г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2015 г. |
Дело N А56-70601/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.С.Копыловой,
судей И.Г.Медведевой, И.Ю.Тойвонена,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.А.Терентьевой,
при участии:
от ответчика: Ивановой О.В. по доверенности от 31.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2726/2015) Распутина Н.П. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2014 по делу N А56-70601/2014(судья Д.Н.Шустова), принятое
по заявлению Распутина Николая Петровича
к Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой Службы России N 15 по Санкт-Петербургу о признании незаконным бездействия,
установил:
Распутин Николай Петрович обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, регистрирующий орган), выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о заявителе как конкурсном управляющем ООО "Инлайн".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.12.2014 в удовлетворении заявления отказано, поскольку заявление по установленной форме о внесении изменений в сведения об обществе, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, Распутиным Н.П. не представлялось.
Распутиным Н.П. подана апелляционная жалоба, в которой просил отменить решение и признать незаконными действия по невключению в ЕГРЮЛ сведений о конкурсном управляющем ООО "Инлайн" Распутине Н.П., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В соответствии с Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденными приказом ФНС от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, раздел 4 "Сведения о конкурсном управляющем" указанной формы заполняется в случае принятия судом решения о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) в соответствии со сведениями о конкурсном управляющем, содержащимися в указанном решении или определении арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего. Закон о банкротстве не содержит обязанности конкурсного управляющего вносить соответствующие изменения в ЕГРЮЛ относительно своего назначения на основании заявления в порядке, предусмотренном статьями 17 и 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц). Методические указания, разработанные органом Правительства Российской Федерации, указывают на обязанность регистрирующего (налогового) органа без предоставления уведомлений по формам N Р15002 и Р15001внести соответствующие изменения в реестр и направить соответствующие свидетельства и выписки в адрес конкурсного управляющего. Закон о регистрации и подзаконные нормативные акты не предусматривают обязанность конкурсного управляющего заполнять заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001.
МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу возражала относительно апелляционной жалобы, пояснив, что с заявлением Распутин В.Н. не обращался, и оснований для внесения сведений в ЕГРЮЛ не имелось. Ни Закон о банкротстве, ни Закон о государственной регистрации не освобождают конкурсного управляющего от представления изменений, вносимых в сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в порядке пункта 5 статьи 5, пункта 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации. Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление формы N Р14001.
Податель апелляционной жалобы, извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом толкования норм процессуального права Высшим Арбитражным Судом РФ в пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явился.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке с применением части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, возражения регистрирующего органа в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2014 по делу N А56-21238/2014 ООО "Инлайн" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Распутин Н.П.
03.07.2014 заявитель направил в адрес Инспекции копию решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2014 по делу N А56-21238/2014 для целей включения в ЕГРЮЛ сведений об арбитражном управляющем Общества.
Указывая на незаконность бездействия регистрирующего органа в связи с несовершением действий по включению сведений о заявителе как конкурсном управляющем общества, заявитель обратился с настоящим требованием в суд.
Оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, отклонив довод заявителя о возложении на регистрирующий орган обязанности по внесению в ЕГРЮЛ сведений о конкурсном управляющем исключительно на основании решения суда о признании организации-должника банкротом без представления соответствующего заявления, поскольку Закон о регистрации и Закон о банкротстве такого порядка осуществления государственной регистрации, в отличие от процедуры регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с завершением процедуры банкротства, не предусматривает.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклонены, как не нашедшие объективного подтверждения в судебном заседании.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" признан утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя", на который ссылается податель апелляционной жалобы.
Спорные правоотношения возникли в связи с необходимостью внесения записи об изменениях сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, поэтому регулируются Законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 1.3 статьи 9 Закона о регистрации конкурсный управляющий является одним из лиц, которые могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в частности, сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - N Р14001, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о регистрации представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьи 9 Закона.
В силу пункта 1.1 статьи 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (пункт 1.2 названной нормы).
Поскольку действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, и императивно установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений, для внесения соответствующих сведений в реестр заявителю необходимо представить на регистрацию надлежащим образом оформленное заявление по форме N Р14001 и копию определения арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего.
Непредставление заявителем таких документов является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
В связи с изложенным оснований для признания незаконным бездействия регистрирующего органа при отсутствии заявления о внесении сведений в ЕГРЮЛ у суда первой инстанции не имелось, и часть 3 статьи 201 АПК РФ, согласно которой, если арбитражный суд установит, что оспариваемое бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, обоснованно применена судом первой инстанции.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы или в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 110, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда первой инстанции от 06.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.С. Копылова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70601/2014
Истец: Распутин Николай Петрович, Руспутин Николай Петрович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N15 по Санкт-Петербургу