г. Чита |
|
20 апреля 2015 г. |
Дело N А19-14418/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О, Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2015 года по делу N А19-14418/2014 (суд первой инстанции - Седых Н.Д.),
установил:
Администрация Усть-Кутского муниципального образования (ИНН 3818009263, ОГРН 1023802085053, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3808011062, ОГРН 1023801012905, далее - фонд социального страхования) о признании недействительным решений N 15 осс/доходы от 30.05.2014 года и N 39 н/с от 30.05.2014 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2015 года по делу N А19-14418/2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Решение Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.05.2014 года N 15 осс/доходы в части штрафа в размере 63 рубля 37 копеек, недоимки в размере 316 рублей 87 копеек, пени в размере 1 рубль 92 копейки признано незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Решение Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.05.2014 года N 39 н/с в части штрафа в размере 4 рубля 37 копеек, недоимки в размере 21 рубль 85 копеек, пени в размере 17 рублей 05 копеек признано незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Суд обязал Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта полностью по мотивам, изложенным в жалобе.
Заявитель жалобы полагает, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, производится работодателем не иначе, как в рамках трудовых отношений, с компенсацией произведенных работодателем расходов за счет бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Отзыв на апелляционную жалобу администрация не направила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 26.03.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ плательщиком страховых взносов Администрацией Усть-Кутского муниципального образования за период с 01.01.2011 года по 31.12.2013 года В ходе проверки установлено, что в нарушении ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ страхователь исключил из базы для начисления страховых взносов суммы сохранения среднего заработка застрахованным гражданам за период дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами: "оплата льготных дней родителей". Всего в проверяемом периоде установлено занижение базы на 10.926 рублей 83 копеек, из которых за период - декабрь 2012 года - 4.336 рублей 11 копеек; период январь 2013 года - 6.590 рублей 72 копеек. По результатам проверки доначислены страховые взносы в сумме 316 рублей 87 копеек, из них период декабрь 2012 года - 125 рублей 75 копеек; период январь 2013 года - 191 рубль 12 копеек. Сумма штрафа составила 63 рубля 37 копеек и пени в размере 1 рубль 92 копейки. Данное отражено в акте выездной проверки от 30.04.2014 года N 32 осс/доходы.
Решением Фонда социального страхования от 30.05.2014 года N 15 осс/доходы Администрация Усть-Кутского муниципального образования привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 675 рублей 06 копеек. Также решением начислены пени по состоянию на 01.01.2014 года всего 21 рублей 97 копеек, плательщику страховых взносов предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Также Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка. В ходе указанной проверки установлено, что в нарушение п.12 ст.20.2 Федерального закона N 125-ФЗ исключил из базы для начисления страховых взносов суммы сохранения среднего заработка застрахованным гражданам за период дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами: "оплата льготных дней родителей". Всего в проверяемом периоде установлено занижение базы на 10.926 рублей 83 копеек, из которых период декабрь 2012 года - 4.336 рублей 11 копеек; период январь 2013 года - 6.590 рублей 72 копеек. По результатам проверки доначислены страховые взносы в сумме 21 рубль 85 копеек: за период декабрь 2012 года - 8 рублей 67 копеек; период январь 2013 года - 13 рублей 18 копеек. Сумма штрафа составила 4 рубля 37 копеек, сумма недоимки 21 рубль 85 копеек и сумма пени 17 рублей 05 копеек. Указанное отражено в акте выездной проверки N 32 н/с от 30.04.2014 года.
Решением Фонда социального страхования от 30.05.2014 года N 39 н/с Администрация Усть-Кутского муниципального образования привлечена к ответственности, предусмотренной абз5 п.1 ст.19 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ.
Администрация, считая, что решения Фонда N 15 осс/доходы от 30.05.2014 года и N 39 н/с от 30.05.2014 года не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ, статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. N255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N255-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящим выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом N255-ФЗ.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 4.1. Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрация не включила в базу для начисления страховых взносов оплаты дополнительных выходных дней, представленных работнику для ухода за ребенком-инвалидом в связи с тем, что согласно п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу п.1 ч.1 ст.20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101, средства Фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд первой инстанции правильно исходил из того, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, так как указанная выплата носит характер государственной поддержки, поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеет целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, данная выплата не является вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу ее характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, а производится в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеет компенсационный характер.
Следовательно, администрация правомерно не облагала страховыми взносами спорные выплаты, не учитывала указанные суммы при определении базы для исчисления взносов, в связи с чем, решения Фонда от 30.05.2014 г. N 15 осс/доходы и N 39 н/с в части, касающейся начисления страховых взносов на выплаты, произведенные работникам за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами и соответствующих штрафных санкций, не соответствуют закону.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г., работникам Администрации Усть-Кутского муниципального образования предоставлялись дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом. Правомерность и обоснованность предоставления таких дней ФСС не оспаривается и при проведении проверки не устанавливалось.
Начисляя заявителю страховые взносы, на суммы выплачиваемые работнику за дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, ФСС исходил из того, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, производится в рамках трудовых отношений и независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общеустановленном порядке.
Признавая такой вывод неправомерным, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 8 июня 2010 года N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Таким образом, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, имеет характер государственной поддержки и не относятся по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, в силу Федерального закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Кроме того, согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд первой инстанции сделал правомерный вывод о незаконности оспариваемого решения ФСС в части включения спорных выплат в облагаемую базу и доначисления страховых взносов по решению от 30.05.2014 г. N 15 осс/доходы в сумме 316 рублей 87 копеек, начисления пени в сумме 1 рубль 92 копейки, а также привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 63 рубля 37 копеек; и по решению от 30.05.2014 г. N 39 н/с в сумме 21 рубль 85 копеек, начисления пени в сумме 17 рублей 05 копеек, а также привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 4 рубля 37 копеек. Оспариваемые решения ФСС нарушают права и законные интересы Администрации Усть-Кутского муниципального образования, необоснованно возлагая на нее обязанность по уплате страховых взносов, пени и штрафных санкций.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2015 года по делу N А19-14418/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14418/2014
Истец: Администрация Усть-Кутского муниципального образования
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Государственное учреждение-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Государственное учреждение-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ