г. Владивосток |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А51-30238/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Кинофорум",
апелляционное производство N 05АП-2077/2015
на решение от 27.01.2015
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-30238/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Кинофорум" (ИНН 2540080036, ОГРН 1022502265730, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.07.2001)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004)
о признании незаконными действий инспекции, осуществленных в ходе камеральной налоговой проверки по НДС за 1 квартал 2014 года, выразившихся в запросе документов, подтверждающих правомерность применения налоговой льготы по НДС,
при участии:
от ЗАО "Кинофорум": Сазонова Ю.А. по доверенности от 16.10.2014 N 1 сроком на 1 год, удостоверение;
от ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока: Главдель А.В. по доверенности от 30.10.2014 N 10-12/619 сроком на 1 год, удостоверение, Шемина О.Н. по доверенности от 01.10.2014 N 10-12/514 сроком на 1 год, удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Кинофорум" (далее - заявитель, ЗАО "Кинофорум", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (далее - налоговый орган, инспекция), осуществленных в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 1 квартал 2014 года, выразившихся в запросе дополнительных, в том числе первичных документов, подтверждающих правомерность применения налоговой льготы по НДС.
Решением от 27.01.2015 в удовлетворении требований отказано.
Посчитав, что решение суда принято с нарушением норм материального права, ЗАО "Кинофорум" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, требования общества удовлетворить в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что общество в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) применяет освобождение от уплаты НДС по услугам реализации входных билетов на кинофильмы.
При этом из буквального толкования подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", следует, что освобождение от исчисления и уплаты НДС в первую очередь зависит от предоставляемой услуги, а не от категории и статуса налогоплательщика, в связи с чем применяемое обществом освобождение не отвечает понятию льгота, указанному в статье 56 НК РФ, поэтому у налогового органа отсутствовали полномочия на запрос у общества документов, подтверждающих право на освобождение.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители налогового органа на доводы апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту АПК РФ) объявлялся перерыв с 08.04.2015 по 15.04.2015. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителей сторон.
Из материалов дела коллегией установлено.
ЗАО "Кинофорум" 18.04.2014 в инспекцию представлена налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2014 года, в которой исчислена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в размере 233.215 руб.
В разделе 7 налоговой декларации налогоплательщиком отражены операции по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, по коду операций 1010255.
Общая сумма реализации по данным операциям составила 15.255.370 руб.
До истечения срока камеральной проверки первичной налоговой декларации, 29.04.2014 ЗАО "Кинофорум" предоставило уточненную налоговую декларацию по НДС за указанный период, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 240.833 руб.
В разделе 7 уточненной налоговой декларации общество скорректировало свои налоговые обязательства и отразило операции по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, на общую сумму 25.329.620 руб.
Налоговым органом на основании пункта 9.1 статьи 88 НК РФ камеральная проверка первичной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года прекращена и начата проверка уточненной налоговой декларации.
Руководствуясь статьями 88, 93 НК РФ, налоговый орган направил в адрес ЗАО "Кинофорум" требование от 14.05.2014 N 15-19/39149 о представлении документов за проверяемый период, в том числе: договоров (контрактов, соглашений), книги продаж, счетов-фактур, выставленных без НДС, товарных накладных, расчета сумм по операциям, облагаемым и необлагаемым НДС, карточек бухгалтерских счетов.
17.07.2014 письмом N 24746 инспекция сообщила обществу, что в ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС выявлено отсутствие первичных документов, подтверждающих правомерность применения налоговой льготы (реализация без НДС) в разделе 7 декларации, что указывает на возможное нарушение положений пункта 2 статьи 149 НК РФ, предусматривающее отказ в подтверждение налоговой льготы, и просила представить пояснения и подтверждающие документы.
Общество обжаловало действия налогового органа по истребованию документов в Управление ФНС по Приморскому краю.
Решением УФНС по Приморскому краю от 25.08.2014 N 13-10/241 жалоба общества оставления без удовлетворения.
Посчитав, что действия налогового органа по истребованию первичной документации в рамках камеральной налоговой проверки являются незаконными и нарушают права и законные интересы ЗАО "Кинофорум", общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что применяемое обществом освобождение от налогообложения НДС отвечает понятию льгота, в связи с чем в силу пункта 6 статьи 88 НК РФ налоговый орган правомерно запросил у ЗАО "Кинофорум" документы, подтверждающие право на применение налоговой льготы.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право проводить в порядке, установленном НК РФ, налоговые проверки, а также требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов.
Как определено пунктом 1 статьи 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Как разъяснил Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" при применении пункта 6 статьи 88 НК РФ судам необходимо принимать во внимание определение понятия "налоговая льгота", данное в пункте 1 статьи 56 НК РФ.
В связи с этим действие пункта 6 статьи 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в статье 149 НК РФ основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.
Таким образом, льготы могут предоставляться в различных формах, в том числе в форме освобождения от уплаты налога, при этом освобождение от уплаты НДС неразрывно связано со статусом налогоплательщика.
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.
К данным услугам, в частности, относится реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Из анализа подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует, что указанный перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, является закрытым, то есть законодателем ограничен круг субъектов, освобожденных от исчисления и уплаты НДС, в связи с чем можно сделать вывод, что данное освобождение применяется только организациями, включенными в установленный законом перечень.
Таким образом, организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, но не поименованные в спорной норме права, не являются освобожденными от исчисления и уплаты НДС.
Аналогичная правовая позиция изложена в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 13.02.2014 N 03-07-11/6449, от 28.04.2014 N 03-07-07/19726, которое в силу статьи 34.2 НК РФ является органом, уполномоченным давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В указанных письмах Минфин России разъяснил, что услуги, поименованные в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, оказываемые организациями, не включенными в перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, установленный данным подпунктом, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Так, например, реализации входных билетов на посещение зоопарка подлежит освобождению от НДС, а реализация входных билетов на посещение океанариума, дельфинария подлежит обложению НДС в общем порядке.
О том, что подпункт 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ ограничивает круг налогоплательщиков, правомочных использовать освобождение, свидетельствует и предыдущая редакция указанной нормы права (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ).
Так, освобождение по НДС при оказании услуг по реализации входных билетов на культурно-развлекательные мероприятия могло применяться только некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.
Кроме того, освобождение от НДС по подпункту 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ (как в действующей, так и в предыдущей редакции) распространяется только на организации.
В соответствии со статьей 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, освобождение, предусмотренное подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, применяется только юридическими лицами, соответственно, индивидуальные предприниматели, занимающиеся реализацией входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий не вправе использовать данное освобождение.
Таким образом, принимая во внимание буквальное толкование подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ и учитывая разъяснения, данные Министерством финансов Российской Федерации, коллегия приходит к выводу, что освобождение от НДС может применяться не всеми налогоплательщиками, реализующими билеты на культурно-развлекательные мероприятия, а только организациями, поименованными в спорной норме права.
При таких обстоятельствах, коллегия приходит к выводу, что возможность применения налогоплательщиками спорного освобождения обусловлена не только видом деятельности, сферой применения и характером оказываемых услуг, но также зависит от категории налогоплательщика.
С учетом изложенного, коллегия считает, что освобождение от уплаты НДС в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, следовательно, освобождение от НДС по указанной норме права по своему характеру отвечает понятию налоговая льгота, изложенному в статье 56 НК РФ.
В силу подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ операции, указанные обществом в представленной декларации по НДС по коду 1010255, не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения), то есть в отношении них предоставлена налоговая льгота.
Суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что применяемое обществом освобождение, является льготой, также принимает во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 04.06.2013 N 966-0, в котором указано, что предоставление освобождения от налогообложения операций, перечисленных в статье 149 НК РФ, следует рассматривать как способ предоставления участникам экономических отношений льгот при уплате НДС, направленных в том числе на создание благоприятных условий для развития той или иной сферы экономической деятельности.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.03.2000 N 5-П, Определениях от 09.06.2005 N 287-О, от 07.11.2008 N 1049-О-О указывал, что положения статьи 149 НК РФ, устанавливающие перечень операций, которые в соответствии со статьей 146 НК РФ включены в объект обложения НДС, однако, в силу прямого указания закона не подлежат обложению данным налогом (освобождены от налогообложения), по своей природе носят характер налоговой льготы.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерном истребовании у заявителя в ходе камеральной проверки документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой льготы.
Определение федеральным законодателем круга операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), не означает отсутствие при осуществлении таких операций объекта налогообложения, - оно представляет собой установленную законом возможность для налогоплательщика не уплачивать налог с указанных операций при соблюдении установленного порядка использования налоговой льготы.
Поскольку предоставление налоговой льготы является исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из взаимосвязанных положений статей 19 и 57 Конституции Российской Федерации, оно предполагает установление конкретного нормативного механизма реализации, который обеспечивал бы эффективный контроль со стороны государства за использованием налоговой льготы, противодействие возможным злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков, а также защиту прав, свобод и законных интересов организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
То есть действия налогового органа в рассматриваемом случае законны и направлены на обеспечение указанного контроля за использованием налоговой льготы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что применяемое ЗАО "Кинофорум" освобождение не может быть рассмотрено в качестве налоговой льготы, коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и при оценке доказательств по делу не допустил нарушения положений главы 7 АПК РФ, выводы, содержащиеся в решении суда, согласуются с положениями статей 56, 88, 149 НК РФ, у суда апелляционной инстанции отсутствую основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) решения суда.
Учитывая, что на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ и пункта 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение суда о проверки законности ненормативного правового акта налогового органа предусмотрена в сумме 1.500 руб., а фактически ЗАО "Кинофорум" при подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения N 178 от 26.02.2015 была уплачена госпошлина в сумме 3.000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1.500 руб. подлежит возврату заявителю на основании статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2015 по делу N А51-30238/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Кинофорум" из федерального бюджета излишне уплаченную на основании платежного поручения N 178 от 26.02.2015 государственную пошлину в сумме 1.500 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-30238/2014
Истец: ЗАО "Кинофорум"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока