город Омск |
|
10 апреля 2015 г. |
Дело N А75-3716/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ветюговой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1797/2015) закрытого акционерного общества "Строительная компания ВНСС" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2014 по делу N А75-3716/2014 (судья Сердюков П.А.) по иску закрытого акционерного общества "Строительная компания ВНСС" (ОГРН 1028601465903, ИНН 8609002658) к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, третьи лица: Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Администрация Ханты-Мансийского района, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Югорский институт развития строительного комплекса" (ОГРН 1078601003546, ИНН 8601032837), о взыскании 257 976 640 руб. 18 коп.,
при участии в судебном заседании представителей закрытого акционерного общества "Строительная компания ВНСС" Деминой В.З. по доверенности N 263 от 26.12.2014 сроком действия на один год, Мамичевой Н.Б. по доверенности N 262 от 26.12.2014 сроком действия на один год,
установил:
закрытое акционерное общество "Строительная компания ВНСС" (далее - истец, ЗАО "СК ВНСС", компания) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ответчик) в лице Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депстроительства Югры, ответчик), Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Правительство Югры) и Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депфин Югры, ответчик) о взыскании убытков в размере 257 976 640 руб. 18 коп., в том числе 98 950 078 руб. 84 коп. в счет возмещения затрат на уплату процентов по привлеченным заемным средствам, 57 727 291 руб. 34 коп. недополученных субсидий на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, 101 299 270 руб. 00 коп. в связи с неполной компенсацией затрат на выполнение работ по подготовке и благоустройству территории.
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Администрация Ханты-Мансийского района, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Югорский институт развития строительного комплекса" (далее - БУ ХМАО-Югры "Югорский институт развития строительного комплекса").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2014 по делу N А75-3716/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "СК ВНСС" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
23.03.2015 истец представил дополнение к жалобе.
От Депфина Югры и Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поступили отзывы на апелляционную жалобу.
Представители ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы 24.03.2015, в него не явились, Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заявил ходатайство о проведении судебного заседания без участия его представителя, которое судом удовлетворено.
В судебном заседании, открытом 24.03.2015, в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 31.03.2015, информация о котором размещена на официальном сайте суда в сети Интернет. Истцу предложено определить пределы проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, при несогласии с принятым решением полностью, обосновать требования к каждому из ответчиков. Соответствующие дополнения к жалобе оформить в письменном виде и заблаговременно направить участвующим в деле лицам.
30.03.2015 от ЗАО "СК ВНСС" поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, в которых истец указал на оспаривание решения в полном объёме и субсидиарную ответственность всех лиц, привлечённых в качестве ответчиков по делу.
После перерыва 31.03.2015 судебное заседание продолжено при участии представителей истца.
Определением от 31.03.2015 рассмотрение жалобы отложено на 07.04.2015.
07.04.2015 от истца и Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поступили письменные объяснения.
Представители ответчиков и третьих лиц, извещённых надлежащим образом о судебном заседании 07.04.2015, не явились. Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заявил ходатайство о проведении судебного заседания без участия его представителя, которое судом удовлетворено. Судебное заседание 07.04.2015 на основании статей 156, 266 АПК РФ проведено в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
Представители истца в заседании суда 07.04.2015 поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и объяснениях.
В заседании суда объявлен перерыв до 09.04.2015, информация о котором размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
После перерыва рассмотрение жалобы продолжено при участии представителей истца, которые поддержали доводы своей жалобы.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и установил, что исковые требования мотивированы тем, что в ноябре 2010 года Правительством Югры было принято решение о переселении граждан из труднодоступных районов, а именно из д. Базьяны и Сухоруково в д. Ярки Ханты-Мансийского района.
Для реализации данного проекта в апреле 2011 года ЗАО "СК ВНСС" начало возведение целого микрорайона в д. Ярки Ханты-Мансийского района.
Субсидирование строительства домов производилось по целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011-2013 годы и на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Югры от 03.11.2010 N 285-п, а по строительству инженерной инфраструктуры - по целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Югры от 26.11.2010 N 313-п.
Сумма, предъявленная истцом к взысканию (257 976 640 руб. 18 коп. ) в качестве убытков, рассчитана истцом исходя из невозмещённых затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта комплексного развития территории в целях жилищного строительства в размере 57 727 291 руб. 34 коп. и затрат по подготовке территории и благоустройству района новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района в сумме 101 299 270 руб., а также уплаченных процентов за пользование заёмными средствами в размере 98 950 078 руб. 84 коп.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил поводом для подачи ЗАО "СК ВНСС" апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В силу статей 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
С учетом специфики настоящего спора истец должен доказать не только факт реализации инвестиционного проекта о переселении граждан из труднодоступных районов - из д. Базьяны, Сухоруково в д. Ярки Ханты-Мансийского района, но и наличие у ответчиков обязанности производить выплату субсидий на возмещение затрат, факт неисполнения ими должным образом обязанности по возмещению затрат, а также их размер.
Факт убытков и наличие обязанности производить выплаты субсидий на возмещение затрат, предъявленных ко взысканию в рамках настоящего дела, подтверждается следующим.
Согласно статье 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
В пункте 2 статьи 15 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" предусмотрено, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным последствиям.
В силу статьи 7 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закона об инвестиционной деятельности) субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, законами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).
В соответствии со статьей 8 Закона об инвестиционной деятельности отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона об инвестиционной деятельности государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; защиту капитальных вложений.
То есть, государство проводит политику по обеспечению стабильности положения инвесторов и в качестве базового принципа государственного регулирования предусматривается создание и поддержание устойчивого положения инвестора в течение срока окупаемости инвестиционного проекта.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона об инвестиционной деятельности капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации; реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона об инвестиционной деятельности в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания Программ переселения жителей из населённых пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей Ханты-Мансийского района, целевых окружных программ "Содействие развитию жилищного строительства" и "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа", принятых на период с 2011 по 2015 годы, они носят социально значимый характер и реализация возведённого в рамках указанных программ жилья по цене ниже цены сметной стоимости строительства (реализация по цене 30 942 руб., сметная стоимость строительства по утвержденным тарифам 47 202,095 руб.), свидетельствуют об инвестиционной деятельности, направленной на достижение полезного эффекта, что соответствует правилам статьи 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
ЗАО "СК ВНСС" и Правительством Югры 12.10.2011 заключено соглашение о сотрудничестве (том 1 л. 93-96), по условиям которого истец планирует инвестировать в развитие сети объектов общего и дошкольного образования автономного округа в период с 2011 по 2013 годы средства в размере 3 182 356 000 руб., в сферу жилищного строительства - средства в размере 1 537 015 000 руб.
Согласно пункту 1.3 соглашения о сотрудничестве отношения сторон строятся, в том числе, на принципах недопущения действий, наносящих экономический ущерб друг другу.
В силу пунктов 4.1 и 4.3 соглашения о сотрудничестве Правительство Югры поддерживает стимулирование инвестиционной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, реализация по указанным направлениям осуществляется в установленном порядке путем заключения отдельных соглашений и договоров между сторонами.
10.08.2012 и 28.12.2012 ЗАО "СК ВНСС" и Департаментом строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (с 29.03.2013 Депстроительства Югры) заключены договоры N 15/2012 (том 2 л. 36-43) и N 23/2012 (том 2 л. 52-56) о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта комплексного развития территории в целях жилищного строительства. При этом компания в данных договорах именуется "Инвестором".
Вышеизложенное, вопреки выводу суда первой инстанции, позволяет квалифицировать отношения ЗАО "СК ВНСС" и субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийский автономный округ-Югра как инвестиционные в том смысле, который придается этому в статье 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и оформлены в соответствии со 8 Закона об инвестиционной деятельности.
Иную цель заключения соглашения о сотрудничестве от 12.10.2011, нежели урегулирование отношений между его сторонами по инвестиционной деятельности, Правительство Югры не обосновало.
Те обстоятельства, что в соглашении о сотрудничестве цели инвестирования указаны в общем, каких-либо предметных встречных обязательств (в том числе по применению форм государственной поддержки) и сроки их исполнения не предусмотрены, вовсе не опровергают указанный вывод суда апелляционной инстанции, поскольку реализация инвестиционной деятельности осуществлялась в порядке участия ЗАО "СК ВНСС" в инвестиционных проектах, утверждаемых органами местного самоуправления и государственными органами субъекта РФ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в которых более чем конкретизированы цели и задачи, сроки и этапы реализации, перечень мероприятий, механизм реализации, условия финансирования, предполагаемые объёмы финансирования и его источники и т.п., в том числе в целевой программе "Переселение жителей из населённых пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей Ханты-Мансийского района (с. Базьяны, д. Сухорукова) на 2012-2013 годы".
Согласно пояснениям представителей истца, озвученным суду апелляционной инстанции, компания активно участвует в реализации целевых программ округа. При этом доказательств того, что во исполнение пункта 4.3 соглашения о сотрудничестве при участии ЗАО "СК ВНСС" в реализации Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Югры от 26.11.2010 N 313-п, был(и) заключен(ы) отдельный(ые) договор(ы) (соглашение(я)), конкретизирующий(ие) условия инвестирования, ответчики не представили.
В части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
По правилам части 1 статьи 78 БК РФ в редакции, подлежащей применению, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 БК РФ).
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 85 БК РФ).
В силу подпункта 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти" организация и осуществление инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Фактически реализация инвестиционного проекта в части строительства района новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района была начата компанией в марте 2011 года, о чём свидетельствуют заключение договора об открытии кредитной линии с ОАО "Сбербанк России" от 31.03.2011 N 00166 (том 1 л. 44), разрешения от 23.12.2011, 29.12.2011 на ввод 44 жилых домов в эксплуатацию (том 7 л. 27-41).
На момент подписания соглашения о сотрудничестве и вступления ЗАО "СК ВНСС" в данный проект на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры действовали следующие правовые акты, регулирующие предоставление истцу субсидии в целях возмещения затрат в связи с участием в окружных целевых программах:
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 6-оз от 12.03.2004 "О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", которым предусматривалось предоставление субсидий за счёт средств бюджета округа для компенсации инвесторам части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам в случаях и порядке, предусмотренном законом о бюджете округа на очередной финансовый год и на плановый период" - статья 4 (утратил силу с 09.04.2012 в связи с принятием Закона ХМАО-Югры от 31.03.2012 N 33-оз). При этом в Законе N 208-оз от 29.11.2010 "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрено финансирование целевых программ "Содействие развитию жилищного строительства на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" и "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года (приложения к закону 10, 10.1, 10.3, 11).
- "Порядок предоставления субсидий за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, предусмотренных на цели строительства и реконструкции магистральных инженерных сетей", утверждённый постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.11.2007 N 282-п (утратил силу с 29.12.2011 в связи с принятием Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.12.2011 N 510-п), который предусматривал 100% субсидию от произведённых и подтверждённых затрат (пункт 9).
- "Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для компенсации инвесторам части затрат по уплате процентов по привлекаемым заёмным средствам для реализации инвестиционных проектов", утверждённый постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03.06.2004 N 242-п (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.12.2011 N 510-п).
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.03.2012 N 33-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" государственная поддержка в целях реализации инвестиционных проектов на территории автономного округа оказывается в форме предоставления инвесторам субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам.
Инвестиционный проект "Строительство района новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района" входит в число инвестиционных проектов, для реализации которых оказана государственная поддержка, предусмотренная Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.03.2012 N 33-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" (http://investugra.ru/, том 3 л. 11, 17).
Таким образом, поскольку в период реализации инвестиционного проекта нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югре предусмотрена такая форма государственной поддержки инвестиционной деятельности как предоставление субсидий на компенсацию части процентов за пользование кредитными средствами, обязанность публично-правового образования выплатить соответствующую денежную сумму возникает непосредственно из регионального нормативного акта.
Данное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования, нормативно-правового регулирования порядка выплаты субсидии, отсутствие такой формы государственной поддержки в конкретной целевой программе, в рамках которой производится субсидирование.
Следовательно, ожидания истца получения компенсации всех затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры и процентов по привлечённым заёмным средствам были обусловлены обязательствами субъекта Российской Федерации, закреплёнными в названных выше действующих на момент реализации проекта нормативных правовых актах.
В целях реализации инвестиционного проекта "Строительство района новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского автономного округа" компанией были привлечены кредитные средства.
В частности, ОАО "Сбербанк России" и ЗАО "СК ВНСС" заключены: договор об открытии невозобновляемой кредитной линии от 04.08.2011 N 00213-ФС11 с целевым назначением: "Строительство района новой застройки деревня Ярки" (том 1 л. 59 - 71), в рамках которого выплачены проценты на сумму 4 964 285 руб. 94 коп.; договор об открытии невозобновляемой кредитной линии от 31.03.2011 N 00166 с целевым назначением: "Строительство района новой застройки деревня Ярки" (том 1 л. 44 - 54), по которому выплачены проценты на сумму 1 386 563 руб. 12 коп.; договор об открытии невозобновляемой кредитной линии от 28.12.2011 N 00293-ФСП с целевым назначением: "Строительство района новой застройки деревня Ярки" (том 1 л. 72 - 82), по которому выплачены проценты на сумму 3 453 218 руб. 06 коп.; договор об открытии невозобновляемой кредитной линии от 09.09.2011 N 00232-ФСП с целевым назначением: "Строительство района новой застройки деревня Ярки" (том 1 л. 98 - 110), по которому выплачены проценты на сумму 17 941 969 руб. 56 коп.
Также истцом и Ханты-Мансийским банком (открытым акционерным обществом) заключен договор кредитной линии от 19.03.2012 N 009-03/18-12 (том 1 л. 29 - 39), в рамках которого открыта кредитная линия с лимитом в размере 620 000 000 руб. с целевым назначением: рефинансирование ссудной задолженности ОАО "Сбербанк России" по кредитам, привлечённым на цели "Строительство района новой застройки деревня Ярки": договор об открытии невозобновляемой кредитной линии N 00232-ФСП от 09.09.2011, договор об открытии невозобновляемой кредитной линии N 00293-ФСП от 28.12.2011, по которому выплачены проценты на сумму 42 011 896 руб. 51 коп.
Помимо этого компанией и Ханты-Мансийским банком (открытым акционерным обществом) заключен договор кредитной линии от 19.03.2012 N 009-03/17-12 (том 1 л. 16 - 26), в рамках которого открыта кредитная линия с лимитом в размере 110 000 000 руб. с целевым назначением: рефинансирование ссудной задолженности ОАО "Сбербанк России" по кредитам, привлечённым па цели "Строительство района новой застройки деревня Ярки": договор об открытии невозобновляемой кредитной линии N 00213-ФСП от 04.08.2011, договор об открытии невозобновляемой кредитной линии N 00166 от 31.03.2011. по которому выплачены проценты на сумму 417 346 руб. 62 коп.
Далее открытым акционерным обществом "Ипотечное агентство Югры" (займодавец) и ЗАО "СК ВНСС" (заемщик) заключен договор займа от 04.03.2013 N 1627 (том 1 л.д. 83-85) на сумму в размере 180 000 000 руб. на пополнение оборотных средств компании, в рамках которого выплачено процентов на сумму 28 774 799 руб. 03 коп.
Итого, общая сумма процентов, выплаченных компанией за пользование кредитными средствами, составила 98 950 078 руб. 84 коп.
Истец неоднократно обращался с заявлениями о компенсации части затрат по уплате процентов по привлекаемым заёмным средствам для реализации инвестиционного проекта "Строительство района новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района" (письма N 6512 от 01.08.2012, N 6712 от 29.08.2012, N 1366 от 30.08.2013, N 1227 от 15.08.2013).
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то, что пунктом 2 статьи 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 6-оз от 12.03.2004 "О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" (действующего до 09.04.2012) предусмотрено, что органы государственной власти автономного округа гарантируют стабильность инвестиционной деятельности. В случае принятия законов автономного округа, действие которых повлияет на ухудшение условий хозяйственно-финансовой деятельности, действие этих законов не распространяется на инвестиционные проекты в пределах срока их окупаемости, но не более семи лет со дня начала их финансирования, если их принятие не обусловлено вновь принятыми законами Российской Федерации.
В составленном компанией в 2011 году технико-экономическом обосновании реализации инвестиционного проекта его окупаемость определена в 2,5 года (том 6 л. 109-115). Ответчиками иное не доказано.
То обстоятельство, что в целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Югры от 26.11.2010 N 313-п, такая форма государственной поддержки частных инвесторов как возмещение части затрат на уплату процентов за пользование заёмными средствами не предусмотрена, не освобождает субъект Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ-Югра от исполнения обязательств, закреплённых в окружных законах от 27.02.2004 N 6-оз и от 31.03.2012 N 33-оз.
Кроме того, в пункте 5.8.1 целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Югры от 26.11.2010 N 313-п, предусмотрено частичное погашение процентных ставок привлекаемых кредитных ресурсов осуществляется по следующим направлениям: на частичное погашение процентных ставок привлекаемых органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, организациями коммунального комплекса кредитных ресурсов на реконструкцию, расширение, модернизацию, строительство, капитальный ремонт объектов коммунального комплекса, реализацию проектов альтернативной энергетики в период действия Программы; также к возмещению принимаются обязательства, принятые в соответствии с программой "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2012 годы", на частичное погашение процентных ставок по привлекаемым организациями коммунального комплекса кредитным ресурсам на оплату задолженности за энергоресурсы по кредитам, выдаваемым кредитными организациями на срок не более 2 лет.
Тем самым, не включение в целевую программу положения о возмещении части затрат на уплату процентов по заемным средствам нарушает установленный пунктом 1 статьи 15 Закона об инвестиционной деятельности и пунктом 2 Закона от 12.03.2004 N 6-оз принцип равенства на осуществление инвестиционной деятельности.
Следовательно, положения целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2913 годы и на период до 2015 года", непредусматривающие компенсацию части затрат по процентам по привлекаемым кредитным средствам, не могут являться основаниями для отказа в удовлетворении требований истца.
Однако истец просит возместить проценты в сумме 27 754 036 руб. 68 коп., выплаченные ЗАО "СК ВНСС" ОАО "Сбербанк России" во исполнение договоров об открытии невозобновляемой кредитной линии от 04.08.2011 N 00213-ФС11, от 31.03.2011 N 00166, от 28.12.2011 N 00293-ФСП, от 09.09.2011 N 00232-ФСП с целевым назначением: "Строительство района новой застройки деревня Ярки", а также выплаченные Ханты-Мансийскому банку (открытое акционерное общество) по договору кредитной линии от 19.03.2012 N 009-03/18-12 в сумме 42 011 896 руб. 51 коп., по договор кредитной линии от 19.03.2012 N 009-03/17-12 в сумме 417 346 руб. 62 коп., и открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" по договору займа от 04.03.2013 N 1627 в сумме 28 774 799 руб. 03 коп., тогда как согласно расчёту компенсации затрат по уплате процентов по привлекаемым кредитным средствам, произведённому в соответствии пунктами 2, 3 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для компенсации инвесторам части затрат по уплате процентов по привлекаемым заёмным средствам для реализации инвестиционных проектов, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03.06.2004 N 242-п (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.12.2011 N 510-п) компания вправе претендовать на возмещение процентов в сумме 33 578 436 руб. 02 коп. Иного механизма определения размера части затрат по уплате процентов в период реализации проекта, подлежащих возмещению частным инвесторам, не имелось.
Ответчиками факт выплаты банку процентов не оспорен, контррасчёт не представлен.
Следовательно, в пользу истца подлежат взысканию убытки в сумме 33 578 436 руб. 02 коп., возникшие в связи с уплатой процентов за пользование заёмными средствами в ходе реализации инвестиционного проекта, невозмещённые органом государственной власти.
Что касается требований истца о возмещении затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры в размере 57 727 291 руб. 24 коп., то суд апелляционной инстанции считает их правомерными, исходя из следующего.
Ответчики не опровергают утверждение компании о несении при строительстве района новой застройки д. Ярки затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры на общую сумму 897 682 800 руб. 24 коп.
Возражая против удовлетворения требований ЗАО "СК ВНСС" в этой части, ответчики указали, и суд первой инстанции с ними согласился, что Целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы", утверждённой постановлением Правительства Югры от 26.11.2010 N 313-п, предусмотрена такая форма государственной поддержки, как предоставление инвестору субсидии на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта комплексного развития территорий в целях жилищного строительства. Согласно абзацу 5.10.14 названной Программы (в редакции от 02.07.2012) стоимость строительства объектов, подлежащая компенсации за счет субсидий, не может превышать указанной в заключении о проверке сметной стоимости строительства объектов (пункт 5.10.12), а также балансовой стоимости, указанной в акте приема-передачи объектов в муниципальную собственность между муниципальным образованием и организацией. Компенсации подлежат не более 90 процентов от указанной стоимости строительства объектов.
Впоследствии, в пункт 5.10.14 Программы постановлением Правительства Югры от 26.09.2013 N 381-п внесены изменения, действующие с 22.12.2012, согласно которым компенсации в рамках реализации инвестиционных проектов, предусматривающих переселение граждан из труднодоступных населенных пунктов автономного округа, в отношении которых инициирована процедура изменения административно-территориального устройства (упразднения), подлежат 99 процентов от указанной стоимости строительства объектов.
В 2012 году Депстроительства Югры проводились два отбора инвестиционных проектов, победителем конкурсного отбора инвестиционных проектов признан, в том числе, инвестиционный проект ЗАО "СК ВНСС" "Строительство района новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района". В рамках договора N 15/2012 истцу на строительство сетей водоснабжения, канализации, газоснабжения, внешнего электроснабжения выплачена субсидия из бюджета автономного округа в размере 487 504 629 руб. 00 коп., что составило 90 процентов от стоимости объектов; по договору N 23/2012 - на строительство автомобильных дорог, сетей водоснабжения, канализации, газоснабжения выплачена субсидия из бюджета автономного округа в размере 352 450 880 руб., что составило 99 процентов от стоимости объектов.
В целом, истцу оказана государственная поддержка в виде предоставления субсидий в размере 839 955 509 руб. на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры при реализации инвестиционного проекта "Строительство района новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района". Таким образом, по мнению ответчиков и суда первой инстанции, реализованные компанией в рамках Программы инвестиционные проекты профинансированы на 90 и 99 процентов соответственно, то есть согласно предъявляемым требованиям.
Между тем, как уже отмечено выше, в период подписания соглашения о сотрудничестве и фактического строительства инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры действовали Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 6-оз от 12.03.2004 "О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", которым предусматривалось предоставление субсидий за счёт средств бюджета округа для компенсации инвесторам затрат по строительству и (или) реконструкции инженерных сетей и объектов инфраструктуры в случаях и порядке, предусмотренном законом о бюджете округа на очередной финансовый год и на плановый период" - статья 4 (утратил силу с 09.04.2012 в связи с принятием Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.03.2012 N 33-оз); "Порядок предоставления субсидий за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, предусмотренных на цели строительства и реконструкции магистральных инженерных сетей", утверждённый постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.11.2007 N 282-П (утратил силу с 29.12.2011 в связи с принятием постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.12.2011 N 510-П), который предусматривал 100% субсидию от произведённых и подтверждённых затрат (пункт 9).
23.11.2011 ЗАО "СК ВНСС" и Администрация Ханты-Мансийского района подписали соглашение о намерениях N 706/11 (том 5 л. 108), по условиям которого стороны намеревались заключить один или несколько договоров о безвозмездной передаче по перечню объектов согласно приложению в муниципальную собственность Ханты-Мансийского района в течение одного года с момента государственной регистрации права собственности на имущество (объекты), возведённые в рамках целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утверждённой постановлением Правительства ХМАО-Югры от 26.11.2010 N 313-п.
В числе объектов, подлежащих передаче: "Сети инженерного обеспечения новой застройки д. Ярки, Ханты-Мансийского района. Сети связи", "Строительство автомобильных дорог новой застройки д. Ярки, Ханты-Мансийского района", "Сети инженерного обеспечения новой застройки д. Ярки, Ханты-Мансийского района. Водоснабжение. Канализация. Газоснабжение", "Внутриквартальные сети инженерного обеспечения новой застройки д. Ярки, Ханты-Мансийского района. Системы внешнего электроснабжения", "Подготовка территории и благоустройство района новой застройки д. Ярки, Ханты-Мансийского района" (том 5 л. 110).
Со стороны ЗАО "СК ВНСС" данный договор исполнен полностью, указанные выше объекты безвозмездно переданы в муниципальную собственность (том 2 л. 41-45, 57-60).
Фактически путём установления ограничения размера компенсации за счёт субсидий не более 90% (99%) стоимости строительства за счёт средств компании, которой не возмещены понесённые затраты на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры на общую сумму 57 727 291 руб. 34 коп. (54 167 181 руб. при первом отборе инвестиционных проектов, и 3 560 110 руб. 34 коп. при втором отборе инвестиционных проектов) исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решили задачи обеспечения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры коммунальными услугами нормативного качества, обеспечение надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры, создание условий для увеличения объемов жилищного строительства компании, тогда как пунктом 1.3 соглашения о сотрудничестве предусмотрено, что отношения сторон строятся на недопущении действий, наносящих экономический ущерб друг другу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает требования истца о взыскании 57 727 291 руб. 34 коп. убытков в виде невозмещённых затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры подлежащими удовлетворению.
Относительно требований ЗАО "СК ВНСС" о возмещении затрат по подготовке и благоустройству территории в размере 101 299 270 руб. суд первой инстанции исходил исключительно из отсутствия между истцом и ответчиком (в лице уполномоченных органов) каких-либо договоров (государственных контрактов), связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования работ по подготовке и благоустройству территории новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района не заключалось, и, руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12 по делу N А40-37822/12-55-344, счёл требования истца неправомерными.
Однако ссылка суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12 по делу N А40-37822/12-55-344 несостоятельна, поскольку в нём установлена практика рассмотрения споров по вопросу выполнения работ в условиях отсутствия государственного контракта, заключенного с соблюдением предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требований. Названный федеральный закон не регулирует правоотношения, рассматриваемые в рамках настоящего дела, так как ЗАО "СК ВНСС" действовало в рамках утверждённых Программ переселения, целевых программ, утверждённого проекта, реализация которого поэтапно сопровождалась оформлением актов приёмки законченных строительством объектов, участием в отборе инвестиционных проектов, заключением договоров на выплату бюджетных субсидий по инвестиционным проектам.
Повторно рассмотрев требования истца о взыскании убытков в сумме 101 299 270 руб. в связи с неполной компенсацией затрат на выполнение работ по подготовке и благоустройству территории, суд апелляционной инстанции установил следующее.
23.11.2011 компанией в адрес Депстроительства Югры направлена заявка на получение субсидии, в составе которой были также заявлены расходы на подготовку территории и благоустройство территории новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района в размере 105 266 руб. 78 коп. (том 6 л. 91-95, 105-119).
Указанные расходы возникли в 2011 году и были заявлены к субсидированию 23.11.2011, то есть до момента прекращения действия постановления "Порядок предоставления субсидий за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, предусмотренных на цели строительства и реконструкции магистральных инженерных сетей", утверждённый постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.11.2007 N 282-п (утратил силу с 29.12.2011 в связи с принятием постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.12.2011 N 510-п), который предусматривал 100% субсидию от произведённых и подтверждённых затрат (пункт 9).
Решением комиссии от 26.11.2011 ЗАО "СК ВНСС" признано победителем конкурса по заявке от 23.11.2011, заявленная компенсация проверена и признана обоснованной (том 6 л. 144-148). Компенсация не была выплачена по причине не выполненного ввода в эксплуатацию инженерных сетей (том 6 л. 149). Тот факт, что невозможность ввода в эксплуатацию инженерных сетей обусловлена выдачей новых технических условий, то есть, обстоятельствами, не зависящими от действий (бездействия) компании, ответчики не опровергли.
23.11.2012 компания повторно обратилась с заявкой на получение компенсации затрат за счёт бюджетной субсидии в размере 485 001 940 руб., в том числе 105 266 870 руб. компенсации затрат по подготовке территории и благоустройству района новой застройки в д. Ярки. Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 23.12.2012 (том 3 л. 87-96) решено предоставить субсидию по указанной заявке в размере 352 450 880 руб., при этом в компенсации затрат по подготовке территории и благоустройству района новой застройки в д. Ярки в размере 105 266 870 руб. полностью отказано.
Однако из имеющегося в деле Технико-экономического обоснования реализации Инвестиционного проекта "Строительство новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района" (том 3 л. 1-6) следует, что в состав расходов на переселение входили расходы по подготовке территории и благоустройству.
Затраты по подготовке и благоустройству территории новой застройки, устройству хозяйственных построек и ограждению земельных участков были включены в сметную стоимость строительства.
Как следует из локальных сметных расчётов по указанным видам работ, к ним отнесены работы по разборке грунта, его перевозка, уплотнение грунта, его перемещение, устройство подстилающих и выравнивающих слоев, корчевка пней, обивка земли, бурение до 2-х метров, устройство тротуаров, установка ограждений участков, устройство хозпостроек, устройство покрытий из тротуарной плитки и пр.
При этом Государственными сметными нормативами НЦС 81-02-01-2012 "Жилые здания" предусмотрено, что стоимость строительства наружных инженерных сетей и благоустройства территории должны учитываться дополнительно по соответствующим сборникам норматива цены строительства (пункт 8). Кроме того, в стоимость строительства закладывается тип ограждения.
Пунктом 13 раздела НЦС 81-02-14-2012 "Сети водоснабжения и канализации" предусмотрено, что компенсационные выплаты, связанные с подготовкой территории строительства (снос ранее существующих зданий, перенос инженерных сетей и т.д.), а также дополнительные затраты, возникающие в особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населённых пунктах, а также стесненных условиях производства работ) следует учитывать дополнительно.
Работы по подготовке территории, благоустройству, устройству хозяйственных построек, ограждению земельных участков под жилую застройку производились одновременно и в ходе работ по строительству жилых домов д. Ярки.
Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 55), а также строительными нормами и правилами (СНиП 3.01.04-87, СНиП III-1075) установлено, что законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приёмке в эксплуатацию государственными приёмочными комиссиями только после выполнения всех работ по благоустройству территории в соответствии с утверждённым проектом застройки.
Жилые дома (44 шт.) введены в эксплуатацию в декабре 2011 года, переданы гражданам.
Исходя из характера указанных капитальных вложений (подготовка территории и благоустройство), которые необходимы для достижения цели инвестиционного проекта, и неразрывно с ним связаны, в том числе с технологией производства строительных работ, но при этом не могут являться самостоятельными объектами права, для истца изначально отсутствовала какая-либо возможность восстановления нарушенных прав, связанных с затратами на их создание, кроме как получение стоимостного выражения своих расходов.
Как пояснил суду апелляционной инстанции представитель истца, данные расходы не были компенсированы компании в рамках иных Целевых программ, расчёт затрат подтверждён экспертным заключением (том 5 л. 63-70), которое не оспаривается.
Письмом Первого заместителя Губернатора в адрес Ханты-Мансийского банка (открытого акционерного общества) (том 7 л. 39) подтверждено, что в первом квартале 2013 года планируется произвести корректировку статей бюджета и увеличить лимит финансирования мероприятий по покрытию затрат инвестора (ЗАО "СК ВНСС"), появившихся в результате инвестиционной деятельности при строительстве инженерных инфраструктур д. Ярки - 132 000 000 руб.
Из отзыва Депстроя Югры от 10.07.2014 следует, что указанная сумма 132 551, 06 тыс. руб. представляет собой 27 081 тыс.руб., наружные сети связи, 3 560,11 тыс. руб. (оставшийся не компенсированный 1%) и 101 299,27 тыс. руб. - некомпенсированные расходы по благоустройству и подготовке территории.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании убытков в сумме 101 299 270 руб. в связи с неполной компенсацией затрат на выполнение работ по подготовке и благоустройству территории подлежат удовлетворению.
В Целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Югры от 26.11.2010 N 313-п, её реализация предусмотрена за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Исковые требования фактически адресованы к публично-правовому образованию Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, в качестве процессуальных ответчиков обозначены Депстроительства Югры, Правительство Югры и Депфин Югры.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Главный распорядитель бюджетных средств определяется в соответствии со статьей 6 БК РФ и в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии с Положением о Депстрое Югры он является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию ипотечного кредитования.
Согласно пункту 6 Положения Депстрой Югры вносит Губернатору автономного округа и в Правительство автономного округа проекты законов, иных нормативных правовых актов автономного округа по вопросам, относящимся к сфере деятельности Департамента, в том числе: долгосрочные целевые программы (пункт 6.1.1); о порядке субсидирования процентных ставок привлекаемых кредитных ресурсов для реализации долгосрочных целевых программ автономного округа (пункт 6.1.2); о порядке предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений (пункт 6.1.5) и пр.
Депстрой Югры был определён государственным заказчиком - координатором Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011 - 2013 годы на период до 2015 года" (пункт 2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.11.2010 N 313-п), на основании которой была разработана Целевая программа "Переселение жителей из населённых пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей Ханты-Мансийского района (с. Базьяны, д. Сухорукова) на 2012 - 2013 годы".
Согласно пункту 8 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2011 N 168-п "О Порядке создания условий для переселения граждан с территорий с низкой плотностью населения и (или) труднодоступных местностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в случае, если в составе средств, предусмотренных на финансирование примерного плана переселения граждан с территорий с низкой плотностью населения и (или) труднодоступных местностей автономного округа планируется привлечение средств бюджета автономного округа, то финансирование предусматривается в составе бюджета автономного округа в виде субсидий.
Будучи осведомлённым о том, что источником финансирования Целевой программы "Переселение жителей из населённых пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей Ханты-Мансийского района (с. Базьяны, д. Сухорукова) на 2012 - 2013 годы" являются средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Депстроя Югры должен был обеспечить наличие механизма возмещения инвестору его затрат на принципах взаимовыгодного сотрудничества и заинтересованности, недопущения действий, наносящих экономический ущерб друг другу.
В свою очередь, инвестор, является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по строительству на платной основе, на которое не возложено бремя расходов по реализации функций государственного органа оказания адресной помощи гражданам, выезжающим из населённых пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей Ханты-Мансийского района. Основными задачами целевой программы "Переселение жителей из населенных пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей Ханты-Мансийского района (с. Базьяны, д. Сухорукова) на 2012 - 2013 годы) является сокращение неэффективных бюджетных затрат в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах; переселение граждан района в более благоприятные природно-климатические условия; формирование эффективного рынка трудовых ресурсов; повышение уровня предоставляемых социальных услуг населению; обеспечение круглогодичной транспортной доступности. Решение данных задач за счёт собственных средств инвестора противоречит целям его деятельности и влечёт возникновение убытков.
При этом недостаточность финансовых ресурсов у публичного образования не должна ущемлять право инвестора на возмещение затрат по реализации целевых программ.
Доказательств того, что ЗАО "СК ВНСС" пользовалось иными мерами государственной поддержки, и все возникшие у неё затраты тем самым полностью компенсированы, не имеется.
В данном случае незаконное виновное бездействие Депстроя Югры выражается в том, что лицу, реально осуществившему строительство новой застройки д. Ярки Манты-Мансийского района, не компенсированы экономические потери, понесенные в связи со строительством.
Правовых оснований для привлечения к субсидиарной ответственности Правительства Югры, Депфина Югры не имеется (статья 399 ГК РФ).
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу компании следует удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.12.2014 по делу N А75-3716/2014 подлежит изменению ввиду несоответствия выводов суда обстоятельства дела и неправильного применения норм материального права.
Расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на стороны по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально удовлетворённым требованиям, при этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
По смыслу части 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу пункта 1 части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Следовательно, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. То есть, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Поэтому суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться лицо, исполняющее функции государственного органа, освобожденное от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение лица, исполняющего функции государственного органа исполнительной власти, от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в его пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины.
Поскольку требования истца к Депстрою Югры удовлетворены на 74,66%, на него подлежат отнесению расходы компании в размере 49 773 руб. 58 коп. по уплате государственной пошлины по иску (200 000 руб. / 3 х 74,66%), в размере 746 руб. 60 коп. по уплате государственной пошлины по жалобе (3 000 руб. / 3 х 74,66%).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2014 по делу N А75-3716/2014 изменить, изложив его резолютивную часть следующим образом.
Взыскать с Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в лице Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1138601000845) за счёт средств окружного бюджета в пользу закрытого акционерного общества "Строительная компания ВНСС" (ОГРН 1028601465903, ИНН 8609002658) 257 976 640 руб. 18 коп. убытков, 66 667 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску, 1 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по жалобе.
В удовлетворении требований к Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3716/2014
Истец: ЗАО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ВНСС"
Ответчик: Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного окурга - Югры, Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югры, Департамент управления делами Губернатора ХМАО-Югры, Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент финансов ХМАО-Югры, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительство ХМАО-Югры
Третье лицо: Администрация Ханты-Мансийского района, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного окурга - Югры "Югорский институт развития строительного коплекса", Департамент строительства ХМАО - Югры, Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Департамент управления делами Губернатора ХМАО-Югры, Правительство ХМАО-Югры
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19858/15
15.06.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19858/15
10.06.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19858/15
10.04.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1797/15
23.12.2014 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3716/14