г. Тула |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А09-11387/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.04.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Гостиничное хозяйство города Брянска" на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2015 по делу N А09-11387/2014 (судья Грахольская И.Э.), установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Гостиничное хозяйство г. Брянска" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - инспекция) о признании недействительными решения инспекции от 22.08.2014 N 41 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль в размере 11 227 877 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 429 296 руб. и штрафа в сумме 483 044 руб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприятие обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просил его отменить.
В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие оснований для доначисления налогов.
Инспекция возражала против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, оценив доказательства, представленные в материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене, по следующим причинам.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка в связи с нахождением предприятия в процессе ликвидации по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 30.05.2014, результаты которой оформлены актом выездной налоговой проверки от 17.07.2014 N 41.
На основании материалов проверки инспекцией 22.08.2014 принято решение N 41 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предприятию уменьшены убытки, исчисленные налогоплательщиком по налогу на прибыль в сумме 189 139 645 руб., доначислен налог на прибыль - 11 227 877 руб., пени по налогу на прибыль - 429 296 руб., по НДФЛ - 74 316 руб. Также предприятие привлечено к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа за занижение и неуплату налога на прибыль - 449 109 руб. и налога на доходы физических лиц по ст.123 НК РФ за неправомерное удержание и неперечисление в установленный срок сумм налога налоговым агентом - 33 935 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от 02.10.2014 апелляционная жалоба предприятия на указанное решение оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции в части начисления налога на прибыль, пени и штрафа по п.1 ст.122 НК РФ предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Как установлено судом, в проверяемый период Предприятие осуществляло деятельность гостиниц с ресторанами.
Решениями Брянского городского Совета народных депутатов (далее - совет) от 31.08.2011 N 353 и N 354 дано согласие на участие предприятия путем внесения 79/84 доли здания гостиницы Брянск (г. Брянск, проспект Ленина, д.100, общей площадью 13 304 кв.м), рыночной стоимостью 163 643 000 руб. в качестве вклада в уставной капитал и ОАО "Гостиница "Десна" путем внесения здания гостиницы "Десна" (г. Брянск, проспект Ленина, д. 39) общей площадью 4840кв.м), рыночной стоимостью 98 357 000 руб. в уставной капитал акционерного общества.
Между предприятием и ООО "РегионИнвест"13.11.2010 заключен договор о создании ОАО "Гостиница "Брянск".
Уставный капитал на момент учреждения акционерного общества разделен на обыкновенные именные акции в количестве 320 868 штук, номинальной стоимостью 1000 руб. и распределялся между учредителями следующим образом: 157 225 штук (49%) принадлежит ООО "РегионИнвест" и оплачивается денежными средствами в размере 157 225 000 руб., 163 643 шт. (51%) принадлежит предприятию и вносится имуществом (79/84 доли в праве общей долевой собственности на здание гостиницы "Брянск", расположенного в г.Брянск, пр.Ленина, 100, инв.N 443/01, литер А, кадастровый номер 15-01/28-55-903). Стоимость вносимого имущества определена на основании заключения независимого оценщика и составляет 163 743 000 руб. Балансовая стоимость имущества: здание гостиницы "Брянск" - 16 836 081 руб., здание ресторана "Брянск" - 1 451 016 руб.
ОАО "Гостиница "Брянск" 24.11.2010 зарегистрировано МИФНС России N 10 по Брянской области в качестве юридического лица.
Между предприятием и ООО "Брянские инвестиции" заключен договор о создании открытого акционерного общества "Гостиница "Десна". Уставный капитал на момент учреждения разделен на обыкновенные именные акции в количестве 192 856 штук, номинальной стоимостью 1000 руб.
Распределен уставный капитал между учредителями следующим образом: 94 499 шт. (49%) принадлежит ООО "Брянские инвестиции" и оплачивается денежными средствами в размере 157 225 000 руб.; 98 357шт. (51%) принадлежит предприятию и вносится имуществом (здание гостиницы "Десна" г. Брянск, пр. Ленина, 39, инв.N 430/01, литер А, кадастровый номер 32-32-28/002/2005-669). Стоимость вносимого имущества определена на основании заключения независимого оценщика и составляет 98 357 000 руб., балансовая стоимость имущества - 7 635 612 руб.
МИФНС России N 10 по Брянской области 29.12.2010 зарегистрировало ОАО "Гостиница "Десна" в качестве юридического лица.
На основании решения совета от 22.05.2013 N 1001 "О разрешении МУП "Гостиничное хозяйство г.Брянска" возмездного отчуждения акций ОАО "Гостиница "Брянск" и ОАО "Гостиница "Десна" предприятием издан приказ от 27.06.2013 N19 "О возмездном отчуждении акций". В соответствии с приказом заключен договор на проведение оценочных работ по определению рыночной стоимости пакета акций ОАО "Гостиница "Брянск" и ОАО "Гостиница "Десна". Рыночная стоимость пакета акций по состоянию на 01.07.2013 ОАО "Гостиница "Брянск" в количестве 163 343 шт. составила 50 701 000 руб., ОАО "Гостиница "Десна" в количестве 98 357шт. - 30 701 000 руб.
Предприятием заключен договор купли-продажи с ООО "СИНТЭК" акций ОАО "Гостиница "Брянск" по цене 50 701 000 руб.
ООО "СИНТЭК" произведена оплата за акции в полном объеме на расчетный счет предприятия в 2013 году по платежным поручениям N 1 от 17.12.2013, N 2 от 19.12.2013, N 3 от 26.12.2013 в сумме 32 400 000 руб., в 2014 году в сумме 18 301 000 руб. по платежным поручениям N 1 от 23.01.2014, N 2 от 24.01.2014. Передача акций оформлена регистратором ОАО "Реестр" через филиал "Реестр-Брянск" согласно передаточному распоряжению от 23.12.2013 N 41/Б296-1.
Предприятием заключен договор купли-продажи акций ОАО "Гостиница "Десна" по цене 30 701 000 руб. в срок до 25.01.2014 с ООО "ФинИнвест".
ООО "ФинИнвест" произведена оплата за акции в полном объеме на расчетный счет Предприятия в 2013 году по платежному поручению N 1 от 19.12.2013 в сумме 15 400 000 руб., в 2014 году в сумме 15 301 000 руб. по платежному поручению N1 от 24.01.2014. Передача акций оформлена регистратором ОАО "Реестр" через филиал "Реестр-Брянск" согласно передаточному распоряжению N 25/Б301-1 от 23.12.2013.
Таким образом, полученный предприятием доход от реализации акций составил 81 402 000 руб.
Согласно представленной заявителем декларации по налогу на прибыль за 2013 год у предприятия сложился убыток в размере 189 139 645 руб. Убыток получен в результате возмездного отчуждения акций и проведения текущего ремонта зданий гостиниц.
Убыток от реализации акций составил 180 598 000 руб. Номинальная стоимость акций на момент отчуждения составляла 262 000 000 руб., цена реализации акций составила 81 402 000 руб. Доход предприятия - 778 327 руб., расходы по декларации составили 9 300 154 руб., внереализационные расходы 180 617 818 руб.
До принятия решения по итогам проверки предприятием 13.08.2014 подана уточненная декларация по налогу на прибыль (копии деклараций - основной и уточненной представлены сторонами в материалы дела).
В уточненной декларации доход составляет - 778 327 руб., расходы - 9 293 476 руб., внереализационные расходы - 17 818 руб. Убытки по основному виду деятельности - 8 532 967 руб. Налоговая база 8 530 267 руб. К уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль заявителем представлен лист 05 "Расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций, финансовые результаты которых учитываются в особом порядке" (лист 05 отсутствовал в основной декларации). В листе 05 налогоплательщик указал доходы от выбытия ценных бумаг - 81 402 000 руб.; расходы, связанные с приобретением акций - 81 400 000 руб.; налоговая база - 2000 руб. (доход, который перенесен в лист 02).
Как следует из материалов дела, расходы по реализации ценных бумаг (равные величине остаточной стоимости переданного в оплату акций имущества) определены инспекцией на основании сведений, содержащихся в акте контрольно - ревизионного отдела Брянской городской администрации от 27.03.2014 N 05. В акте указано, что согласно данным бухгалтерского учета (отчета по основным средствам и карточке счета 01 "Основные средства"), остаточная стоимость имущества, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал, составила: ОАО "Гостиница "Брянск" - 11 941 522,65 рубля, ОАО "Гостиница "Десна" - 4 799 263,82 рубля, всего - 16 740 786,47 рублей.
Данные суммы так же отражены в. п 6.5. Отчета "Об оценке рыночной стоимости здания гостиницы "Брянск" от 06.08.2010 N 3234043083-10-960, справки предприятия к указанному отчету, п.1.6. Отчета от 19.08.2010 г. NА10-112 Н "Об оценке рыночной стоимости здания гостиницы "Десна".
При проведении выездной налоговой проверки инспекцией в соответствии со статьей 93 НК РФ выставлены требования о представлении документов.
Заявитель в ответе на требование от 25.06.2013 N 262163 указал, что регистры налогового учета по основным средствам не велись.
Так же заявитель указывает, что переданное в уставной капитал имущество использовалось в деятельности по гостиничному хозяйству, по которой исчисляется и уплачивается единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Налоговый учет предприятие за проверяемый период не вело.
Организации, применяющие налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, учет основных средств ведут в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Как следует из материалов проверки, документы, содержащие информацию об остаточной стоимости имущества, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал, не были представлены налогоплательщиком в ходе проведения выездной налоговой проверки.
Так как остаточная стоимость имущества не может определяться произвольно, в отсутствие документов налогоплательщика, Инспекцией были использованы сведения из акта контрольно-ревизионного отдела Брянской городской администрации от 27.03.2014 N 05 с данными содержащимися в иных документах, имеющимися в налоговом органе.
В соответствии со статьей 275 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
При проверке налоговой инспекцией учтены сведения о налоговой базе по данным деклараций по налогу на имущество организаций, а также данные бухгалтерского баланса.
Согласно данным бухгалтерского баланса остаточная стоимость имущества составила в 2010 году - 28 116 000 руб., 2011 - 9 366 000 руб., в 2012 - 6 301 000 руб. При этом в бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию с учетом существенности, в частности информации об изменении стоимости основных средств и нематериальных активов, в которой они приняты к учету в связи с переоценкой объектов.
Между тем, подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных налогового и бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. В соответствии с частью 6 этой же статьи налогоплательщик обязан предоставлять в налоговые органы и их должностным лицам документы необходимые для исчисления и уплаты налогов в порядке и в случаях, которые предусмотрены налоговым кодексом РФ.
Документы, подтверждающие остаточную стоимость основных средств, предприятие не представило в качестве расходов учитывая их рыночную стоимость.
В соответствии п.15 ст.274 НК РФ, особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами устанавливаются ст.280 НК РФ с учетом положений ст.281 и 282 НК РФ.
Согласно п.2 ст.280 НК РФ расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.
Норма п.2 ст.280 НК РФ, определяющая расходы в целях налогообложения прибыли исходя из цены приобретения акций, подлежит применению во взаимосвязи с предусмотренными ст.227 НК РФ положениями, которые устраняют применение рыночного фактора оценки имущества при его вкладе в уставной капитал.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.277 НК РФ у налогоплательщика-акционера (участника, пайщика) не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества (имущественных прав) в качестве оплаты размещаемых акций (долей, паев). При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей главы 25 НК РФ признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных или неимущественных прав, имеющих денежную оценку), определяемым по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.
Имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный капитал (складочный капитал) организации, принимается по стоимости (остаточной стоимости) переданного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). При этом стоимость (остаточная стоимость) этого имущества определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы являются взносом (вкладом) в уставный (складочный) капитал.
Таким образом, в случае последующей реализации акций в порядке, установленном п.2 ст.280 НК РФ, в целях налогообложения расходы при реализации ценных бумаг определяются исходя из цены их приобретения, в данном случае равной величине остаточной стоимости имущества, переданного в оплату акций вновь создаваемых юридических лиц по данным налогового учета на дату приобретения акций.
Довод заявителя о том, что акт контрольно - ревизионного отдела Брянской городской администрации от 27.03.2014 N 05, не является документом, подтверждающим остаточную стоимость имущества, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал, отклоняется. поскольку указанные передаточные акты являются документами, подтверждающими внесение вклада, в которых подробно описывается имущество, передаваемое в качестве вклада в уставный капитал, указана его оценка в виде рыночной стоимости имущества, согласно заключениям независимых оценщиков, утвержденная общим собранием учредителей. В актах не содержится сумма остаточной стоимости имущества, учитываемой для целей налогообложения.
В связи с тем, что остаточная стоимость имущества не может определяться произвольно, в отсутствие документов налогоплательщика, инспекция, в целях определения размера налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций, обоснованно взяла за основу сведения из акта контрольно - ревизионного отдела Брянской городской администрации от 27.03.2014 N 05, содержащего указания на документы и данные об остаточной стоимости имущества, передаваемого в уставный капитал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Размер налоговых обязательств предприятия по оспариваемым вопросам исследован судом первой инстанции.
В связи с несвоевременной уплатой налога ИФНС обоснованно были начислены спорные суммы пени по налогу на прибыль в размере 429 296 руб.
За несвоевременную оплату налогов МУП "Гостиничное хозяйство г.Брянска" привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ. Расчет штрафных санкций произведен налоговой инспекцией правильно, с учетом данных лицевого счета Предприятия по налогу на прибыль - 449 109 руб. (с учетом уменьшения в 5 раз).
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований предприятия отказано обосновано.
Суд отмечает, что доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в решении, а позиция заявителя жалобы сводится, по сути, к несогласию с вынесенным законным и обоснованным судебным актом.
Довод о необходимости привлечения администрации г. Брянска как собственника имущества предприятия отклоняется, поскольку администрация г. Брянска участником налоговых отношений (предметом настоящего дела) не является.
Согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 3000 руб.
Предприятие квитанцией от 13.02.2015 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 руб. При таких обстоятельствах излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату из средств федерального бюджета.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, всесторонне и полно исследовал доказательства, представленные в материалы дела, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции у судебной коллегии отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2015 по делу N А09-11387/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Гостиничное хозяйство города Брянска" (г. Брянск, ОГРН 1033265001791, ИНН 3201004593) из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по квитанции от 13.02.2015.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-11387/2014
Истец: МУП "Гостиничное хозяйство города Брянска"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Брянску