город Воронеж |
|
14 апреля 2015 г. |
N А35-10852/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косякиной И.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "СоюзНефтеГаз": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" в лице Курского филиала: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СоюзНефтеГаз" на решение Арбитражного суда Курской области от 15.12.2014 по делу N А35-10852/2013 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СоюзНефтеГаз" (ОГРН 1093123014709, ИНН 3123203479) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области о признании незаконным и об отмене постановления, третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" в лице Курского филиала,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СоюзНефтеГаз" (далее - ООО "СоюзНефтеГаз", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.11.2013 N 209/4.
Решением от 15.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая указанное решение, суд исходил из доказанности состава административного правонарушения в деянии Общества и невозможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Полагает, что судом в оспариваемом решении не доказано, что проектной документацией ООО "СоюзНефтеГаз" предусмотрено наличие разрешения на выброс вредных веществ до ввода объекта в эксплуатацию.
Указывает на то, что Общество на момент проверки не имело стационарные источники выбросов вредных веществ в своем владении.
Считает, что выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, так как для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих, необходимо установить, что его количество или концентрация превысили установленные нормы.
Управление считает, что разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ на период ведения пуско-наладочных работ не требуется, основан на неверном толковании норм материального права.
Ссылается на разрешение от 23.04.2013 N ru46514000-16 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Комплекс получения растворителей в с. Сейм Мантуровского района Курской области". Полагает, что данный факт свидетельствует о том, что ООО "СоюзНефтеГаз" с 23.04.2013 осуществляло свою производственную деятельность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Комплекс получения растворителей (далее - КПР) является структурным подразделением ООО "СоюзНефтеГаз", предназначен для получения растворителей из углеводородного сырья путем четкого фракционирования, очистки, хранения, отгрузки в автоцистерны.
КПР как объект капитального строительства введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N ru46514000-16 от 23.04.2013.
Производственная площадка КПР ООО "СоюзНефтеГаз" распложена на земельном участке площадью 90448 м с кадастровым номером 46:14:190102:91, с разрешенным использованием под промышленные предприятия по адресу: Курская область, Мантуровский район, с. Сейм, ул. Дорожная, 13
На основании приказа от 18.10.2013 N 209 руководителя Управления в период с 23.10.2013 по 31.10.2013 должностным лицом Управления при участии в качестве экспертов представителей экспертной организации - Курского филиала Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" (далее - ЦЛАТИ по Курской области) (Свидетельство об аккредитации в сфере Федерального Государственного экологического контроля от 22.06.2010 N 14, выданное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) проведена внеплановая выездная проверка промплощадки КПР - обособленного подразделения ООО "СоюзНефтеГаз", (адрес: 307024, Курская область, Мантуровский район, с.Сейм. ул. Дорожная, 13).
Проверка проведена с целью выявления фактов нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в действиях Комплекса получения и расфасовки растворителей - обособленного подразделения ООО "СоюзНефтеГаз" (далее - КПР ООО "СоюзНефтеГаз"), по поручению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.10.2013 N АА-03-01-31/14637, а также обращения Курской областной Думы в связи с жалобой жителей с. Сейм Мантуровского района Курской области (вх. N 7469 от 14.10.20130, в которых содержались ссылки на нарушение Обществом законодательства в области охраны окружающей среды, на присутствие в атмосферном воздухе запаха газа (растворителя, бензина) в связи с деятельностью Общества.
Исполняющим обязанности прокурора Курской области 21.10.2013 проведение вышеуказанной проверки было согласовано.
На момент проведения проверочных мероприятий Предприятие работало в режиме пуско-наладочных работ с целью выхода на проектную мощность.
Должностным лицом Управления и ведущим специалистом Курского филиала Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу", в присутствии инженера по технике безопасности и экологии Комплекса по производству растворителей ООО "СоюзНефтеГаз" 23.10.2013 произведен отбор проб промышленных выбросов в атмосферу от источников загрязнения атмосферного воздуха Комплекса по производству растворителей ООО "СоюзНефтеГаз", расположенного по адресу 307024, Курская область, Мантуровский район, с. Сейм. ул. Дорожная, 13, по результатам которого составлен протокол отбора проб от 23.10.2013 N 140.
ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" в лице филиала по Курской области (аттестат аккредитации испытательной лаборатории N РОСС.RU.001.512049 от 20.12.2011, свидетельство об аккредитации N14 от 22.06.2010, выданное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) проведен лабораторный анализ промышленных выбросов методами определения скорости и расхода газопылевых потоков и методами определения давления и температуры газопылевых потоков, методикой определения скорости воздушного потока в газоходе, методами определения запыленности газовых потоков, методикой выполнения измерений массовой концентрации и определения массового выброса загрязняющих веществ на блочной котельной N 2 и насосной перегонки углеводородного сырья (бензол, ксилол, толуол, бензин, керосин) с применением газоанализатора Testo 350, храмотографа газового аналитического "Цвет-800", спектрофотометра ПромЭкоЛаб ПЭ- 5400В.
В протоколе результатов анализа проб промышленных выбросов от 24.10.2013 N 140 специалистами Курского филиала Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" зафиксировано, что в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеются в наличии следующие ингредиенты: на блочной котельной N 2 - оксид азота с концентрацией 0,02731 г/с, на насосной перегонке углеродного сырья - бензол с концентрацией - 0,000181 г/с, ксилол с концентрацией - 0,000187 г/с, толуол с концентрацией - 0,000144 г/с, бензин с концентрацией - 0,000035 г/с, керосин с концентрацией - 0,002749 г/с, производимые Обществом без соответствующих разрешений.
Должностным лицом Управления 31.10.2013 вынесено предписание об устранении ООО "СоюзНефтеГаз" на обособленном объекте - комплексе по производству растворителей ООО "СоюзНефтеГаз" выявленных в ходе проведенной проверки нарушений в срок до 30.09.2014.
Должностным лицом Управления в присутствии директора структурного подразделения - КПР ООО "СоюзНефтеГаз", инженера по технике безопасности и экологии КПР ООО "СоюзНефтеГаз" 15.11.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 209/4 в отношении ООО "СоюзНефтеГаз" (надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола) по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Должностным лицом Управления, в присутствии директора структурного подразделения - КПР ООО "СоюзНефтеГаз", инженера по технике безопасности и экологии КПР ООО "СоюзНефтеГаз" 29.11.2013 вынесено постановление N 209/4, которым ООО "СоюзНефтеГаз" (надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 180 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменной позиции, возражений, апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельность на срок до 90 суток.
Принимая решение, суд первой инстанции правильно руководствовался статьей 1 Федерального закона от 10.01.2012 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 1 статьи 1, пунктами 1, 3, 4 статьи 12, пунктом 1 статьи 14, пунктом 1 статьи 16, пунктом 2 статьи 25, статьей 30 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.1999 "Об охране атмосферного воздуха", пунктом 7, пунктом 8, абзацем 1 пункта 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", утвержденного постановлением Правительства РФ N 183 от 02.03.2000, пунктами 5-7 Приказа Минприроды России от 31.12.2010 N 579 "О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию", Приложением 2 к данному приказу, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)", утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650, принимал во внимание пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Наличие разрешения на ввод объекта (КПР) в эксплуатацию N ru46514000-16 от 23.04.2013 свидетельствует об осуществлении Обществом производственной деятельности.
По результатам анализа проб промышленных выбросов в атмосферу от источников загрязнения атмосферного воздуха КПР ООО "СоюзНефтеГаз", Курским филиалом ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" установлено, что в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеются в наличии следующие ингредиенты: на блочной котельной N 2 - оксид азота с концентрацией 0,02731 г/с, на насосной перегонке углеродного сырья - бензол с концентрацией - 0,000181 г/с, ксилол с концентрацией - 0,000187 г/с, толуол с концентрацией - 0,000144 г/с, бензин с концентрацией - 0,000035 г/с, керосин с концентрацией - 0,002749 г/с, производимые Обществом без соответствующих разрешений.
Наличие указанных веществ, являющихся вредными загрязняющими веществами независимо от их концентрации, их наличие в выбросах от источников загрязнения атмосферного воздуха, влечет обязанность Общества, допускающего данные выбросы, осуществлять государственный учет и нормирование данных веществ, государственный учет и нормирование источников выбросов, где такие вещества присутствуют, и соответственно получение специального разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Помимо факта выбросов материалами дела также подтверждено, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения, в силу чего довод заявителя о том, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы, является несостоятельным.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил, что ООО "СоюзНефтеГаз" не представило ни Управлению, ни суду доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению им установленных законодательством обязанностей, принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", что свидетельствует о наличии его вины в совершенном административном правонарушении.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не пропущен.
Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не установлено.
Вывод суда первой инстанции о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом норм действующего законодательства и постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Вследствие этого у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 15.12.2014 по делу N А35-10852/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-10852/2013
Истец: ООО "СОЮЗНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Курской области
Третье лицо: ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" в лице Курского филиала