г. Москва |
|
17 апреля 2015 г. |
Дело N А41-42550/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от ООО "Современные технологии сервиса" - Тимофеев А.В. представитель по доверенности от 30.12.2014,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Солженицина Е.С. представитель по доверенности от 13.10.2014, Калинин Д.И. представитель по доверенности от 30.03.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 09.02.2015 по делу N А41-42550/14, принятое судьей Голубковым П.А., по заявлению ООО "Современные технологии сервиса" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании предписаний NС3-00081-20-2014/4 и NС3-0081-20-2014/5 от 24.04.2014,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Современные технологии сервиса" (далее - общество, заявитель, ООО "Современные технологии сервиса") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, административный орган) об оспаривании предписаний от 24.04.2013 N С3-00081-20-2014/4 и N С3-0081-20-2014/5.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.02.2015 по делу N А41-42550/14 заявленные требования удовлетворены (том 2, л.д. 106-108).
Не согласившись с указанным судебным актом управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ООО "Современные технологии сервиса" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 31.03.2014 N СЗ-00081-20-2014 заинтересованным лицом в отношении ООО "СТ-Сервис" проведена плановая выездная проверка, с целью проверки соблюдения требований жилищного законодательства при управлении (обслуживании) жилищным фондом по адресам: 141400, Московская область, г. Химки, ул. Совхозная, дома N 2, 3, 5, 7 и 9 (том 1 л.д.40).
Уведомление о проведении проверки вручено обществу 31.03.2014 (том 1, л.д. 47).
Проверка проводилась в период с 03.04.2014 по 30.04.2014 года.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.04.2014 N СЗ-0081-20-2014 (том 1, л.д. 42-45).
В итоговом акте проверки, среди прочего, указано на необходимость проведения перерасчета по начислениям жилищно-коммунальных услуг:
ул. Совхозная дома N N 2 и 9.
Также до составления акта проверки 24.04.2014 обществу выданы предписания: N С3-00081-20-2014/4 и N С3-0081-20-2014/5, в которых ошибочно указан год составления "2013" вместо "2014" (том 1, л.д. 46-47).
Предписанием от 24.04.2014 N С3-00081-20-2014/4 обществу указано на необходимость в срок до 24.06.2014:
"1) выполнить корректировку размера платы за отопление за 2013 года по исполнение требований пункта 2 приложения N 2 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 в соответствии с фактическим показанием ОДПУ тепловой энергии в 2013 году;
2) с 01.01.2014 года произвести перерасчет начисленного размера платы за отопление согласно пункту 21 "б" Правил N 307 (на основании среднемесячного фактического расхода за 2013 год) с последующей корректировкой;
3) выполнить возврат начисленной платы за "электроснабжение МОП" за период с 01.04.2013 года. Провести начисление платы за электроснабжение на ОДН с 01.08.2013 года по формулам 10 и 15 Приложения N 2 постановления Правительства РФ N 354 (по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных Распоряжением Минстроя и ЖКХ от 17.07.2013 N 102) в соответствии с данными технического паспорта на жилой дом;
4) произвести перерасчет начисленного размера платы за содержание и ремонт в соответствии с правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491"
- в отношении дома по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Совхозная, д. 2.
Предписанием от 24.04.2014 N С3-00081-20-2014/5 обществу указано на необходимость в срок до 24.06.2014 года:
"1) выполнить корректировку размера платы за отопление за 2013 года по исполнение требований пункта 2 приложения N 2 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 в соответствии с фактическим показанием ОДПУ тепловой энергии в 2013 году;
2) с 01.01.2014 года произвести перерасчет начисленного размера платы за отопление согласно пункту 21 "б" Правил N 307 (на основании среднемесячного фактического расхода за 2013 год) с последующей корректировкой;
3) выполнить возврат начисленной платы за "электроснабжение МОП" за период с 01.12.2012 года по 01.01.2014. Провести начисление платы за электроснабжение на ОДН с 01.08.2013 года по формулам 10 и 15 Приложения N 2 постановления Правительства РФ N 354 (по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных Распоряжением Минстроя и ЖКХ от 17.07.2013 N 102) в соответствии с данными технического паспорта на жилой дом. Произвести начисление размера платы на ОДН по электроэнергии на нежилые помещения во исполнение требований п. 33 раздела 3 пункта 17 Приложения 2 ППРФ N 354 от 06.05.2011"
- в отношении дома по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Совхозная, д. 9.
Не согласившись с вынесенными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что проверка начата с нарушением требований части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294).
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предписание как ненормативный правовой акт, направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, то есть содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания. При этом лицу, которому адресовано предписание, должна быть обеспечена возможность его фактического исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Исходя из пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее также - Правила N 307).
Согласно названным Правилам размер платы за оказанные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета в порядке пунктов 16, 21, 22, 23, 24, 28, 31 Правил, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 32 Правил.
В соответствии с пунктом 21 названных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, устанавливающей расчетный порядок размера оплаты за потребленную тепловую энергию.
Понятия "коллективного (общедомового) прибора учета" и "коммунальных ресурсов" нормативно закреплены в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), согласно которому под "коллективным (общедомовым) прибором учета" понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом; а под "коммунальными ресурсами" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса, разделам 2 - 4 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее по тексту - Правила N Вк-4936), абонент обеспечивает учет тепловой энергии.
Исходя из пункта 1.3, абзаца второго подпункта 2.1.1 Правил N Вк-4936 для указанных целей оборудуется узел учета, который должен размещаться у границы раздела балансовой принадлежности трубопроводов в местах, максимально приближенных к головным задвижкам источника.
В соответствии с пунктом 1 названных выше Правил N Вк-4936 границей балансовой принадлежности тепловых сетей является линия раздела элементов тепловых сетей между владельцами по признаку собственности, аренды или полного хозяйственного ведения.
Пунктами 2.1.2, 2.3.2 названных Правил установлен перечень величин, которые должны определяться на каждом узле учета тепловой энергии источника теплоты с помощью приборов учета и к ним относится, в частности, отпущенная тепловая энергия.
В соответствии с пунктом 1 Правил N Вк-4936 виды тепловых нагрузок разделяются на: отопительную, вентиляционную, кондиционирование воздуха, технологическую, горячее водоснабжение.
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе балансовой принадлежности, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления данного вида коммунальных ресурсов.
При отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами N Вк-4936, объем отпущенной тепловой энергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 22.09.2009 N 5290/09 и от 23.11.2010 N 6530/10.
Предписание от 24.04.2014 N СЗ-00081-20-2014/4 состоит из 4 пунктов. Первый пункт предписания обязывает заявителя выполнить корректировку размера платы за отопление за 2013 год во в соответствии с пунктом 2 приложения N 2 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 в соответствии с фактическим показаниями ОДНУ тепловой энергии в 2013 году.
Второй пункт предписания обязывает заявителя произвести с 01.01.2014 года перерасчет начисленного размера платы за отопление согласно пункту 21 "б" Правил N 307 (на основании среднемесячного фактического расхода за 2013 год) с последующей корректировкой.
Согласно подпункту б пункта 21 Правил N 307 при многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к правилам. Пункт 2 приложения N 2 к указанным Правилам устанавливает, что переменная V1 используемая в формуле для расчета платы за отопление, представляет собой среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Последний абзац подпункта 2 пункта 2 приложения N 2 к указанным Правилам устанавливает, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 (расчет по нормативам потребления), которая установлена п. 1 приложения N 3 к Правилам, используется ООО "СТ-Сервис" для расчета и не предусматривает возможности ежегодного перерасчета.
В доме N 2 имеется встроенный индивидуальный тепловой пункт, который перераспределяет получаемую извне тепловую энергию в воде посредством теплообменников, обогревая закрытый контур теплоносителя в доме (для нужд отопления) и подогревая холодную питьевую воду для нужд горячего водоснабжения. Конструктивная особенность узла учета тепловой энергии в доме N 2 по ул. Совхозная, г. Химки МО такова, что раздельный учет тепловой энергии, направленной на отопление и на подогрев питьевой воды до состояния горячей невозможен.
Следовательно, предлагаемая ГУ МО "Госжилинспекция МО" для расчета формула N 7 использована быть не может, т.к. для этого отсутствуют основания и фактические данные. Пункт 2 приложения N 2 применен быть не может.
Находящийся в доме индивидуальный тепловой пункт, который оборудован единым общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывает весь объем поступающей в данный дом тепловой энергии, не позволяет разделить тепловую энергию, направляемую на нужды отопления и на подогрев холодной воды, из показаний имеющегося коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии невозможно достоверно установить, какое количество теплоресурса использовано на отопление, что исключает возможность проведения корректировки по итогам года.
Пункт 3 предписания обязывает заявителя выполнить возврат начисленной платы за электроснабжение МОП за период с 01.04.2013 и произвести начисление платы за электроснабжение на ОДН с 01.08.2013 по формулам 10 и 15 приложения N 2 к постановлению Правительства РФ N 354 (по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным распоряжением Минстроя и ЖКХ от 17.07.2013 г. N 102 (ред. от 23.08.2013) в соответствии с данными технического паспорта на жилой дом.
Госжилинспекция МО обязывает заявителя произвести перерасчет платы за электроэнергию, направленную общедомовые нужды, используя формулу, применяющуюся в случае отсутствия в доме общедомового прибора учета электроэнергии. В доме N 2 по ул. Совхозная, г. Химки МО, общедомовые приборы учета электроэнергии имеются, прошли поверку и введены в эксплуатацию. Их показания используются для расчетов с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, расчет общедомового потребления электроэнергии по нормативам потребления, предлагаемый Госжилинспекцией МО, противоречит действующему законодательству.
Четвертый пункт предписания обязывает заявителя произвести перерасчет начисленного размера платы за содержание и ремонт в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Согласно пункту 3 указанных Правил для целей Правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров управления. Предельная длительность перерывов предоставления услуг также установлена указанными документами.
Со стороны ООО "СТ-Сервис" не допущено никаких нарушений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Перерывов предоставления коммунальных услуг, установленных приложением N 1 к Правилам N 354 также не допущено. В связи с вышеизложенным на ООО "СТ-Сервис" возложены обязанности, не предусмотренная пунктом 6 Правилам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Доказательств обратно жилищной инспекцией не представлено.
Предписание от 24.04.2014 N СЗ-00081-20-2014/5 состоит из 3 пунктов. Первый пункт предписания обязывает заявителя выполнить корректировку размера платы за отопление за 2013 год во в соответствии с пунктом 2 приложения N 2 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 в соответствии с фактическим показаниями ОДПУ тепловой энергии в 2013 году.
Второй пункт предписания обязывает заявителя произвести с 01.01.2014 перерасчет начисленного размера платы за отопление согласно пункту 21 "б" Правил N 307 (на основании среднемесячного фактического расхода за 2013 год) с последующей корректировкой.
Согласно подпункту б пункта 21 Правил N 307 при многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам. Пункт 2 приложения N 2 к указанным Правилам устанавливает, что переменная V 1 используемая в формуле для расчета платы за отопление, представляет собой среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Последний абзац подп. 2 п. 2 приложения N 2 к указанным Правилам устанавливает, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 (расчет по нормативам потребления), которая установлена пунктом 1 приложения N 3 к Правилам, используется ООО "СТ-Сервис" для расчета и не предусматривает возможности ежегодного перерасчета.
В доме N 2 имеется встроенный индивидуальный тепловой пункт, который перераспределяет получаемую извне тепловую энергию в воде посредством теплообменников, обогревая закрытый контур теплоносителя в доме (для нужд отопления) и подогревая холодную питьевую воду для нужд горячего водоснабжения. Конструктивная особенность узла учета тепловой энергии в доме N 2 по ул. Совхозная, г. Химки МО такова, что раздельный учет тепловой энергии, направленной на отопление и на подогрев питьевой воды до состояния горячей невозможен. Следовательно, предлагаемая ГУ МО "Госжилинспекция МО" для расчета формула N 7 использована быть не может, т.к. для этого отсутствуют основания и фактические данные. Пункт 2 приложения N 2 применен быть не может. Заявитель обоснованно применял при расчетах формулу, установленную пунктом 1 приложения N 2 к Правилам.
Пункт 3 предписания обязывает заявителя выполнить возврат начисленной платы за электроснабжение МОП за период с 01.12.2012 по 01.01.2014 и произвести начисление платы за электроснабжение на ОДН с 01.08.2013 г. по формулам 10 и 15 Приложения N 2 постановления Правительства РФ N 354 (по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным распоряжением Минстроя и ЖКХ от 17.07.2013 N 102 (ред. от 23.08.2013) в соответствии с данными технического паспорта на жилой дом, а также произвести начисление размера платы на ОДН по электроэнергии на нежилые помещения - во исполнение требований пункта 44 раздела 3 пункта 17 приложения 2 постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
Госжилинспекция МО обязывает заявителя произвести перерасчет платы за электроэнергию, направленную общедомовые нужды, используя формулу, применяющуюся в случае отсутствия в доме общедомового прибора учета электроэнергии. В доме N 9 по ул. Совхозная, г. Химки МО, общедомовые приборы учета электроэнергии имеются, прошли поверку и введены в эксплуатацию. Их показания используются для расчетов с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, расчет общедомового потребления электроэнергии по нормативам потребления, предлагаемый Госжилинспекцией МО, противоречит действующему законодательству. То же касается требований Госжилинспекции МО произвести начисление платы за электроэнергию для нужд ОДН по формуле, предназначенной для домов, не оборудованных общедомовым прибором учета электроэнергии.
Доказательств иного заинтересованным лицом не представлено в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемые предписания не соответствуют требованиям исполнимости.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии грубых нарушений, допущенных в ходе проведения проверки общества.
Как правомерно указал суд первой инстанции, управлением не представлены в материалы дела доказательства уведомления общества о проведении проверки в соответствии с требованиями части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения).
Из материалов дела усматривается, что к проведению проверки заинтересованное лицо приступило 03.04.2014 в 10:00 (том 1, л.д. 42).
Следовательно, с учетом положения части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ общество должно было быть уведомлено о начале проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала, то есть не позднее 28 марта 2014 года.
Из материалов дела следует, что уведомление о проведении проверки было вручено обществу 31.03.2014 (том 1, л.д. 41).
Каких-либо иных доказательств своевременного уведомления общества о проведении проверки (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения) управлением в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управлением допущено нарушение требований части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки), что является грубым нарушением требований к организации и проведению проверки и влечет недействительность результатов проверки: акта проверки от 30.04.2014 N СЗ-0081-20-2014. Результаты проведенной управлением проверки, полученные с грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении в отношении общества.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок уведомления о проведении плановой проверки нарушен не был, так как распоряжение о проведении проверки поступило в адрес общества 31.03.2014, в течение трех рабочих дней, не может быть принят во внимание.
В соответствии с частью 11 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (часть 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
Из смысла буквального толкования пункта 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ следует, что с момента уведомления о предстоящей проверке до дня ее проведения должно пройти не менее трех рабочих дней. Если же от момента направления извещения и до дня проведения проверки остается менее трех дней, то в контексте указанной нормы это будет означать, что юридическое лицо было извещено о предстоящей проверке позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.
Из материалов дела следует, что уведомление о проведении проверки было вручено обществу 31.03.2014. Таким образом, срок - три рабочих дня - начинает течь со дня, следующего за днем уведомления лица о проведении проверки, а, следовательно с 01.04.2014. Таким образом, плановая выездная проверка общества должна была проводиться с 04.04.2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, под которым понимается, в том числе, нарушение требований пункта 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02.10.2014 по делу N А41-9448/2014.
Судом апелляционной инстанции не принята ссылка заявителя апелляционной жалобы на постановления мирового судьи судебного участка N 258, в соответствии с которыми общество привлечено к административной ответственности за неисполнение предписаний.
В связи с неисполнением обществом оспариваемого предписаний от 24.04.2014 N С3-00081-20-2014/4, 24.04.2014 N С3-0081-20-2014/5 административным органом материалы административных дел были переданы мировому судье N258 судебного участка Химкинского судебного района Московской области.
Постановлением мирового судьи N 258 судебного участка Химкинского судебного района Московской области от 24.09.2014 по делу N 5-149/14, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей (том 1, л.д. 88-91).
Постановлением мирового судьи N 258 судебного участка Химкинского судебного района Московской области от 24.09.2014 по делу N 5-148/14, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей (том 1, л.д. 93-95).
Между тем рассмотренные мировым судьей дела об административном правонарушении имеют формальный состав, то есть в рамках рассмотренных отношений для привлечения к ответственности необходимо установить факт неисполнения предписания, который установлен судом. Оценка самого предписания судебным органом не давалась. В связи с этим, указанные постановления мирового судьи не имеет преюдициального значения для данного спора в контексте положений статьи 69 АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявлении об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности предписаний от 24.04.2013 N С3-00081-20-2014/4 и N С3-0081-20-2014/5, не находит оснований для удовлетворения жалобы управления, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на оценку обоснованности и законности судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 9 февраля 2015 года по делу N А41-42550/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42550/2014
Истец: ООО "Современные технологии сервиса"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"