г. Пермь |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А60-46574/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" (ОГРН 1126633000944, ИНН 6633019000) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица ГУ УПФ РФ в г. Сухой Лог Свердловской области (ОГРН1026601870811, ИНН 6633007910) - Вострецова Е.М., паспорт, приказ от 26.08.2008;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2015 года
по делу N А60-46574/2014,
принятое судьей Дегонской Н.Л.,
по заявлению ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ"
к ГУ УПФ РФ в г. Сухой Лог Свердловской области
о признании незаконными действий,
установил:
ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухой Лог Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными действий Управления, заключающихся в предъявлении непредусмотренных действующим законодательством требований к заявителю о предоставлении дополнительных документов при заключении договора на оказание услуг по доставке и выплате трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных выплат на территории Сухоложского района Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы настаивает на том, что вывод арбитражного суда о том, что организации, не претендующие на оплату услуг по доставке пенсий и иных социальных выплат, осуществляемых через ПФР, должны выполнять требования, установленные приказом Минздравсоцразвития от 12.08.2010 N 620-н, является ошибочным.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы письменного отзыва.
Заявитель надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в июне 2012 года для целей оказания услуг населению, связанных с реализацией социальных программ и проектов, было учреждено ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ", основным видом деятельности которого согласно Уставу является, в том числе предоставление социальных услуг, связанных с осуществлением доставки и выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат (л.д. 22-26).
04.07.2012 общество обратилось в Управление с целью заключения договора на доставку пенсий и иных социальных выплат населению.
Письмом от 26.07.2012 N 05-11916 Управление сообщило обществу о том, что предложение о заключении договора о доставке пенсий может быть реализовано только в случае соблюдения обществом требований и условий приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 12.08.2010 N 620 "О требованиях и условиях, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке трудовых пенсий (части трудовой пенсии по старости) организациям почтовой связи и иным организациям, занимающимся их доставкой, заключившим соответствующие договоры с пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами)" (далее - Приказ от 12.08.2010 N 620), а также при наличии заявлений пенсионеров о выборе порядка доставки пенсии посредством названной организации (л.д. 27).
07.09.2012 общество повторно обратилось в Управление с целью заключения договора на доставку пенсий и иных социальных выплат населению, приложив к заявлению, в т.ч. копию Устава, договора от 07.09.2012 N 41 на охрану и сопровождение кассиров-инкассаторов, заявления граждан (пенсионеров) (л.д. 28).
В ответном письме от 19.04.2013 Управление отказало заявителю в заключении договора по доставке и выплате трудовых пенсий, указав на то, что в силу пп. "в" п. 2 Приказа от 12.08.2010 N 620 требование о заключении соответствующего договора Пенсионным фондом РФ адресовано к организациям, которые подтвердили наличие профессионального опыта работы на рынке услуг по доставке денежных сумм населению не менее двух лет, в то время как общество согласно выписке из ЕГРЮЛ поставлено на учет 20.06.2012 (л.д. 29).
30.04.2013 письмом от 02/1403 Управление повторно разъяснило обществу причину отказа в заключении соответствующего договора (л.д. 30).
Вступившим в законную силу решением Верховного суда РФ от 20ю.02.2014 по делу N АКПИ14-З обществу отказано в признании пп. "в" п. 2 Приказа от 12.08.2010 N 620 недействующим. При этом суд признал не имеющим правового значения ссылку общества на то, что оно является коммерческой организацией, предполагающей извлечение прибыли (л.д. 31-45).
07.07.2014 общество обратилось в Управление с целью заключения договора на доставку пенсий и иных социальных выплат на безвозмездной основе, указав на то, что возможность заключения договора на безвозмездной основе установлена вышеприведенным судебным актом, согласно которому требования о наличии профессионального опыта на рынке услуг по доставке денежных сумм населению не менее двух лет не распространяются на случаи осуществления организациями деятельности по доставке трудовых пенсий на безвозмездной основе (л.д. 46).
Письмом от 06.08.2014 Управление указало обществу, что документы, представленные с письмом от 07.07.2014, не заверены надлежащим образом, просило предоставить пакет документов согласно перечню п. 2 Приказа от 12.08.2010 N 620 (л.д. 47).
Письмом от 14.08.2014 общество представило в Управление заверенные копии Устава, решения учредителей ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" от 05.06.2012 N 1, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговый орган, договора от 07.09.2012 N 41 (л.д. 48).
Управление письмом от 11.09.2014 N 02/2555 отказало заявителю в заключении договора с указанием на то, что им не соблюден подпункт "е" пункта 2 Приказа от 12.08.2010 N 620 (л.д. 49).
Считая отказ в заключении договора незаконным и нарушающим права и интересы общества, ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия Управления соответствуют действующему законодательству, заявление общества о заключении договора не соответствует требованиям Приказа от 12.08.2010 N 620.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения арбитражного суда в силу следующего.
Основной целью Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является реализация права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий определен ст. 18 Закона N 173-ФЗ.
Как правильно указано в решении суда первой инстанции, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Законом о трудовых пенсиях в РФ. В соответствии с абзацами первым - пятым пункта 5 статьи 18 указанного закона доставка трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) производится по желанию пенсионера органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или через организации почтовой связи, кредитные организации и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, путем: вручения сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в кассе организации, производящей доставку трудовой пенсии; вручения сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) на дому; зачисления сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) на счет пенсионера в кредитной организации.
Оплата услуг по доставке трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) пенсионеру производится организациям почтовой связи и организациям, занимающимся доставкой трудовых пенсий, заключившим соответствующие договоры с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при соблюдении требований и условий, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития, за счет средств, предусмотренных на финансовое обеспечение выплаты соответствующей трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости).
Постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16.02.2004 N 15п/18 утверждены Правила выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.03.2004 за N 5621, и опубликован в уполномоченных СМИ.
Согласно п. 11 Правил выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" доставка пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, организациями почтовой связи, кредитными организациями и иными организациями, занимающимися доставкой пенсий. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования указанных норм права следует, что при выборе пенсионером организации, осуществляющей услуги по доставке пенсии, в обязанности Пенсионного фонда входит обеспечение предоставления гражданину выплаты пенсий в той форме и таким способом, какой указан в заявлении физического лица - получателя пенсии.
При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что организации, осуществляющие доставку пенсий по выбору пенсионеров, должны соответствовать в первую очередь предъявляемым к таким организациям требованиям.
Приказом от 12.08.2010 N 620 Минздравсоцразвития РФ (действовавшим до 01.01.2015) утверждены требования и условия, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке трудовых пенсий (части трудовой пенсии по старости) организациям почтовой связи и иным организациям, занимающимся их доставкой, заключившим договоры с Пенсионным фондом РФ (его территориальными органами).
Данные требования и условия разработаны в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Заключение договора по доставке пенсий и оплата услуг по доставке пенсий производится Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами только при соблюдении требований и условий перечисленных в п. 2 Требований.
При этом согласно п. 3 требований организация, желающая заключить договор о доставке пенсий, должна предоставить Пенсионному фонду РФ (его территориальным органам) документы, предусмотренные подпунктами "а"-"е" п. 2 настоящих Требований:
а) представления заверенной в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации как юридического лица;
б) представления заверенной в установленном порядке копии учредительного документа организации (устав, положение), содержащего положение об осуществлении деятельности по доставке пенсий;
в) представления документа, подтверждающего наличие профессионального опыта работы на рынке услуг по доставке денежных сумм населению не менее двух лет;
г) представления письма организации об отсутствии возбужденного в отношении нее дела о несостоятельности и банкротстве;
д) исключен. - Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2010 N 1170н;
е) представления заверенных в установленном порядке копий договоров, заключенных организацией, о страховании деятельности организации по доставке пенсий в целях сохранности денежных средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе при их хранении, транспортировке и вручении получателю, включая страхование от рисков, связанных с противоправными действиями третьих лиц (кража, грабеж, разбой и др.), а также с явлениями стихийного характера (взрыв, пожар, заносы, наводнения, удар молнии, буря, вихрь и другие стихийные бедствия);
Судом установлено, что отказ уполномоченного органа в заключении с ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" договора на оказание услуг обоснован отсутствием договора, заключенного заявителем, о страховании деятельности организации по доставке пенсий.
При этом прилагаемый к заявлению договор от 07.09.2012 N 41 на охрану и сопровождение кассиров-инкассаторов исследован судом первой инстанции в заседании.
Фактически данный договор не заключен, является проектом договора. В судебном заседании арбитражного суда представитель заявителя пояснил, что данный договор не заключен в связи отсутствием необходимости, поскольку деятельность планируется осуществлять бесплатно.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно отзыву Управления, у заявителя за весь период деятельности отсутствуют расчетные счета; отчетность представлена с "нулевыми" начислениями, сведения по персонифицированному учету не сдавались; Управлением проведен осмотр территории, расположенной по юридическому адресу общества (г. сухой Лог, ул. Артиллеристов, 33), в ходе которого установлено, что по указанному адресу находится производственная база с прилегающей к ней офисными зданиями с иными арендаторами. Вывески, либо указателя с наименованием заявителя по его юридическому адресу нет.
Осознавая ответственность перед получателями, исходя из информации, предоставляемой доставочной организации, а именно: адрес пенсионера, сумма выплаты (т.е. персональные данные), при названных обстоятельствах Управление в силу требований закона не могло принять положительное решение по заключению договора с доставочной организацией, которая не имеет расчетного счета, не ведет финансово-хозяйственную деятельность, не выполняет требования и условия Приказа от 12.08.2010 N 620н (подпункт "е" пункта 2 Приказа).
Довод заявителя о том, что положения Приказа от 12.08.2010 N 620н не распространяются на организации, оказывающие услуги бесплатно, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку в пункте 1 требований и условий указано, что настоящие требования и условия разработаны в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и применяются при доставке трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами). Каких-либо изъятий и особых условий документ не содержит. организации, оказывающие услуги по доставке пенсий на безвозмездной основе, также обязаны выполнять установленные законодательно порядок и требования. Какие-либо исключения законом не установлены.
Кроме того, с 01.01.2015 года действует новый приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.08.2014 N 550н "О требованиях и условиях, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке страховых пенсий и накопительной пенсии организациям почтовой связи и иным организациям, занимающимся их доставкой", который также содержит обязательное условие о наличии договоров о страховании деятельности организации по доставке пенсий в целях сохранности денежных средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенных для выплаты пенсий, в том числе при их хранении, транспортировке и вручении получателю пенсии, включая страхование рисков, связанных с противоправными действиями третьих лиц, а также с явлениями стихийного характера.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, следовательно, жалоба общества удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2015 года по делу N А60-46574/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46574/2014
Истец: ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ СУХОМ ЛОГУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ УПФ РФ в г. Сухой Лог Свердловской области