г. Чита |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А78-14671/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей В. А. Сидоренко, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Забуглесбыт" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 февраля 2015 года по делу N А78-14671/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Забуглесбыт" (ОГРН 1107536001990, ИНН 7536109179; адрес: 672000, край Забайкальский, город Чита, улица Журавлева,40) о признании незаконными действий Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Забайкальского края (ОГРН 1087536008670, ИНН 7536095832; адрес: 672039, край Забайкальский, город Чита, улица Столярова, 91) по требованию государственной регистрации экскаватора карьерного гусеничного ЭКГ-5-У, выраженного в письме от 02.09.2014 N 1303,
(суд первой инстанции судья Горкин Д.С.),
при участии в судебном заседании
от заявителя ООО "Забуглесбыт": не явился,
от заинтересованного лица Инспекции: Илькив В.В. - представитель по доверенности от 15 января 2015 года,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Забуглесбыт" (далее заявитель, ООО "Забуглесбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Забайкальского края (далее Гостехнадзор, Инспекция, административный орган) о признании незаконными действий по требованию государственной регистрации экскаватора карьерного гусеничного ЭКГ-5-У, выраженного в письме от 02.09.2014 N 1303.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 09.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование Гостехнадзора о регистрации транспортного средства, содержащееся в обжалуемом письме, является законным, кроме того, суд посчитал, что заявителем пропущен срок для обращения в суд.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Забуглесбыт" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления. Заявитель апелляционной жалобы указал, что первоначально требования были сформулированы о признании незаконными действий по требованию о регистрации экскаватора и по регистрации, при этом действия по регистрации, которыми и нарушены права заявителя, совершены 19.09.2014, в связи с чем срок для обращения в суд соблюден. ООО "Забуглесбыт" указало, что получив ответ N 1303 от 02.09.2014 о необходимости регистрации экскаватора, Общество обратилось за регистрацией, однако Инспекцией 19.09.2014 самостоятельно выдан паспорт, номерной знак, свидетельство о регистрации, свидетельство о прохождении технического осмотра. Данные действия, по мнению заявителя, возлагают на последнего, обязанность по оплате пошлин, прохождения технического осмотра, страховки и др. ООО "Забуглесбыт" считает, что нормами законодательства предусмотрена выдача паспорта на самоходные машины, имеющие двигатель внутреннего сгорания, и не предусмотрена для самоходных машин с электродвигателем.
Представитель Инспекции в судебном заседании указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просил отказать в ее удовлетворении.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако Общество своих представителей в судебное заседание не направило. В соответствии с п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы представителя Инспекции, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО "Забуглесбыт" принадлежит на праве собственности экскаватор карьерный гусеничный ЭКГ-5А-У, приобретенный по договору купли продажи от 30.05.2012.
Общество обратилось в Гостехнадзор с запросом по поводу необходимости регистрации договора купли-продажи и (или) постановке на учет указанного экскаватора.
Гостехнадзор в письме от 02.09.2014 сообщил, что указанный экскаватор подлежит государственной регистрации по месту регистрации юридического лица.
19.09.2014 Инспекция выдала паспорт самоходной машины и других видов техники на экскаватор ЭКГ-5А-У.
Заявитель, посчитав, что действия Гостехнадзора являются незаконными, как нарушающие его права и порождающие необоснованную обязанность по регистрации экскаватора, обратился в суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими действиями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники определяется статьей 2 Закона Забайкальского края от 29 марта 2010 года N 351-ЗЗК "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Забайкальском крае" как деятельность исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, уполномоченного Правительством Забайкальского края, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований по обеспечению безопасности эксплуатации самоходных машин и других видов техники юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами.
При этом целью такого надзора является согласно статье 1 названного Закона обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, сохранности имущества, охраны окружающей среды.
Законом Забайкальского края от 29 марта 2010 года N 351-ЗЗК "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Забайкальском крае" надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники возложен на Государственную инспекции но надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Забайкальского края.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) установлено, что в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет принять предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о государственной регистрации на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним (далее именуются - транспортные средства), принадлежащих юридическим и физическим лицам.
При этом Постановлением N 938 установлены параметры автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, подлежащих государственной регистрации органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) осуществляют регистрацию - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (2 Постановления N 938).
В силу пункта 3 Постановления N 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке их зарегистрировать.
Под самоходными машинами, согласно пункту 2 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 N 796 (далее - Правила допуска к управлению самоходными машинами) понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).
Согласно материалам дела, спорный экскаватор ЭКГ-5А-У - это электрическое карьерное полноповоротное механическое транспортное средство на гусеничном ходу, с емкостью основного ковша лопаты 5,2 куб.м., предназначен для выемки уширенных заходок, обладает возможностью погрузки породы в большегрузные автосамосвалы грузоподъёмностью 75-110 г. либо в железнодорожные вагоны, расположенные на параллельных путях и на уровне стоянки экскаватора. Согласно представленному паспорту на вышеуказанный экскаватор, последний имеет мощность двигателя 290 квт., скорость передвижения - 0,55 км.ч.
Из названных характеристик следует, что экскаватор ЭКГ-5А-У соответствует требованиям, предъявляемым к технике, подлежащей регистрации органами Гостехнадзора.
Отсутствие государственной регистрации в органах гостехнадзора самоходной техники не позволяет проводить контроль за ее техническим состоянием и, как следствие, не обеспечивает достижения основной цели надзора - обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, сохранности имущества, охраны окружающей среды.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае необходимая регистрация экскаватора ЭКГ-5А-У отсутствовала, действия Инспекции по требованию государственной регистрации спорного экскаватора и его регистрации являются правомерными.
При этом суд апелляционной инстанции считает недоказанным нарушение прав заявителя оспариваемыми действиями с учетом того, что необходимость проведения такой регистрации соответствует требованиям нормативно-правовых актов, приведенных выше, кроме того, сам заявитель указал, что обратился в Инспекцию для проведения соответствующей регистрации, об этом же свидетельствует заявление (т. 1 л.д. 70), то есть такой результат - регистрация транспортного средства являлся желаемым для заявителя.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения прав и законных интересов ООО "Забуглесбыт".
Довод ООО "Забуглесбыт", что нормами законодательства предусмотрена выдача паспорта на самоходные машины, имеющие двигатель внутреннего сгорания, и не предусмотрена для самоходных машин с электродвигателем, судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" паспорта самоходных машин являются обязательным условием для регистрации самоходных машин и допуска их к эксплуатации и выдаются, согласно пункту 2 указанного постановления, органами гостехнадзора на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01.09.1995, ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 07 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.
Суд апелляционной инстанции находит ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока для обращения в суд.
Суд первой инстанции посчитал, что обжалуемое письмо было вручено заявителю 04.09.2015, согласно проставленной на нем отметке, тогда как в суд Общество обратилось 19.12.2014.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд апелляционной инстанции полагает, что предметом заявленных требований с учетом уточнений является обжалование действий Инспекции по требованию государственной регистрации спорного экскаватора и его регистрации, таким образом, нарушение своего права заявитель связывает именно с действиями по регистрации, следовательно, моментом начала течения срока на обжалование является момент, когда заявитель узнал о совершении регистрации, которой, по его мнению, нарушаются его права.
Такая регистрация произведена 19.09.2014, следовательно, Общество не могло узнать о нарушении своего права раньше 19.09.2014, в суд первой инстанции заявление подано 19.12.2014, то есть в пределах трехмесячного срока.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о правомерности обжалуемых действий и о необходимости отказа в удовлетворении требований является верным.
Доводы, приведенные ООО "Забуглесбыт" в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 февраля 2015 года по делу N А78-14671/2014, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 февраля 2015 года по делу N А78-14671/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Забуглесбыт" (ОГРН 1107536001990, ИНН 7536109179) из федерального бюджета излишне уплаченную, по платежному поручению N 756 от 25.12.2014, государственную пошлину в размере 500 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-14671/2014
Истец: ООО "Забуглесбыт"
Ответчик: Государственная инспекция по надзору за техническим состоятнием самоходных машин и других видов техники Забайкальского края