город Омск |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А70-12216/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1376/2015) общества с ограниченной ответственностью "АттракционМонтажПроект" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.12.2014 по делу N А70-12216/2014 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АттракционМонтажПроект" (ИНН: 7202087007 ОГРН: 1027200802375) к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным полностью решения от 23.09.2014 N 291 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об обязании принять к зачету в счет страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 112 120,44 рублей по листкам нетрудоспособности N127987600688, N128031946434, N140042562890, N140043232010, N140099662105,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АттракционМонтажПроект" (далее - ООО "АттракционМонтажПроект", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Отделение Фонда социального страхования, заинтересованное лицо) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным полностью решения Отделения Фонда социального страхования от 23.09.2014 N 291 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и об обязании Учреждения принять к зачету в счет страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 112 120,44 рублей по листкам нетрудоспособности N 127987600688, N 128031946434, N 140042562890, N 140043232010, N 140099662105.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.12.2014 по делу N А70-12216/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано
Не соглашаясь с решением суда, ООО "АттракционМонтажПроект" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на необоснованность применения к спорным правоотношениям Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", поскольку в силу статей 1, 2 данного закона его действие распространяется на круг лиц, в число которых заявитель не входит.
Оспаривая доводы подателя жалобы, заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Учреждения поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
ООО "АттракционМонтажПроект" и Отделение Фонда социального страхования, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
31.07.2014 Отделение Фонда социального страхования в отношении Общества была проведена документальная выездная проверка по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по результатам которой был составлен акт от 14.08.2014 N 436 н/с.
Согласно акту проверкой выявлены нарушения пункта 4 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при выдаче листков нетрудоспособности N127987600688, N128031946434, N140042562890, N140043232010, N140099662105, в связи с тем, что указанные листки нетрудоспособности выданы на период свыше десяти месяцев без направления в бюро МСЭ и не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов. Всего по результатам проверки не приняты к зачету в счет страховых взносов в Фонд социального страхования расходы в сумме 112 120,44 рублей.
23.09.2014 Решением N 291 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ответчик предложил Обществу перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 112120,44 рублей, которая была не принята к зачету актом от 14.08.2014.
Общество с принятым решением не согласно, считает, что вышеперечисленные листки нетрудоспособности приняты и рассчитаны без нарушений, в связи с чем обратилось в суд с указанными требованиями.
12.12.2014 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Обеспечением по обязательному социальному страхованию на основании абзаца 6 статьи 3 указанного выше Закона является исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пункт 1 статьи 22 Закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ закрепляет, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, системное толкование процитированных положений Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправный характер действий ответчика, а также причинно-следственную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика. Недоказанность хотя бы одного из указанных обстоятельств свидетельствует о недоказанности всего состава гражданско-правового деликта и влечет отказ в удовлетворении соответствующих требований.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию").
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2008 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае 31.05.2013 с Болдыревым А.Г. механиком ООО "АттракционМонтажПроект", произошел несчастный случай на производстве, о чем 07.06.2013 был составлен акт N 4 о несчастном случае на производстве.
25.08.2014 Заявитель, получив акт проверки от 14.08.2014 N 436 н/с, обратился с письменным запросом в поликлинику, выдавшую листки нетрудоспособности, с просьбой выдать обоснование выдачи листков нетрудоспособности N127987600688, N128031946434, N140042562890, N 140043232010, N140099662105.
12.09.2014 Заявитель получил ответ из государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" в котором поликлиника указывает, что при поступлении Болдырева А.Г. на лечение клинический и трудовой прогноз был расценен как благоприятный (согласно медицинскому заключению о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести от 03.06.2013 повреждение относится к категории "легкая"), но после присоединения осложнений в ноябре 2013 года (спустя 5 месяцев) клинический и трудовой прогноз был расценен как сомнительный, неопределенный, что привело к увеличению сроков выздоровления. Также поликлиника указывает, что листки нетрудоспособности были оформлены в соответствии с действующим законодательством РФ, первичная медицинская документация оформлена надлежащим образом.
Вместе с тем, в силу положений пункта 4 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что не попадает в субъективный состав, определяемый Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а именно не осуществляет медицинскую деятельность, в связи с чем, положения настоящего закона на него не распространяются и руководствоваться необходимо нормами Закона N 165-ФЗ и Федерального закона от 24.07.2008 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Апелляционная коллегия не принимает во внимание указанные доводы заявителя, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о расходах, произведенных с нарушением действующего законодательства, в связи с чем Учреждением были правомерно применены нормы Закона N 165-ФЗ, а именно: указанные расходы не приняты к зачету в счет уплаты страховых взносов.
Ссылка подателя жалобы на абзац 3 пункта 13 Порядка выдачи листов нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н судом апелляционной инстанции также не принимается, поскольку там говорится о благоприятном клиническом и трудовом прогнозе, а в рассматриваемом случае клинический и трудовой прогноз расценен как сомнительный, неопределенный (том 1 л.д. 14).
Из материалов усматривается, что решением врачебной комиссии рекомендовано направить пациента на медико-социальную экспертизу, что предусмотрено пунктом 27 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н.
Кроме того, заинтересованным лицом в отношении Общества применены и нормы Федерального закона от 24.07.2008 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (выявлена недоимка по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). При этом статья 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности, которую осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании пункта 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
В рассматриваемом случае факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности подтверждается листками нетрудоспособности N 127987600688, N 128031946434, N 140042562890, N 140043232010, N140099662105.
Учреждением установлено, что спорные листки нетрудоспособности выданы застрахованному лицу на период свыше десяти месяцев без направления застрахованного лица в бюро МСЭ.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Учреждение обоснованно не приняло к зачету расходы страхователя в размере 112 120,44 рублей на выплату страхового обеспечения по листкам нетрудоспособности N 127987600688, N 128031946434, N 140042562890, N 140043232010, N 140099662105, и оснований для признании недействительным решения Отделения Фонда социального страхования от 23.09.2014 N 291 не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.12.2014 по делу N А70-12216/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12216/2014
Истец: ООО "АттракционМонтажПроект"
Ответчик: ГУ - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-21982/15
11.02.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15134/15
26.08.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-21982/15
21.04.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1376/15
12.12.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-12216/14