Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 августа 2015 г. N Ф04-22509/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
29 апреля 2015 г. |
Дело N А02-2400/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.04.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей О.Ю. Киреевой, Е.И. Захарчука
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко
при участии представителей сторон:
от истца: без участия, извещен
от ответчика: без участия, извещен
от третьего лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (07АП-2705/15) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 05.02.2015 по делу N А02-2400/2014 (судья Е.М. Гуткович) по иску Администрации муниципального образования "Усть-Канский район" (ОГРН 1030400557296) к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай; Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (ОГРН 1020400734683) при участии третьего лица: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327) о признании права собственности на 16 трансформаторных подстанций в с. Усть-Кан,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Усть-Канский район" обратилась в арбитражный суд Республики Алтай с иском (в редакции уточнений л.д. 117-122, т.2) к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай о признании права муниципальной собственности на линейные объекты электроэнергетики: воздушные линии и трансформаторные подстанции, расположенные в селе Усть-Кан:
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-2-7, кадастровый номер 04:07:000000:943, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Лесная;
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-2-8, кадастровый номер 04:07:000000:910, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Октябрьская;
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-2-11, кадастровый номер 04:07:000000:945, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Кирпичная,
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-2-12, кадастровый номер 04:07:000000:916, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Мира;
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-2-13, кадастровый номер 04:07:000000:907, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Мира;
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-2-14, кадастровый номер 04:07:000000:915, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Луговая;
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-2-15, кадастровый номер 04:07:000000:921, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Мира;
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-2-16, кадастровый номер 04:07:000000:905, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Социалистическая;
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-2-17, кадастровый номер 04:07:000000:922, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Нагорная;
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-14-3, кадастровый номер 04:00:000000:48, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Дорожников;
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-14-21, кадастровый номер 04:07:000000:931, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Тугамбаева;
- комплектную трансформаторную подстанцию (КТП) 28-14-22, кадастровый номер 04:07:000000:911, общая площадь составляет 0,82 кв.м., адрес местоположения: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Ленинская.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
Решением арбитражного суда от 05.02.2015 (резолютивная часть объявлена 03.02.2015), в редакции определения об исправлении описок, опечаток от 20.04.2015, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай в апелляционной жалобе просит решение отменить в части удовлетворения иска к Территориальному Управлению Росимущества по Республике Алтай, прекратить производство по делу в указанной части, ссылаясь на то, что:
- ТУ Росимущества по Республике Алтай не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, между истцом и ответчиком отсутствует материально-правовая связь;
- интересы истца со стороны управления не нарушены, споров в отношении вышеуказанных объектов не возникало;
- ТУ Росимущества по Республике Алтай обращалось с ходатайством от 20.01.2015 об исключении территориального управления из числа ответчиков, в случае факта отсутствия расположения спорных объектов недвижимости на земельных участках, находящихся в федеральной собственности.
Администрация муниципального образования "Усть-Канский район" в отзыве по доводам жалобы просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 05.02.2015, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, 30.03.2007 между Администрацией муниципального образования "Усть-Канский район" (муниципальный заказчик) и ООО "Спецэнергострой" (подрядчик) заключен договор - контракт N 2 на реконструкцию линий ВЛ-0,4 кВ, ВЛ-10 кВ и трансформаторных подстанций в с. Усть-Кан Усть- Канского района РА (л.д. 19-22).
Во исполнение контракта N 2 от 30.03.2007 произведена реконструкция линий электропередач ВЛ-0,4 кВ и ВЛ-10 кВ, а также 16 трансформаторных подстанций в селе Усть-Кан.
В декабре 2011 г. подрядчик передал заказчику завершенные строительством объекты в эксплуатацию по актам приема - передачи смонтированного оборудования, а Администрация в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ выдала разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
В августе 2014 г. линейные объекты прошли инвентарный учет, были изготовлены технические и кадастровые паспорта.
Согласно писем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай от 16.10.2014 N 1928-06/02-03, Министерства имущественных отношений Республики Алтай от 18.09.2014 N 129, от 10.11.2014 N 152 спорное имущество, в отношении которого заявлен иск, не является собственностью Республики Алтай и не числится в реестре федерального имущества (л.д. 67-68, т.2).
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай регистрация права собственности на указанные линейные объекты невозможна из-за отсутствия ряда правоустанавливающих документов, что послужило поводом обращения в суд с настоящим иском.
Исковые требования обоснованы положениями ст.ст. 218, 219, 131 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 15 и ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец является надлежащим собственником спорного имущества, права за которое ни за кем не зарегистрировано.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
Основания приобретения права собственности установлены ст. 218 ГК РФ.
По общему правилу при предъявлении иска о признании права собственности истец как лицо, претендующее на признание себя собственником определенного имущества, должен в силу ст. 218 ГК РФ доказать наличие определенных юридических фактов, которые образуют основание его права собственности.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства; к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В соответствии с положениями ст. 131 ГК РФ и статей 1, 4 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Регистрация объектов, не являющихся недвижимостью, законом не предусмотрена.
Из представленных в материалы дела технических паспортов, составленных Усть-Канским производственным участком Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Республике Алтай по состоянию на 30.01.2012 и кадастрового паспорта Межрайонного отдела Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай, следует, что спорные объекты представляют собой сооружения на бетонных опорах с металлическим корпусом, в которых размещено электрооборудование по уровню напряжения 10/04 кВ.
После реконструкции, проведенной на основании муниципального контракта N 2 от 30.03.2007, права на объекты подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Исходя из кадастрового паспорта от 15.01.2015 сведения о правах на земельные участки, образованные в процессе межевания земель поселений, на которых располагаются КТП, и которые предоставлены для их размещения и обслуживания, отсутствуют.
Согласно п. 2 действующего Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Приложению 3 к этому Постановлению (с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П) объекты электроэнергетики, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) и районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, были отнесены к муниципальной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находились, и передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Положениями ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрена безвозмездная передача в муниципальную собственность имущества, которое используется органами местного самоуправления для целей, установленных ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Учитывая, что спорные трансформаторные подстанции, расположенные в селе Усть-Кан созданы и реконструированы в установленном порядке, права на них не оспариваются иными сторонами, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Обжалуя судебный акт, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай считает себя ненадлежащим ответчиком, привлеченного в рамках настоящего дела, поскольку между истцом и ответчиком отсутствует материально-правовой интерес, спорное имущество в реестре федерального имущества не значится, правопритязания со стороны ответчика на данное имущество отсутствуют.
Согласно п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
Иск о признании права направлен на то, чтобы суд подтвердил и констатировал уже существующее правоотношение. Значение такого судебного решения определяется тем, что оно подтверждает то право, которое существовало как на момент возникновения спора, так и на момент предъявления иска, а также разрешения возникшего спора. Признание права является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.
Поскольку спорные объекты расположены на территории Республики Алтай, на земельных участках в отношении которых отсутствуют данные о праве собственности, факт признания собственности на спорные объекты, устанавливающийся в судебном порядке, предполагает привлечение к участию в деле государственного органа, в территориальном ведении которого такие объекты могут находится, выяснение данного вопроса является обязательным.
В данном случае, ответчик представляет Российскую Федерацию как федерального собственника в отношениях собственности.
Кроме того, положения АПК РФ не предусматривают таких процессуальных действий как исключение из числа ответчиков. Лицо, обратившееся в суд, само определяет ответчиков, к которым оно направляет свои требования, и согласно ст. 47 АПК РФ суд может заменить ненадлежащего ответчика только с согласия истца.
Ходатайство Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области было рассмотрено судом первой инстанции в установленном порядке, в удовлетворении указанного ходатайства было отказано.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.ст.271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 05.02.2015 по делу N А02-2400/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-2400/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 августа 2015 г. N Ф04-22509/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация муниципального образования "Усть-Канский район"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Республики Алтай, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай
Третье лицо: ОАО "МРСК Сибири", Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай