г.Самара |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А65-23841/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от открытого акционерного общества "Сетевая компания" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2015 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2015 года по делу N А65-23841/2014 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания" (ОГРН 1021602830930, ИНН 1655049111), Республика Татарстан, г.Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1027700485757. ИНН 7705401340), Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным отказа от 15 августа 2014 года N 16-16-73/009/2014-350,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сетевая компания" (далее - ОАО "Сетевая компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан, регистрирующий орган) от 15 августа 2014 года N 16-16-73/009/2014-350 в проведении государственной регистрации права аренды лесного участка по договору от 05 июня 2014 года N 634, об обязании Управления Росреестра по Республике Татарстан произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,0415 га, имеющего месторасположение: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район квартал 25 выделы 15,18, квартал 43 выдел 48, квартал 48 выдел 25, квартал 54 выдел 35, квартал 87 выделы 5,28,17, квартал 90 выдел 2, квартал 106 выдел 3, квартал 105 выдел 23, квартал 116 выдел 66, квартал 118 выделы 30,31, квартал 118 выделы 30,31 Лаишевского участкового лесничества Лаишевского лесничества; квартал 61 выделы 6,7 Янтыковского участкового лесничества Лаишевского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре: 28597-2014-05, 28598-2014-05, 28619-2014-05, 28620-2014-05, 28621-2014-05, 28622-2014-05, 28624-2014-05, 28623-2014-05, 28625-2014-05, по договору от 05 июня 2014 года N 634, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
Представитель заявителя на судебном заседании пояснил, что в заявлении была допущена опечатка, в связи с чем уточнил заявленные требования, просил признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 15 августа 2014 года N 16-16-73/009/2014-350 в проведении государственной регистрации права аренды лесного участка по договору от 05 июня 2014 года N 634, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и министерством лесного хозяйства Республики Татарстан; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,0415 га, имеющего месторасположение: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район квартал 25 выделы 15,18, квартал 43 выдел 48, квартал 48 выдел 25, квартал 54 выдел 35, квартал 87 выделы 5,28,17, квартал 90 выдел 2, квартал 106 выдел 3, квартал 105 выдел 23, квартал 116 выдел 66, квартал 118 выделы 30,31, квартал 118 выделы 30,31 Лаишевского участкового лесничества Лаишевского лесничества; квартал 61 выделы 6,7 Янтыковского участкового лесничества Лаишевского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре: 28597-2014-05, 28598-2014-05, 28619-2014-05, 28620-2014-05, 28621-2014-05, 28622-2014-05, 28624-2014-05, 28623-2014-05, 28625-2014-05, по договору от 05.06.2014 N 634, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
Уточнения заявленных требований приняты судом в порядке ст.49 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2015 года заявление удовлетворено, отказ Управления Росреестра по Республике Татарстан от 15 августа 2014 года N 16-16-73/009/2014-350 в проведении государственной регистрации права аренды лесного участка по договору от 05 июня 2014 года N 634, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и министерством лесного хозяйства Республики Татарстан, признано незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - федеральный закон N 122-ФЗ). На Управление Росреестра по Республике Татарстан возложена обязанность произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,0415 га, имеющего месторасположение: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район квартал 25 выделы 15,18, квартал 43 выдел 48, квартал 48 выдел 25, квартал 54 выдел 35, квартал 87 выделы 5,28,17, квартал 90 выдел 2, квартал 106 выдел 3, квартал 105 выдел 23, квартал 116 выдел 66, квартал 118 выделы 30,31, квартал 118 выделы 30,31 Лаишевского участкового лесничества Лаишевского лесничества; квартал 61 выделы 6,7 Янтыковского участкового лесничества Лаишевского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре: 28597-2014-05, 28598-2014-05, 28619-2014-05, 28620-2014-05, 28621-2014-05, 28622-2014-05, 28624-2014-05, 28623-2014-05, 28625-2014-05, по договору от 05 июня 2014 года N634, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Республике Татарстан просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, законность оспариваемого отказа Управления Росреестра по Республике Татарстан в государственной регистрации права аренды. Основанием для отказа в государственной регистрации права аренды было указано отсутствие государственной регистрации права Российской Федерации на выделенный лесной участок. В договоре аренды не указаны достаточные и необходимые данные для идентификации лесных участков, которые бы позволили определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 05 июня 2014 года между ОАО "Сетевая компания" (арендатор, заявитель) и министерством лесного хозяйства Республики Татарстан (арендодатель, третье лицо) был заключен договора аренды лесного участка N 634 в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи).
Согласно пунктам 1, 2 договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 0,0415 га, имеющий месторасположение: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, квартал 25 выделы 15,18, квартал 43 выдел 48, квартал 48 выдел 25, квартал 54 выдел 35, квартал 87 выделы 5,28,17, квартал 90 выдел 2, квартал 106 выдел 3, квартал 105 выдел 23, квартал 116 выдел 66, квартал 118 выделы 30,31, квартал 118 выделы 30,31 Лаишевского участкового лесничества Лаишевского лесничества; квартал 61 выделы 6,7 Янтыковского участкового лесничества Лаишевского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре: 28597-2014-05, 28598-2014-05, 28619-2014-05, 28620-2014-05, 28621-2014-05, 28622-2014-05, 28624-2014-05, 28623-2014-05, 28625-2014-05, 28626-2014-05, 28627-2014-05.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1,2 к договору. Границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора. Срок договора аренды в соответствии с пунктом 19 договора установлен с 05 июня 2014 года по 04 июня 2063 года.
Указанный договор был заключен на основании распоряжения министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 08 апреля 2014 года N 96-р.
В связи с заключением договора, заявитель 01 июля 2014 года в Управление Росреестра по Республике Татарстан подал заявление (N 16-16-73/009/2014) о государственной регистрации права аренды лесного участка общей площадью 0,0415 га, имеющего месторасположение: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район квартал 25 выделы 15,18, квартал 43 выдел 48, квартал 48 выдел 25, квартал 54 выдел 35, квартал 87 выделы 5,28,17, квартал 90 выдел 2, квартал 106 выдел 3, квартал 105 выдел 23, квартал 116 выдел 66, квартал 118 выделы 30,31, квартал 118 выделы 30,31 Лаишевского участкового лесничества Лаишевского лесничества; квартал 61 выделы 6,7 Янтыковского участкового лесничества Лаишевского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре: 28597-2014-05, 28598-2014-05, 28619-2014-05, 28620-2014-05, 28621-2014-05, 28622-2014-05, 28624-2014-05, 28623-2014-05, 28625-2014-05, по договору от 05.06.2014 N 634, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
К вышеуказанному заявлению согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 01 июля 2014 года в Управление Росреестра по Республике Татарстан были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом, государственной регистрации законного владельца закладной от 01 июля 2014 года N 16-16-73/009/2014-350, доверенность от 24 июля 2012 года N 1215123, договор аренды лесного участка в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линии электропередачи) N 634 от 05 июня 2014 года, подписанный Мусиным Х.Г. и Галимзяновым Т.Р., платежное поручение от 30 июня 2014 года, доверенность от 30 декабря 2013 года, выписка из протокола от 21 мая 2012 года N 12/2012, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 11 декабря 2001 года N 3150/к (50-02), свидетельство о внесении записей в ЕГРЮЛ от 11 октября 2002 года, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН от 22 июля 2005 года, свидетельство о внесении записей в ЕГРЮЛ от 01 марта 2011 года, устав от 29 июня 2007 года.
Уведомлением от 15 июля 2014 года Управления Росреестра по Республике Татарстан на основании п.1 ст.19 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация была приостановлена до 14 августа 2014 года, начиная с 15 июля 2014 года. Из указанного уведомления следует, что в 2009 году проведена государственная регистрация права собственности РФ на все лесные участки в составе земель лесного фонда, находящиеся на территории Лаишевского муниципального района, соответственно "лесной участок" образован в результате преобразования других лесных участков, право федеральной собственности, на которое уже было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Сообщением от 15 августа 2014 года N 16-16-73/009/2014-350 на основании абз.4, п.1 ст.20 Федерального закона N 122-ФЗ Управление Росреестра по Республике Татарстан отказало в государственной регистрации договора аренды на вышеуказанные объекты недвижимости, указав, что в соответствии со ст.608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Земельный участок, предоставленный в аренду является в соответствии с п.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации собственностью Российской Федерации. Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Также в сообщении указано, что в Едином государственном реестре прав отсутствует запись о праве собственности РФ на вышеуказанный земельный участок (п.1, п.5, 35 (3) Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432).
Кроме того, Управление Росреестра по Республике Татарстан в отзыве на заявление указало, что данные лесные участки образованы в результате преобразования других лесных участков, право федеральной собственности на которое уже было зарегистрировано в установленном законом порядке. Указанные лесные участки, числящиеся на праве собственности за РФ, внесены в государственный кадастр недвижимости как ранее учтенные, в соответствии со ст.47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В государственном кадастре недвижимости сведения о предыдущих номерах вышеуказанных земельных участков, а также номерах учетных записей лесного реестра отсутствуют. Сведения о земельном участке, расположенном по адресу: РТ, квартал 90, выдел 20 Лаишевского участкового лесничества Лаишевского лесничества, номер учетной записи в государственном реестре 28622-2014-05, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Из заявления ОАО "Сетевая компания" следует, что у него имеются законные основания для регистрации права аренды на основании статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Как установлено пунктом 3 статьи 607 ГК РФ, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Пункты 1 и 2 раздела 1 договора аренды лесного участка N 634 от 05 июня 2014 года содержат необходимые данные, позволяющие определенно установить лесной участок, подлежащий передаче в аренду.
Заявитель также сослался на то, что на все указанные лесные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права; на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Кроме того, в силу п.3.3.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденного постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 12 февраля 2007 года N 38, у министерства лесного хозяйства Республики Татарстан имеются полномочия на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ, юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Абзацем 3 ст.1 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся: земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии с п.1 ст.4 названного Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах согласно статье 9 Федерального закона N 122-ФЗ.
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 18 февраля 1998 года N 219 утвердило Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Правила).
В силу п.1 ст.13 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов, правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
На основании ст.16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Исходя из пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В статье 18 Федерального закона N 122-ФЗ закреплено, что документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных документов.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п.9 ч.3 ст.3 Закона Республики Татарстан от 22 мая 2008 года N 22-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан", Положением о министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденное постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 12 февраля 2007 года N 38, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов относится к полномочиям министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Республики Татарстан.
Лесным кодексом Российской Федерации непосредственно ст.71 урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3.3.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденного постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 12 февраля 2007 года N 38, министерство осуществляет на территории Республики Татарстан отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти Республики Татарстан (лесной фонд, находящийся в федеральной собственности), в том числе обеспечивает предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
С учетом изложенного, довод Управления Росреестра по Республике Татарстан об отсутствии у министерства лесного хозяйства Республики Татарстан полномочий на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, является несостоятельным.
Как установлено пунктом 3 статьи 607 ГК РФ, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
На основании статьи 7, части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно пункту 2 Статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем в силу статьи 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 01 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п.2 ст.4.1 Вводного закона).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ (п.3 ст.4.1 Вводного закона).
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.5 ст.4.1 Вводного закона).
В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201), если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Согласно пункту 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 апреля 2012 года N 139, по результатам государственного учета выдается план лесного участка.
Таким образом, выданный план лесного участка от 14 мая 2014 года свидетельствует о проведенном государственном учете передаваемого в аренду лесного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Вводного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними. Спорный лесной участок общей площадью 0,0415 га является частью лесных участков, имеющих месторасположение: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, квартал 25 выделы 15,18, квартал 43 выдел 48, квартал 48 выдел 25, квартал 54 выдел 35, квартал 87 выделы 5,28,17, квартал 90 выдел 2, квартал 106 выдел 3, квартал 105 выдел 23, квартал 116 выдел 66, квартал 118 выделы 30,31, квартал 118 выделы 30,31 Лаишевского участкового лесничества Лаишевского лесничества; квартал 61 выделы 6,7 Янтыковского участкового лесничества Лаишевского лесничества, следовательно, право собственности Российской Федерации на него сохраняется.
Идентификация участков в Едином государственном реестре прав осуществлена по условным номерам 16-16-26/008/2010-496, 16-16-26/008/2010-556, 16-16-26/008/2010-462, 16-16-13/016/2009-289, 16-16-26/008/2010-372, 16-16-26/008/2010-379, 16-16-26/008/2010-256, 16-16-26/028/2012-216,16-16-13/006/2010-029. При этом в силу действующего законодательства право постоянного (бессрочного) пользования должно быть зарегистрировано на испрашиваемый земельный участок за лицом, которому этот земельный участок предоставлен.
В качестве документов, индивидуализирующих лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, признаются планы участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
В рамках рассмотрения настоящего дела судом установлено, что за лесным участком, имеющим месторасположение: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, квартал 25 выделы 15,18, квартал 43 выдел 48, квартал 48 выдел 25, квартал 54 выдел 35, квартал 87 выделы 5,28,17, квартал 90 выдел 2, квартал 106 выдел 3, квартал 105 выдел 23, квартал 116 выдел 66, квартал 118 выделы 30,31, квартал 118 выделы 30,31 Лаишевского участкового лесничества Лаишевского лесничества; квартал 61 выделы 6,7 Янтыковского участкового лесничества Лаишевского лесничества зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 16-АЕ N 043791, 043680, 043067, 706391, 576704, 576814, 576402, 158443, 536379. Следовательно, отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на земельный участок общей площадью 0,0415 га является частью лесных участков, имеющих месторасположение: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, квартал 25 выделы 15,18, квартал 43 выдел 48, квартал 48 выдел 25, квартал 54 выдел 35, квартал 87 выделы 5,28,17, квартал 90 выдел 2, квартал 106 выдел 3, квартал 105 выдел 23, квартал 116 выдел 66, квартал 118 выделы 30,31, квартал 118 выделы 30,31 Лаишевского участкового лесничества Лаишевского лесничества; квартал 61 выделы 6,7 Янтыковского участкового лесничества Лаишевского лесничества, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права аренды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с абз.4 п.1 ст.20 Федерального закона N 122-ФЗ, в связи с чем заявление суд удовлетворил.
Нарушенное право заявителя восстановлено путем обязания Управления Росреестра по Республике Татарстан произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,0415 га, имеющего месторасположение: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район квартал 25 выделы 15,18, квартал 43 выдел 48, квартал 48 выдел 25, квартал 54 выдел 35, квартал 87 выделы 5,28,17, квартал 90 выдел 2, квартал 106 выдел 3, квартал 105 выдел 23, квартал 116 выдел 66, квартал 118 выделы 30,31, квартал 118 выделы 30,31 Лаишевского участкового лесничества Лаишевского лесничества; квартал 61 выделы 6,7 Янтыковского участкового лесничества Лаишевского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре: 28597-2014-05, 28598-2014-05, 28619-2014-05, 28620-2014-05, 28621-2014-05, 28622-2014-05, 28624-2014-05, 28623-2014-05, 28625-2014-05, по договору от 05 июня 2014 года N 634, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
Доводы апелляционной жалобы о том, что основанием для отказа в государственной регистрации права аренды было указано отсутствие государственной регистрации права Российской Федерации на выделенный лесной участок, не принимаются. Спорный лесной участок общей площадью 0, 0415 га является частью других лесных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации и которым присвоены условные номера в ЕГРП, что подтверждено соответствующими свидетельствами. В этой связи повторной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный лесной участок не требуется.
Ссылка регистрирующего органа на то, что в договоре аренды не указаны достаточные и необходимые данные для идентификации лесных участков, которые бы позволили определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, несостоятельна. Идентификация лесных участков происходит по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади. Условия договора аренды лесного участка от 05.06.2014 N 634 (пункты 1 и 2 раздела 1) содержат необходимые данные, позволяющие идентифицировать лестной участок, подлежащий передаче в аренду, в том числе номера учетной записи в государственном лесном реестре, квартала и выделы передаваемого лесного участка, его площадь. Границы лесного участка определены схемами расположения и границ лесного участка (приложение N 1 к договору аренды), а также планами лесного участка. Следовательно, предмет договора аренды в данном случае определен.
Ссылка регистрирующего органа на п.3 ст.12 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которому идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", необоснованна, так как в данном случае предметом аренды является лесной участок. А для государственной регистрации прав на лесные участки, государственный кадастровый учет которых в составе земель лесного фонда не осуществлялся, вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 26 февраля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу регистрирующего органа - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Управление Росреестра по Республике Татарстан, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2015 года по делу N А65-23841/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23841/2014
Истец: ОАО "Сетевая компания", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татрстан, г. Казань
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Территориальное управление Росимущества в РТ, ФГБУ "ФКП Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26474/15
10.06.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25774/15
21.04.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4191/15
26.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-23841/14