Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2015 г. N Ф01-3165/15 настоящее постановление оставлено без изменения
29 апреля 2015 г. |
А11-7406/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Болонкина Олега Борисовича (город Владимир)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.02.2015
по делу N А11-7406/2014,
принятое судьей Фединской Е.Н.
по заявлению индивидуального предпринимателя Болонкина Олега Борисовича о признании недействительным в части градостроительного плана земельного участка N RU 33301-002954, выданного Управлением архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Болонкина Олега Борисовича - лично на основании паспорта гражданина Российской Федерации и свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 14.01.2005 серия 33 N 0000506552,
Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г.Владимира- Сафроновой С.А. по доверенности от 10.03.2015 N 2701-23/15,
Администрации г.Владимира- Сафроновой С.А. по доверенности от 29.08.2014 N 01-17/91,
и установил:
индивидуальный предприниматель Болонкин Олег Борисович (далее - Болонкин О.Б., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным выданного Управлением архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г.Владимира (далее - Управление, уполномоченный орган) градостроительного плана N RU 33301-002954 земельного участка с кадастровым номером 33:22:032003:2, расположенного по адресу: г.Владимир, ул. 1-ая Никольская, д.8, в части обозначения на чертеже градостроительного плана минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений и необходимости предусмотреть элементы архитектурной подсветки. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление устранить допущенное нарушение прав путем внесения изменений в градостроительный план земельного участка.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г.Владимира (далее - орган местного самоуправления).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 19.02.2015 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Болонкин О.Б. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнения) заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Предприниматель настаивает на том, что место допустимого размещения здания, строения, сооружения, указанное на чертеже градостроительного плана земельного участка, не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, а чертеж градостроительного плана ограничивает его право на самостоятельный выбор возможного и правильного определения части объекта, подлежащего реконструкции, также чертеж градостроительного плана ограничивает процент застройки до 44,9% путем установления необоснованных отступов от границ земельного участка до места допустимого размещения здания.
В судебном заседании Болонкин О.Б. поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Представитель Управления и администрации г.Владимира указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что Болонкин О.Б. является собственником нежилого помещения площадью 324, 5 кв.м, пристройки площадью 35,1 кв.м, навеса площадью 91 кв.м, расположенных по адресу: г.Владимир, ул.1-ая Никольская, д.8, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 33 АВ N 313899 от 01.12.2004, серия 33 АК N 103983 от 18.05.2006, серия 33 АЛ N 441716 от 08.08.2012.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 691 кв.м, кадастровый номер 33:22:32003:2, по адресу: г.Владимир, ул.1-ая Никольская, д.8, (свидетельство о государственной регистрации права серия 33 АЛ N 090758 от 20.01.2011).
По результатам рассмотрения обращения Предпринимателя администрация г.Владимира постановлением от 10.06.2014 N 2178 утвердила градостроительный план N RU 33301-002954 земельного участка (далее - ГПЗУ), кадастровый номер 33:22:032003:2, расположенного по адресу: г.Владимир, ул. 1-ая Никольская, д.8, и выдала его Предпринимателю.
Индивидуальный предприниматель Болонкин О.Б., полагая, что ГПЗУ в части не соответствует градостроительному законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 36, 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановлением Губернатора Владимирской области от 31.12.2010 N 1407 "Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения "Исторический центр города Владимира", решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 183, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207 и исходил из того, что при рассмотрении настоящего спора не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий.
В силу пункта 1 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
В силу части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка, которая содержит строки для заполнения фамилии, имени, отчества заявителя - физического лица либо реквизитов обращения и наименование заявителя - юридического лица о выдаче градостроительного плана земельного участка, описания местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства); предусматривает указание на чертеже градостроительного плана схемы расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план) и сведений о месте допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется, а также на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется; в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется, предписывает внесение сведений о назначении объекта капитального строительства с указанием его номера согласно чертежу.
Решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 183 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, которые устанавливают предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к территориальным зонам и подзонам, выделенным на карте градостроительного зонирования города Владимира.
В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации N 418 и Министерства регионального развития Российской Федерации N 339 от 29.07.2010 город Владимир включен в перечень исторических поселений федерального значения.
По данным Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области на территории городского округа город Владимир расположены 267 объектов культурного наследия, в том числе - 1 достопримечательное место (Исторический центр города Владимира), 15 ансамблей памятников (см. "Карта градостроительного зонирования. Границы территорий объектов культурного наследия").
При формировании требований в составе настоящих Правил границы и виды зон охраны достопримечательного места регионального значения "Исторический центр города Владимира", режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон устанавливаются в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 31.12.2010 N 1407 "Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения "Исторический центр города Владимира", режимов земель и градостроительных регламентов в границах данных зон".
Разделом 2 градостроительного плана земельного участка "Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства" установлено, что градостроительный регламент земельного участка не распространяется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В пункте 2.2.5 градостроительного плана земельного участка "Иные показатели" установлено, что в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 31.12.2010 N 1407 "Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения "Исторический центр города Владимира", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" земельный участок расположен в границах охранной зоны Р-2.
Режим использования земель и градостроительный регламент в границах данной зоны (для участков и кварталов, непосредственно связанных структурно, пространственно, композиционно с территорией объектов культурного наследия, основная площадь кварталов исторического центра города Владимира) обязывает, в том числе к сохранению характерной для города Владимира периметральной застройки и свободному внутриквартальному пространству с допустимым процентом застройки в границах земельного участка до 50%.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации Приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
Строка 1 формы градостроительного плана земельного участка содержит указание на чертеж градостроительного плана земельного участка, на котором указываются, в том числе обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту.
Графическая часть пункта 1 формы, в пояснениях к которой содержатся указания о необходимости фиксации на чертеже градостроительного плана земельного участка схемы расположения этого участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план), минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения, а также мест допустимого размещения объекта капитального строительства, направлена на реализацию положений части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в графической форме, представляет собой отображение границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам земельного участка, зон с особыми условиями использования территорий и иных планировочных ограничений и действующему федеральному законодательству не противоречит.
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1-2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
Таким образом, навес не является объектом капитального строительства и соответственно, не указывается в графической части пункта 1 формы градостроительного плана земельного участка (чертеже).
В целях сохранения историко-градостроительной среды объектов культурного наследия, расположенных в границах достопримечательного места "Исторический центр города Владимира", а также соблюдения режимов использования земель и градостроительных регламентов его зон охраны развитие территории (реконструкция, регенерация) достопримечательного места необходимо осуществлять на основании проекта планировки достопримечательного места "Исторический центр города Владимира", а до его утверждения - на основании Проекта реконструкции исторического ядра г. Владимира, утвержденного решением Владимирского областного Совета народных депутатов от 26.11.1982 N 1062 п/20.
Согласно Проекту реконструкции исторического ядра г. Владимира улица 1-я Никольская в г.Владимире относится к опорной застройке 2 категории, что подразумевает проведение в отношении объектов капитального строительства всех видов работ, кроме работ, влекущих за собой изменение объемных характеристик (протяженность, этажность).
С учетом изложенного, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений указаны обоснованно в размере 8 и 9 метров в чертеже оспариваемого ГПЗУ.
Глава 7 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования г.Владимир, утвержденных решением Совета народных депутатов г.Владимира от 31.10.2011 N 183, регулирует вопросы землепользования и застройки территории муниципального образования г.Владимир.
Согласно пункту 7.2 Правил оформление и оборудование фасадов зданий является составной частью архитектурного решения зданий и внешнего благоустройства муниципального образования и выполняется в соответствии с проектной документацией (при необходимости получения разрешения на строительство). Оформление и оборудование фасадов зданий включает, в том числе элементы архитектурного и декоративного оформления фасадов (навесы, козырьки, входы, лестницы, крыльца, оконные и витринные конструкции, декоративные и защитные решетки, ограждения балконов и лоджий, флагштоки, осветительное оборудование на кронштейнах), элементы архитектурной подсветки.
Таким образом, требования пункта 2.2.5 градостроительного плана земельного участка "Иные показатели" о необходимости предусмотреть проектом элементы архитектурной подсветки не противоречат требованиям нормативно правового акта.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что градостроительный план N RU 33301-002954 земельного участка с кадастровым номером 33:22:032003:2, расположенного по адресу: г.Владимир, ул. 1-ая Никольская, д.8, соответствует всем требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприниматель не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие возникновение для него негативных последствий в результате выдачи ему оспариваемого ГПЗУ.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Владимирской области обоснованно отказал Болонкину О.Б. в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Предпринимателя признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.02.2015 по делу N А11-7406/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.02.2015 по делу N А11-7406/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Болонкина Олега Борисовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-7406/2014
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2015 г. N Ф01-3165/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Болонкин Олег Борисович
Ответчик: Администрация города Владимира, Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира