г. Москва |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А40-142053/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Седова С.П.,
Судей: Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2015 г.
по делу N А40-142053/14, принятое судьей Агафоновой Е.Ю. (шифр судьи 31-1210),
по иску Первого заместителя военного прокурора Западного военного округа
(191055, г. Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 4)
к 1) Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284, 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19),
2) Федеральному государственному казенному учреждению "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1107746633521, 125137, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 41),
3) Открытому акционерному обществу "Мальтинский военный лесхоз"
(ОГРН 1093819000736, 119021, г. Москва, Комсомольский проспект, д. 18, корп. 3)
третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Морозовское военное лесничество" Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1024700565120, 188664, Ленинградская область, Всеволожский район, гп Токсово, Ленинградское шоссе, д. 1 б)
о признании договоров недействительными,
при участии в судебном заседании:
от истца: Овчаренко А.Г. по доверенности N 4/4740 от 14.04.2015,
от ответчиков: 1 - не явился, извещен,
2 - Богатырев М.В. по доверенности N 4/318 от 10.02.2015,
3- Пашкин Д.А. по доверенности N 33 от 10.04.2015,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель военного прокурора Западного военного округа обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, Открытому акционерному обществу "Мальтинский военный лесхоз" о признании недействительными государственного контракта от 18 февраля 2014 года N 9; договора N 51 от 10.04.2014 купли-продажи лесных насаждений; договора N 52 от 10.04.2014 купли-продажи лесных насаждений; договора N 53 от 10.04.2014 купли-продажи лесных насаждений; договора N 54 от 10.04.2014 купли-продажи лесных насаждений; договора N 56 от 13.05.2014 купли-продажи лесных насаждений; договора N 75 от 10.06.2014 купли-продажи лесных насаждений; договора N 76 от 10.06.2014 купли-продажи лесных насаждений; договора N 77 от 10.06.2014 купли-продажи лесных насаждений; договора N 87 от 17.06.2014 купли-продажи лесных насаждений; договора N 88 от 17.06.2014 купли-продажи лесных насаждений.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что размещая заказ у единственного исполнителя, государственный заказчик определил цену оспариваемого государственного контракта от 18 февраля 2014 года N 9 без учета стоимости продаваемой в рамках этого же контракта древесины. Отсутствие публичных процедур привело к созданию преимущественного положения единственного исполнителя и лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение договора, а привело к продаже древесины по цене, существенно ниже рыночной. В связи с указанным истец реализуя свое право, предусмотренное ст. 52 АПК РФ, обратился в суд с иском о признании перечисленных выше сделок недействительными на основании ст. 168 ГК РФ, ст. 19 Лесного кодекса РФ, ст. 24 Федерального закона "О контрактной систем в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральное государственное учреждение "Морозовское военное лесничество" Министерства обороны Российской Федерации участвует в деле в качестве третьего лица.
Решением от 26 января 2015 г. Арбитражный суд города Москвы удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым решением, Минобороны РФ и Федеральное государственное казенное учреждение "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, так как размещение заказа у единого поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами (100.000 рублей). Суд первой инстанции сослался на недействующие правовые акты.
В судебном заседании апелляционного суда представители второго и третьего ответчиков поддержали доводы жалоб. Истец возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение без изменения, ссылался на судебные акты по делу со схожими обстоятельствами А40-132470/13.
Минобороны РФ и третье лицо, которые в соответствии со ст. 123 АПК РФ были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение отмене или изменению не подлежит.
Апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств и норм права.
18 февраля 2014 года между федеральным государственным казенным учреждением "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заказчик, ФГКУ "ТУЛХ") и открытым акционерным обществом "Мальтинский военный лесхоз" (далее - исполнитель, ОАО "Мальтинский военный лесхоз") заключен государственный контракт N 9 (далее - контракт).
Контракт заключен путем размещения заказа у единственного исполнителя.
Согласно п. 1.1 контракта предметом является выполнение работ (оказание услуг) по охране, защите, воспроизводству лесов и осуществление купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины на территории Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
В п. 1.2 контракта указано, что в рамках контракта заказчик осуществляет продажу исполнителю лесных насаждений для заготовки древесины, в связи с чем стороны обязуются заключить в период действия контракта договоры купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины.
В силу п. 5.1.8 исполнитель имеет право осуществлять заготовку древесины лесных насаждений в объемах и с выполнением условий заготовки древесины, указанных в договоре купли-продажи лесных насаждений.
В рамках контракта, о чем прямо указано в текстах представленных документов, были заключены следующие договоры купли-продажи лесных насаждений:
1. Договор N 51 от 10.04.2014 купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации в Ленинградской области (Веденеевское участковое лесничество Морозовского лесничества Минобороны России, квартал N 3 выдел 1, 2, 7, 8, 9), заключен между Минобороны России в лице начальника ФГКУ "ТУЛХ" и ОАО Мальтинский военный лесхоз", цена договора составляет 42.680 руб. 80 коп.
2. Договор N 52 от 10.04.2014 купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации в Ленинградской области (Северное участковое лесничество Морозовского лесничества Минобороны России, квартал 198, выделы 4, 9, 15), заключен между Минобороны России в лице начальника ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России и ОАО "Мальтинский военный лесхоз" на сумму 32 299 руб. 70 коп.
3. Договор N 53 от 10.04.2014 купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации в Ленинградской области (Северное участковое лесничество Морозовского лесничества Минобороны России, квартал 162, выделы 1-6, 9, 10), заключен между Минобороны России в лице начальника ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России и ОАО "Мальтинский военный лесхоз" на сумму 16 373 руб. 30 коп.
4. Договор N 54 от 10.04.2014 купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации в Ленинградской области (Веденеевское участковое лесничество Морозовского лесничества Минобороны России, квартал N 6 выдел 2-9, 12, 15, 16), заключен между Минобороны России в лице начальника ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России и ОАО "Мальтинский военный лесхоз".
5. Договор N 56 от 13.05.2014 купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации в Ленинградской области (Северное участковое лесничество Морозовского лесничества Минобороны России, квартал 128, выделы 1-4, 6-13) заключен между Минобороны России в лице начальника ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России и ОАО "Мальтинский военный лесхоз" на сумму 80349 руб. 70 коп.
6. Договор N 75 от 10.06.2014 купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации в Ленинградской области (Северное участковое лесничество Морозовского лесничества Минобороны России, квартал 182, выделы 10, 12; квартал 194 д. 1, выдел 2, 3; квартал 194 д. 2, выделы 3, 4, 5, 6), заключен между Минобороны России в лице начальника ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России и ОАО "Мальтинский военный лесхоз" на сумму 85 872 руб.
7. Договор N 76 от 10.06.2014 купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации в Ленинградской области (Северное участковое лесничество Морозовского лесничества Минобороны России, квартал 18 выделы 13, 14, 18 д. 1; квартал N 18 выдел 19 д. 2; квартал 195 д. 1 выдел 1-11; квартал 206 д. 1 выдел 4; квартал N 207 д. 1 выдел 1, 2, 3; квартал N 212 д. 1 выдел 1-4) заключен между Минобороны России в лице начальника ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России и ОАО "Мальтинский военный лесхоз" на сумму 45 315 руб. 30 коп.
8. Договор N 77 от 10.06.2014 купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации в Ленинградской области (Северное участковое лесничество Морозовского лесничества Минобороны России, квартал N 173 выделы 5, 6, 14; квартал N 174 выдел 1, 6; квартал N 199 выдел 15 делянка 1, квартал N 199 выдел 11, 13, 16-18, делянка 2; квартал N 210 выдел 8; квартал N 221 выдел 16, 20) заключен между Минобороны России в лице начальника ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России и ОАО "Мальтинский военный лесхоз" на сумму 8 051 руб. 90 коп.
9. Договор N 87 от 17.06.2014 купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации в Ленинградской области (Северное участковое лесничество Морозовского лесничества Минобороны России, квартал N 231 д. 1 выделы 4, 9, 10; квартал N 231 д. 2 выделы 1-4, 8, 12; квартал N 161 д. 2 выделы 5, 6, 8, 11-13, 15, 16; квартал N 161 д. 1 выдел 18-25) заключен между Минобороны России в лице начальника ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России и ОАО "Мальтинский военный лесхоз" на сумму 53 559 руб. 40 коп.
10. Договор N 88 от 17.06.2014 купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации в Ленинградской области (Северное участковое лесничество Морозовского лесничества Минобороны России, квартал 219 выдел 1-10; квартал N 130 д. 2 выдел 9; квартал N 130 д. 3 выдел 5-7, 20, 21, 23; квартал N 218 выдел 2-5, 7-10; квартал 160 д.1 выдел 10-12, 14-17, 20), заключен между Минобороны России в лице начальника ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России и ОАО "Мальтинский военный лесхоз" на сумму 75.646 руб.
Общая цена заключенных с ОАО "Мальтинский военный лесхоз" сделок в рамках выполнения работ по контракту (охрана, защита, воспроизводство лесов) составила более 440.000 руб.
Вопреки доводам жалоб, признавая недействительными государственный контракт от 18 февраля 2014 года N 9 и заключенные в его рамках договоры купли-продажи лесных насаждений NN 51, 52, 53, 54 от 10.04.2014, N 56 от 13.05.2014, NN 75, 76, 77 от 10.06.2014, NN 87, 88 от 17.06.2014, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесным кодексом РФ.
При осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с Лесным кодексом РФ.
При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.
Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите воспроизводству лесов и заключения таких договоров, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Приказом Министерства экономического развития N 270 от 5 июля 2010 г. утверждены Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым размещение заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка.
В п. 2 Особенностей предписано в обязательном порядке включать в конкурсную документацию или документацию об аукционе положения, определяющие стоимость (цену) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленную по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плату за заготовку древесины.
Таким образом, системный анализ приведенных выше норм права позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, заключение договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с продажей ленных насаждений для заготовки древесины возможно исключительно по результатом проведения торгов в форме конкурса или аукциона;
во-вторых, действующим законодательством установлено, что стоимость контракта на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов складывается из стоимости подлежащих выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов и стоимости заготавливаемой древесины.
При заключении государственного контракта N 9 от 18.02.2014 и договоров купли-продажи лесных насаждений NN 51, 52, 53, 54 от 10.04.2014, N 56 от 13.05.2014, NN 75, 76, 77 от 10.06.2014, NN 87, 88 от 17.06.2014 торги не проводились, что ответчиками не отрицается.
Отсутствие публичных процедур привело к созданию преимущественного положения единственного исполнителя и лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение договора.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 52 АПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца являются законными, обоснованными и правомерно их удовлетворил.
Довод ответчика со ссылкой на ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, которым предоставлена возможность размещения заказа у единого поставщика (исполнителя, подрядчика), является необоснованным по следующим обстоятельствам.
На основании п. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пункт 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Статьей 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В частности подпунктом 5 п. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено осуществление закупки товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем двадцать миллионов рублей в год.
Согласно п. 13 ст. 22 Закона N 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (п. 17 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
В силу п. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с п. 3.5.2 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.
Стоимость государственного контракта N 9 от 18.02.2014 и договоров купли-продажи лесных насаждений NN 51, 52, 53, 54 от 10.04.2014, N 56 от 13.05.2014, NN 75, 76, 77 от 10.06.2014, NN 87, 88 от 17.06.2014 составляет более 473.464 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2015 по делу N А40-142053/14 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Судьи |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142053/2014
Истец: Военная прокуратура Западного военного округа, Первый заместитель военного прокурара Западного военного округа, Первый заместитель военного прокурора Западного военного округа
Ответчик: Минестерство обороны РФ, Министерство обороны РФ, ОАО "Мальтинский военный лесхоз", ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" МО РФ, ФГКУ Территориальное управление лесного хозяйства Министерства обороны РФ
Третье лицо: ФГУ "Морозовское военное лесничество", ФГУ "Морозовское лесничество" Минообороны России-филиал ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства"Минообороны россии, ФГУ Морозовское лесничество МО РФ-Филиал