город Омск |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А46-1949/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зориной О.В.,
судей Смольниковой М.В., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2471/2015) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Омской области от 06 февраля 2015 года по делу N А46-1949/2013 (судья Бодункова С.А.), Федеральной налоговой службы о процессуальном правопреемстве - замене Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (ОГРН 1025500737129, ИНН 5503001377) его правопреемником Федеральной налоговой службой (ИНН 5504097167, ОГРН 1045507036783)
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области - представитель Петрова Н.Н ( по доверенности N от 14.11.2013 сроком действия три год);
от Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области - представитель Лореш И.А. (удостоверение УР 727928 по доверенности N 01-12/14197 от 31.10.2014 сроком действия 01.08.2015 год);
установил:
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.10.2013 открытое акционерное общество "Омскэнергосбыт" города Омска (далее - ОАО "Омскэнергосбыт", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждён Вайсберг Александр Петрович.
Публикация сообщения в соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства состоялась в газете "Коммерсантъ" N 197 от 26.10.2013.
Определением Арбитражного суда Омской области от 17.02.2014 требование Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат) в сумме 4 689 руб. 49 коп. включено в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Омскэнергосбыт".
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - ФНС России, заявитель) 22.12.2014 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене кредитора Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области на его правопреемника - ФНС России.
Определением Арбитражного суда Омской области от 06.02.2015 в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы об осуществлении процессуального правопреемства - замене Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (644078, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 3, ИНН 5503001377, ОГРН 1025500737129) его правопреемником Федеральной налоговой службой в отношении требования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, включенного в реестр требований кредиторов ОАО "Омскэнергосбыт" отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ФНС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления о процессуальной замене Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области на ФНС России. Также заявитель просит исключить из реестра требований кредиторов ОАО "Омскэнергосбыт" требование Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области в размере 4 689,49 рублей, включить в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Омскэнергосбыт" требование ФНС России в размере 4 689,49 рублей.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) представлять интересы Российской Федерации может только уполномоченный орган в лице ФНС России.
Оспаривая доводы жалобы, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области представил отзыв, в котором просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В обоснование своей позиции кредитор указал, что Омскстат является самостоятельным хозяйствующим субъектом, самостоятельно осуществляющим принадлежащие ему гражданские права, правовых оснований для проведения процессуального правопреемства нет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснил, что считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области просит оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителя конкурсного управляющего должника, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав стороны, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда Омской области от 06.02.2015 по настоящему делу исходя из следующего.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявления ФНС России, суд первой инстанции исходил из того, что территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области (ОГРН 1025500737129, ИНН 5503001377) является самостоятельным юридическим лицом, а кроме того доказательств правопреемства в материальном правоотношении не представлено.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Основанием для процессуального правопреемства является переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что ни в ходе рассмотрения данного обособленного спора в рамках дела о банкротстве должника, ни после его рассмотрения переход субъективных материальных прав и обязанностей от Омскстата к ФНС России не происходил. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Вступившим в законную силу судебным актом - определением суда от 17.02.2014 требование Омскстата в заявленном размере признано обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника с отнесением к третьей очереди удовлетворения.
Как следует из определения от 17.02.2014 включенные в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Омскэнергосбыт" требования Омскстат основаны на договоре купли-продажи электрической энергии N 92-0786.
Указанное определение от 17.02.2014 в установленном порядке уполномоченным органом не было обжаловано, процессуальные основания для пересмотра содержащихся в нем выводов при рассмотрении заявления ФНС России о процессуальном правопреемстве отсутствуют.
Довод заявителя о том, что в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) представлять интересы Российской Федерации может только уполномоченный орган в лице ФНС России, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
В соответствии с абзацем 9 статьи 2 Закона о банкротстве уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" и пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Из приведенного следует, что ФНС России уполномочена представлять в делах о банкротстве интересы Российской Федерации только по денежным обязательствам и обязательным платежам. Представительствовать от имени иных лиц, по иным правоотношениям органы Федеральной налоговой службы России полномочий не имеют.
Таким образом, учитывая, что территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области является самостоятельным юридическим лицом (учреждением), а требования Омскстата к должнику обоснованы неисполнением договора купли-продажи электрической энергии N 92-0786, ФНС России не представила доказательств наличия в данном случае полномочий представлять интересы Российской Федерации, вытекающие из гражданско-правовой сделки учреждения в деле о банкротстве ОАО "Омскэнергосбыт".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области от 06 февраля 2015 года по делу N А46-1949/2013 (судья Бодункова С.А.), вынесенное по ходатайству Федеральной налоговой службы о процессуальном правопреемстве - замене Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (ОГРН 1025500737129, ИНН 5503001377) его правопреемником Федеральной налоговой службой (ИНН 5504097167, ОГРН 1045507036783), оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2471/2015) Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Зорина |
Судьи |
М.В. Смольникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.