г. Москва |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А40-100265/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А., |
|
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Казьминой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2015 г.
по делу N А40-100265/14,
принятое судьей Михайловой Е.В. (шифр судьи 133-635),
по иску Муниципального образования "Город Брянск" в лице Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, 241050, Брянская область, г. Брянск, пр-т Ленина, 35)
к Министерству финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр.1)
третьи лица: Департамент финансов Брянской области, Финансовое управление Брянской городской администрации
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Рыбина И.В. по доверенности от 03.04.2015;
от третьих лиц: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование "город Брянск" в лице Брянской городской администрации обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в сумме 1 026 207 руб..
Решением суда от 10.02.2015 года требования Муниципальное образование "город Брянск" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство финансов России не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суд отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Департамент финансов Брянской области, Брянская городская администрация, представили письменный отзыв, в котором считают доводы апелляционной жалобы необоснованными и просят решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, во исполнение вступившего в законную силу решения Советского районного суда г.Брянска от 08.12.2011 года, Брянская городская администрация вне очереди предоставила Верхутину Тимофею Леонидовичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся по адресу: г. Брянск ул. Флотская, д.32, кв.2, общей площадью 37,8 кв.м., которое было приобретено в собственность Муниципального образования "город Брянск" за 1 026 207 руб., согласно договору на приобретение квартиры в муниципальную собственность от 09.10.2013 года, заключенному с ООО "Премиум проект".
24.02.2014 года между Бежицкой районной администрацией г.Брянска, действующей от имени собственника жилого помещения Муниципального образования "город Брянск" Брянской городской администрации, и Верхутиным T.JI. заключен договор социального найма N 1324.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Брянска от 08.12.2011 года установлено, что Верхутин T.Л. относится к категории детей-инвалидов, страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 года, а также включен в список граждан имеющих право на внеочередное предоставление жилья на основании распоряжение Фокинской районной администрации г.Брянска N136-р от 10.05.2011 года.
Под убытками согласно п. 2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вместе с тем, лицо, требующее возмещения вреда (убытков) согласно положениям ст.ст. 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно доказать незаконность действия (бездействие) государственного органа (должностного лица); факт причинения вреда и его размер; причинно-следственную связь между причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием) государственного органа (должностного лица); вину причинителя вреда - государственного органа (должностного лица).
Таким образом, для привлечения к имущественной ответственности необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". До 01.01.2005 года инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал для подобных случаев специального порядка.
С 01.01.2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 29.12.2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01.03.2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку на момент обращений граждан в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривал специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности. Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с вводной частью Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 5 Федерального закона N 181-ФЗ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставлено право, в том числе, принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
До настоящего времени муниципальное образование "город Брянск" не было наделено в соответствии с ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственникам жилых помещений, членам семьи собственника жилого помещения, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ. В соответствии с данной статьей полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления в соответствии с частями 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, наделены лишь полномочиями по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в отношении граждан, которым в соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления наделены лишь правом постановки этих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Таким образом, исходя из смысла ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений инвалидам, законодатель предполагал полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (ст.ст. 132, 133 Конституции Российской Федерации). Поскольку, только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Поэтому право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Как установлено судом, Верхутин T.JI. встал на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма после 01.01.2005 года, и должен обеспечиваться жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, условие о предоставлении инвалидам жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, либо органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органу местного самоуправления не были выделены финансовые средства для реализации вышеуказанных государственных полномочий, предусмотренных ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года.
Кроме того, возмещение расходов Брянской городской администрации на обеспечение жильем инвалидов не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Брянская городская администрация выполнила обязанность по исполнению решения суда по предоставлению жилого помещения, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не исполнило своих обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, суд первой инстанции, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.02.2015 г. по делу N А40-100265/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100265/2014
Истец: МО "Город Брянск", МО город Брянск в лице Брянской городской администрации
Ответчик: Министерство финансов РФ
Третье лицо: Брянская городская администрация, Департамент финансов Брянской области, Финансовое управление Брянской городской администрации