным фондом РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования составляет 115 801,95 руб.
Между тем, указанная задолженность не подтверждена вступившими в законную силу судебными актами.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что положения абз. 2 п. 3 ст. 6 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" содержат исчерпывающий перечень решений, представляемых уполномоченным органом для возбуждения производства по делу о банкротстве, и расширительному толкованию не подлежат.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в п.1, п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", согласно которой суду необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве для целей возбуждения дела о банкротстве учитываются только те требования об уплате обязательных платежей, которые подтверждены решениями налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Данная правовая позиция также соответствует сложившейся практике, в частности, постановлению Арбитражного суда Центрального округа от 12.03.2015 г. по делу N А09-9322/2014.
В соответствии с п. 1 ст. 43 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" суд отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом в случае нарушений условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае отсутствуют предусмотренные Законом о банкротстве основания для принятия заявления о признании ИП Силаева А.А. несостоятельным (банкротом).
Доводы апелляционной жалобы с учетом вышеизложенного нельзя признать состоятельными, поскольку они фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ст.270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Орловской области от 11.02.2015 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Орловской области от 11.02.2015 года по делу N А48-587/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Г. Седунова |
Судьи |
Е.А. Безбородов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-587/2015
Должник: Ип Силаев А. А.
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Орловской области, УФНС по Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1900/15
22.05.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1900/15
09.04.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1409/15
11.02.2015 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-587/15