г. Москва |
|
24 апреля 2015 г. |
Дело N А40-147969/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей В.А. Свиридова, Э.В. Якутова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ЛАНДШАФТ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2014 по делу N А40-147969/2014, принятое судьей Н.А. Нариманидзе (148-973),
по заявлению ЗАО "ЛАНДШАФТ" (ИНН 7703071199, 143083, Московская область, Одинцовский район, д. Жуковка, ул. Ландшафт, стр. 110)
к УФАС по Московской области
третье лицо: Шепелев В.К.
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Королева Н.А. по дов. от 27.10.2014; |
от ответчика: |
Михалевич Л.С. по дов. от 16.02.2015; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ЛАНДШАФТ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (заинтересованное лицо, Московское областное УФАС России, антимонопольный орган) от 02.04.2014 по делу N 05-15/92-13 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением от 25.12.2014 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует требованиям законодательства о конкуренции и не нарушает права и законные интересы заявмителя.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "ЛАНДШАФТ" в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, считая не доказанным доминирующее положение общества на товарном рынке, ссылается на безвозмездность перетока электроэнергии, газа, воды через принадлежащие обществу объекты коммунальной инфраструктуры, указывает, что жители поселка "ЛАНДШАФТ" имеют собственные договоры с ресурсоснабжающими организациями.
В отзыве на апелляционную жалобу Московское областное УФАС России просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Шепелев В.К., извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
При изложенных обстоятельствах дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в адрес Московского областного УФАС России поступили материалы из Прокуратуры Московской области о нарушении ЗАО "ЛАНДШАФТ" порядка ценообразования.
Приказом Московского областного УФАС России от 12.12.2013 N 618 возбуждено дело N 05-15/92-13 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, транспортировке газа, оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах присоединенных электрических сетей, газораспределительных сетей, сетей водоснабжения и водоотведения, выразившегося в ущемлении интересов собственников жилых домов, находящихся на территории д. Жуковка Одинцовского района Московской области путем неправомерного взимания денежных средств за обслуживание и техническую эксплуатацию инженерных сетей и сооружений. Сформирована Комиссия по рассмотрению дела о нарушении ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела N 05-15/92-13 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что домовладения, расположенные на территории д. Жуковка Одинцовского района Московской области технологически присоединены к внутрипоселковым инженерным сетям, находящимся в собственности ЗАО "ЛАНДШАФТ".
Таким образом, домовладения, расположенные в д. Жуковка Одинцовского района Московской области опосредованно присоединены к инженерным сетям ресурсоснабжающих организаций через инженерные сети, принадлежащие ЗАО "ЛАНДШАФТ" на праве собственности.
В соответствии с материалами дела N 05-15/92-14 о нарушении антимонопольного законодательства, ЗАО "ЛАНДШАФТ" является единственной организацией, оказывающей жителям д. Жуковка Одинцовского района Московской области услуги по транспортировке питьевой воды, транспортировке сточных вод, передаче электрической энергии, транспортировке газа в границах присоединенных электрических сетей, газораспределительных сетей, а также сетей водоснабжения и водоотведения.
На основании установленных обстоятельств антимонопольный орган пришел к выводу, что ЗАО "ЛАНДШАФТ" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, транспортировке газа, транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод в границах присоединенных сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения в д. Жуковка Одинцовского района Московской области.
Решением от 02.04.2014 по делу N 05-15/92-13 заявитель признан виновным в нарушении требований ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Не согласившись с решением Московского областного УФАС России от 02.04.2014, ЗАО "ЛАНДШАФТ" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Наличие у антимонопольного органа полномочий на принятие оспариваемого решения следует из норм ст.ст. 22, 23 Федерального закона "О защите конкуренции" и Положения "О Федеральной антимонопольной службе" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии, транспортировке газа по трубопроводам, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъясняется, что доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Как подтверждается материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства п. 2.2 Устава ЗАО "ЛАНДШАФТ" установлено, что основными видами деятельности общества являются: производство, передача и распределение электроэнергии, газа, воды, сбор, очистка и распределение воды, предоставление коммунальных услуг. Общество имеет в собственности газопроводы высокого, среднего и низкого давления, сеть внутреннего водопровода, сеть уличного освещения, канализационную сеть, сети электроснабжения, распределительную подстанцию. Указанные объекты расположены по адресу Московская область, Одинцовский район, д. Жуковка.
Заявитель данные фактические обстоятельства не отрицает и не оспаривает (ч. 31 ст. 70 АПК РФ).
Учитывая приведенные правовые нормы Федерального закона "О естественных монополиях" и Федерального закона "О защите конкуренции", установленные антимонопольным органом фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, считает обоснованным и доказанным вывод антимонопольного органа, что ЗАО "ЛАНДШАФТ" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, транспортировке газа, питьевой воды, сточных вод в границах присоединенных сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения в д. Жуковка Одинцовского района Московской области.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии общества признакам доминирующего субъекта не принимаются судом апелляционной инстанции как опровергающиеся материалами дела и основанные на неверном толковании правовых норм.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 07.12.2012 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, включая распределение воды.
В силу ст. 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861) установлено, что сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Нормами абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Согласно ч. 4 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
В силу требований п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно ст. 2 Федерального закона 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
В силу ст. 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878) в состав газораспределительных сетей входят: наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой: внеплощадочные газопроводы промышленных предприятий.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно п. 4 разд. II Основных положений формировании и государственного регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации") услуги по транспортировке газа подлежат государственному регулированию.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). "Коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Нормами ч. 2 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу вышеприведенных норм услуги по передаче электрической энергии, транспортировке газа, питьевой воды и сточных вод оказываются по регулируемым тарифам, устанавливаемым уполномоченными государственными органами.
В настоящем случае ЗАО "ЛАНДШАФТ" посредством принадлежащих обществу сетей осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, транспортировке газа, питьевой воды и сточных вод в отсутствие надлежащим образом установленных тарифов.
Факт оказания услуг подтверждается совокупностью собранных антимонопольным органом доказательств: договоры от 29.12.2009 N 15/В на отпуск воды и от 29.12.2009 N 81 на приме сточных вод с ОАО "Барвиха", договорами об оказании услуг по сервисному обслуживанию и технической эксплуатации инженерных сетей, заключенными с собственниками (пользователями) жилых домов, счета на оплату указанных договоров, иные материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Довод подателя апелляционной жалобы о безвозмездности оказания услуг по транспортировке коммунальных ресурсов опровергается материалами дела (договорами, счетами).
Доказательства получения заявителем в установленном порядке тарифов на оказываемые услуги по передаче электрической энергии, транспортировке газа, питьевой воды и сточных вод в деле отсутствуют, обществом не представлены.
В указанной связи, является правомерным и обоснованным вывод суда о доказанности материалами дела нарушения ЗАО "ЛАНДШАФТ" ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, транспортировке газа питьевой воды и сточных вод в границах присоединенных электрических сетей, газораспределительных сетей, сетей водоснабжения и водоотведения, путем оказания услуг по транспортировке газа, питьевой воды, сточных вод, передаче электрической энергии по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения о нарушении заявителем ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольным органом доказаны.
Процедура рассмотрения дела Московским областным УФАС России не нарушена.
Соответствующее закону решение антимонопольного органа не нарушает права и охраняемые интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о необоснованности и незаконности принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2014 по делу N А40-147969/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147969/2014
Истец: ЗАО "Ландшафт"
Ответчик: УФАС по Московской области
Третье лицо: Шепелев В. К.