г. Вологда |
|
20 апреля 2015 г. |
Дело N А05-12527/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества Тырина П.А. по доверенности от 29.09.2014, от инспекции Сынчикова Д.Н. по доверенности от 12.01.2015 N 2.27-09/00018,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архангельское территориальное агентство воздушных сообщений" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 февраля 2015 года по делу N А05-12527/2014 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Архангельское территориальное агентство воздушных сообщений" (ОГРН 1022900512931, ИНН 2901084987; место нахождения: 163051, город Архангельск, улица Воскресенская, дом 116; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (ОГРН 1042900051094; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Логинова, дом 29; далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 10.09.2014 N 2.22/228-14К.
Решением суда от 10 февраля 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование своей позиции указывает, что осуществляемая им деятельность не подпадает под действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), поскольку при продаже билетов Общество действует от своего имени, заключает договоры с покупателями, подбирает оптимальные варианты перелета, осуществляет обмены и возвраты путевок. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в жалобе, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника инспекции от 19.08.2014 N 2.22-43/1396 административным органом проведена проверка деятельности Общества по вопросу исполнения платёжными агентами (платёжными субагентами) обязанностей по использованию специального банковского счёта для осуществления расчётов с платёжными агентами (платёжными субагентами) и поставщиками, а также по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета), а также по использованию платёжными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчётов при приёме платежей за период с 01.08.2014 по 18.08.2014.
По итогам проверки составлен акт от 26.08.2014 N 2.22-12/12.
В ходе проверки установлено, что Общество в проверяемом периоде осуществляло услуги по оформлению и продаже проездных документов пассажирских воздушных и железнодорожных перевозок от имени перевозчиков, в том числе за наличный расчёт, на основании договоров об оформлении железнодорожных проездных документов от 27.12.2010 N ФПКФ-10-896 с открытым акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания" (далее - ОАО "ФПК"), от 03.06.2004 N 22/04/0504-347 с обществом с ограниченной ответственностью "ЮТэйр Экспресс" (далее - ООО "ЮТэйр Экспресс"), от 01.07.2006 N 609-Н21-06 с закрытым акционерным обществом "Нордавиа-РА" (далее - ЗАО "Нордавиа-РА"), агентского соглашения от 10.04.2012 N 234/12 с открытым акционерным обществом "Аэрофлот - Российские авиалинии" (далее - ОАО "Аэрофлот"), агентского договора о продаже авиаперевозок от 01.03.2011 N 348 с открытым акционерным обществом "2-й Архангельский объединенный авиаотряд" (далее - ОАО "2-й АОАО"), стандартного договора о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков от 26.12.2011 N 5АРХ-АВС-6 с закрытым акционерным обществом "Транспортная клиринговая палата" (далее - ЗАО "ТКП").
Инспекция посчитала, что Общество по указанным договорам являлось платежным агентом, принимало платежи от физических лиц за проданные авиа- и железнодорожные перевозки, при этом зачисляло полученные от плательщиков при приёме платежей наличные денежные средства на расчётный счёт, который не является специальным банковским счётом, что свидетельствует о нарушении частей 14, 15 статьи 4, частью 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ.
По данному факту инспекцией в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 27.08.2014 N 2.22/241-14К.
Начальник инспекции, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление от 10.09.2914 N 2.22/228-14К, которым привлек Общество к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции не нашел оснований для отмены указанного постановления.
Апелляционная коллегия согласна с таким решением по следующим основаниям.
В соответствии с оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно за неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Закона регулируют отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 этого же Закона его нормы не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона N 103-ФЗ определены следующие понятия:
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях данного Закона понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).
Из диспозиции части 2 статьи 15.1 КоАП РФ следует, что субъектом названного правонарушения является платежный агент в контексте Закона N 103-ФЗ.
Согласно договору об оформлении железнодорожных проездных документов от 27.12.2010 N ФПКФ-10-896, заключенному с ОАО "ФПК", заявитель от имени общества ОАО "ФПК" оформляет железнодорожные проездные документы индивидуальным пассажирам в вагоны поездов дальнего следования. Для оформления и реализации железнодорожных проездных документов Общество обязано содержать пункты продажи, перечисленные в приложении N 1 к договору. При оформлении проездных документов по безналичному виду расчёта Общество осуществляет предварительную оплату стоимости проездных документов путем перечисления денежных средств на доходный счёт по перевозкам ОАО "ФПК", которое, в свою очередь, обеспечивает Общество бланками железнодорожных проездных документов, квитанциями разных сборов и другими необходимыми бланками и документами. Все суммы провозных платежей, сборы за оформление и возврат проездных документов, страховой сбор, полученные Обществом за оформленные железнодорожные проездные документы, являются собственностью ОАО "ФПК" и доверены Обществу на хранение для осуществления всех расчетов по названному договору. Общество обязано ежесуточно перечислять на доходный счет ОАО "ФПК" все суммы провозных платежей, сборы за оформление и возврат проездных документов, страховой сбор, полученные за предыдущие сутки за оформленные железнодорожные проездные документы, включая налог на добавленную стоимость.
Предметом договора от 03.06.2004 N 22/04/0504-347, заключенного заявителем (агентом) с ООО "ЮТэйр Экспресс" (перевозчиком), является выполнение агентом по поручению перевозчика оформления перевозок (продажи и возврата авиабилетов) пассажиров и багажа на регулярных рейсах перевозчика, на нейтральных бланках перевозочных документов ТКП во всех пунктах продажи. В соответствии с условиями указанного договора при надлежащем исполнении принятых на себя обязательств агент имеет право на получение комиссионного вознаграждения, которое выплачивается агенту в качестве полной компенсации за выполненные работы и оказанные услуги по названному договору. Комиссионное вознаграждение удерживается агентом из наличной выручки от продажи перевозок в отчётной декаде. На третий день после окончания отчётной декады агент перечисляет выручку от продажи на рейсы перевозчика с учётом возврата средств при отказе от полёта за минусом стоимости работ и услуг, указанных в приложении "Б" к названному договору. Перечисление выручки производится по поручению перевозчика по электронной почте реестра по проданным и возвращённым билетам и уведомления о перечисленной сумме, дате перечисления и размере платёжного поручения.
В соответствии с агентским соглашением, заключенным заявителем (агентом) с ЗАО "Нордавиа-РА" (перевозчиком), агент осуществляет продажу перевозок на бланках перевозной документации перевозчика на рейсы перевозчика и на рейсы других авиакомпаний. Соглашением предусмотрено, что все денежные средства, полученные агентом за продажу пассажирских авиаперевозок, включая сборы перевозчика суммы штрафов за несвоевременный отказ от полёта, за другие услуги по названному соглашению, а также причитающиеся агенту комиссионные в соответствии с условиями данного соглашения, являются собственностью перевозчика. Также соглашением предусмотрено, что Общество перечисляет ЗАО "Нордавиа-РА" выручку от продажи авиаперевозок платёжными поручениями подекадно. Срок перечисления - до 3-х банковского дня декады, следующей за отчетной.
Согласно агентскому соглашению от 10.04.2012 N 234/12, заключенному заявителем (агентом) с ОАО "Аэрофлот" (перевозчиком), агент обязуется осуществлять бронирование, оформление и продажу авиаперевозок на регулярных рейсах перевозчика от его имени и за его счёт в соответствии с правилами и инструкциями перевозчика. Все суммы, полученные агентом за проданные авиаперевозки, включая таксы и сборы, являются собственностью перевозчика и подлежат перечислению агентом перевозчику в соответствии с приложением N 4 к названному соглашению. Агент перечисляет перевозчику все суммы, полученные им за проданные авиаперевозки, за вычетом причитающегося ему агентского вознаграждения, на расчётный счёт перевозчика. В качестве оплаты за услуги, предоставляемые агентом перевозчику в соответствии с названным соглашением, перевозчик устанавливает базовое агентское вознаграждение, размер которого определён приложением N 9 к соглашению. Перечисление выручки за продажу пассажирских авиаперевозок осуществляется агентом по мере продажи авиаперевозок, но не позднее даты, установленной по каждой отчётной декаде календарём отчётных дат.
В соответствии с агентским договором о продаже авиаперевозок от 01.03.2011 N 348, заключенным заявителем (агентом) с ОАО "2-й АОАО" (перевозчиком), агент оказывает от имени перевозчика услуги по бронированию, оформлению и продаже воздушных пассажирских перевозок на регулярные рейсы, выполняемые перевозчиком, с использованием бланков перевозных документов перевозчика. Агент перечисляет перевозчику все суммы, полученные им запроданные перевозки, за исключением сервисных сборов агента, за вычетом причитающегося ему агентского вознаграждения, на расчётный счёт перевозчика.
Как предусмотрено договором о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков от 26.12.2011 N 5АРХ-АВС-6, заключенным заявителем с ЗАО "ТКП", последнее наделяет Общество правом продажи воздушных перевозок на внутренние и международные рейсы перевозчиков, заключивших с ЗАО "ТКП" стандартный договор об организации продажи на бланках стандартных перевозочных документов НСАВ-ТКП и расчётов за воздушные перевозки. На Общество возложена обязанность по продаже воздушных перевозок на рейсах перевозчиков, а также по перечислению на расчётный счёт ЗАО "ТКП" выручки, аэропортовых, государственных и других сборов (платы), таксы в объёме, подлежащем перечислению, в соответствии с нормативно-технологическими документами.
Из анализа указанных положений договоров следует, что Общество является платежным агентом в соответствии со статьей 2 Закона N 103-ФЗ.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что в отношении указанных договоров не является платежным агентом по смыслу Закона N 103-ФЗ, а является агентом, деятельность которого регулируется главами 30, 49, 51,52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку осуществляют реализацию товара.
Апелляционная коллегия считает указанные доводы необоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Платежный агент не совершает юридических действий (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия - принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.
Из представленных в материалы дела выписок на счете следует, что Общество перечисляло денежные средства в адрес перевозчиков, все расчеты с физическими лицами, а также реализация путевок осуществляются Обществом от имени и за счет перевозчиков за соответствующее комиссионное вознаграждение. Доказательств того, что Общество оказывает физическим лицам какие-либо самостоятельные услуги от своего имени подателем апелляционной жалобы в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводом административного органа о том, что Общество является субъектом вмененного правонарушения.
Согласно положениям части 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В силу части 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет не допускается (часть 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ).
Согласно положению Центрального банка Российской Федерации от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" счет N 40821 - "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика". Его назначение - специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инспекцией установлено, у Общества в проверяемый период имелось 2 расчётных счёта: N 40702810304010100589 в Отделении N 8637 Сбербанка России, тип счёта - счета негосударственных организаций (коммерческих организаций); N 40702810200150449744 в филиале коммерческого банка "Петрокоммерц", тип счёта - счета негосударственных организаций (коммерческих организаций).
Зачисление наличных денежных средств, полученных от физических лиц, производилось Обществом на расчётный счёт N 40702810304010100589
Согласно выписке по операциям на этом же счете перечисление выручки от реализации билетов производилось в период с 01.08.2014 по 18.08.2014 на следующие счета:
- на счет ОАО "ФПК" N 40702810016251052646 в филиале ОАО "Банк ВТБ" (г. Воронеж) в сумме 2 000 000 руб.;
- на счет ООО "ЮТэйр Экспресс" N 40702810828000105150 в Отделении N 8617 Сбербанка России в сумме 90 463 руб. 07 коп.;
- на счет ОАО "Нордавиа-РА" N 40702810404010102704 в Отделении N 8637 Сбербанка России в сумме 4 700 000 руб.;
- на счет ОАО "Аэрофлот" N 40702810400020106099 в Сбербанке России в сумме 182 615 руб. 89 коп.;
- на счет ОАО "2-й ОАОА" N 40702810404010102681 в Сбербанке России в сумме 1 367 121 руб. 90 коп.;
- на счет ЗАО "ТКП" N 40701810200020106494 в Сбербанке России в сумме 5 715 038 руб. 33 коп.
Таким образом, специального банковского счета платежного агента Общество в проверяемом периоде не имело.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в деянии Общества признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 названного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае суд правомерно установил, что у заявителя имелась объективная возможность для выполнения требований, предусмотренных Законом N 103-ФЗ, однако для выполнения этих требований Обществом не были приняты все зависящие от него меры.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 февраля 2015 года по делу N А05-12527/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архангельское территориальное агентство воздушных сообщений" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12527/2014
Истец: ООО "Архангельское территориальное агентство воздушных сообщений"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3675/16
20.04.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1695/15
15.04.2015 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12527/14
10.02.2015 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12527/14