город Ростов-на-Дону |
|
20 апреля 2015 г. |
дело N А32-20774/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 10 апреля 2015 года Медянник О.Ю.;
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Инфоторгсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.01.2015 г. по делу N А32-20774/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Инфоторгсервис",
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования город -курорт Анапа; Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город - курорт Анапа,
принятое в составе судьи Данько М.М.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Инфоторгсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением в котором просит суд:
- признать незаконным действия администрации муниципального образования города-курорта Анапа, выражающиеся в отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка;
- обязать администрацию муниципального образования города-курорта Анапа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ПТФ "Инфоторгсервис" путем принятия решения о предоставлении земельного участка заявителю на праве собственности в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, а также в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0106002:8, площадью 8000 кв.м. по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Заявление мотивировано тем, что администрация в нарушение закона и прав заявителя не выполнила обязанность по предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность за плату.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.01.2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано законностью и обоснованностью оспариваемого отказа администрации.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0106002:8, расположенный на территории курорта Анапа не относится к землям особо охраняемых природных территорий. Таким образом, отчуждение спорного земельного участка в частную собственность не противоречит закону. По мнению подателя жалобы, наличие ограничений оборотоспособности спорного земельного участка не доказано в связи с необходимостью учета изменений в земельном законодательстве.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Инфоторгсервис" на праве собственности принадлежат 5 объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0106002:8, площадью 8000 кв.м. категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для размещения производственной базы, имеющем адрес: Российской Федерации, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Кольцевая, 15.
Земельный участок находится у ООО ПТФ "Инфоторгсервис" в аренде сроком на 49 лет на основании постановления главы администрации г.Анапа N 879 от 05.04.2012 г. и договора аренды от 17.04.2012 г. N 3700004550, зарегистрированного в ЕГРП 24.05.2012 г. за N 23-23-26/061/2012-729.
25.01.2014 г. ООО ПТФ "Инфоторгсервис" обратилось в Управление имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
26.03.2014 г. обществом получен ответ о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Не согласившись с указанным ответом администрации, используя право на судебную защиту, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 указанного Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В пункте 5 приведенной статьи к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
Действующее законодательство не предусматривает порядок предоставления в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий. На основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" на такие земельные участки упомянутый закон не распространяется.
В пункте 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Включение в их состав участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
В силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 г. N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" курорт Анапа и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Анапа отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 г. N 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного постановлением Совета Министров РСФСР от 30.01.1985 N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае", придан статус федерального курортного региона.
Округа санитарной или горно-санитарной охраны организуются на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения (пункт 2 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Согласно пункту 11 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 (в ред. от 20.12.2002 г. N 909, от 19.07.2006 N 449) округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. При этом собственники объектов недвижимости имеют исключительное право на приватизацию земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Соответствующий орган в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи участка и направляет его заявителю с предложением о заключении.
Как следует из положении статьи 28 закона N 178-ФЗ отказ в выкупе земельного участка собственникам объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) Закона о приватизации. Такой же запрет содержится и в статье 58 Закона об охране окружающей среды.
Как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции, общество приводит доводы о недоказанности наличия ограничений оборотоспособности участка, а также необходимости учета изменений в земельном законодательстве (Закон N 406-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве общего правила устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Закон N 406-ФЗ, вступивший в силу со дня его официального опубликования - 30.12.2013 (пункт 1 статьи 10), не содержит норм о распространении его действия на ранее возникшие отношения. Следовательно, названный Закон не может быть применен при оценке законности отказа муниципалитета в предоставлении земельного участка в собственность.
Кроме того пунктом 3 статьи 10 Закона 406-ФЗ установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу названного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В дело представлен документ: "Карта планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городского округа город-курорт Анапа" с нанесением на нее границ 1 и 2 зон округа санитарной охраны курорта и спорного земельного участка.
Из карты следует, что участок входит во вторую зону округа санитарной охраны курорта.
На карте указано, что границы курорта нанесены с "условной степенью точности".
К такому же выводу пришел кадастровый инженер, выдавший заключение по заявлению общества.
В то же время в заключении указано следующее.
Сведения о границах горно-санитарной охраны курорта графически отображены в Генеральном плане муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденном Решением Совета муниципального образования г.-к. Анапа от 14.11.2013 г. N 404.
На картах градостроительного зонирования г. Анапа указано, что границы I, II зоны горно-санитарной охраны курорта, утвержденные постановлением СМ РСФСР N 45 от 30.01.1985 г., нанесены с условной степенью точности по архивным материалам, предоставленным ООО "Геоминвод".
В Постановлении Совет Министров РСФСР от 30 января 1985 г. N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае" указано принять предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР, согласованные с Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Краснодарским крайисполкомом, об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае согласно Приложению "Границы и режим округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае".
Это приложение содержит словесное описание границ округа санитарной охраны курорта, а именно: "Северная граница начинается от точки 1 и идет по азимуту 92 град, на протяжении 12600 метров до точки 2. Северо-восточная граница начинается от точки 2 и идет по азимуту 139 град, на протяжении 3200 метров до точки 3, далее - по азимуту 130 град и так далее".
Из указанного следует, что Совет Министров определил границы округов санитарной охраны курорта Анапа.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что отсутствие графического приложения к нему не делает это постановление порочным в соответствующей части, поскольку по приведенному описанию границ любое, имеющее специальные знания в области прикладного землеустройства лицо, может изготовить изображение этих границ, как путем изготовления соответствующего документа, так и на местности, что и было сделано в свое время ООО "Геоминвод".
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Сходная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 октября 2013 г. по делу N А32-815/2013.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.01.2015 г. по делу N А32-20774/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20774/2014
Истец: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВАЯ ФИРМА " ИНФОТОРГСЕРВИС ", ООО ПТФ "Инфоторгсервис"
Ответчик: Администрация муниципального образования город курорт Анапа, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город - курорт Анапа
Третье лицо: Администрация МО г. -к. Анапа, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-куротр Анапа