г. Красноярск |
|
29 апреля 2015 г. |
Дело N А33-17602/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" апреля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Петровской О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой Е.В.,
при участии:
от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю: Козикова А.В. - представителя по доверенности от 17.01.2013,
от индивидуального предпринимателя Марковского И.Д.: Марковской Н.И. - представителя по доверенности от 23.12.2014,
от открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС": Гиниборг О.В. - представителя по доверенности от 12.01.2015 N 12/15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, действующего от имени Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 11 февраля 2015 года по делу N А33-17602/2014, принятое судьей Слесаренко И.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Марковский Иван Дмитриевич (ИНН 242000249610, ОГРН 304242031400030, г. Кодинск) (далее также истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (ИНН 2460018988, ОГРН 1022401788386, г. Красноярск) (далее - Министерство финансов Российской Федерации, ответчик) о взыскании 4 124 940 рублей убытков, образовавшихся в результате утраты 14 затопленных объектов недвижимого имущества:
- нежилого здания общей площадью 105,7 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24-24-17/001/2010-028 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2010 серии 24 ЕИ N 520455, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-364);
- нежилого здания общей площадью 365 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24-24-17/001/2010-025 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2010 серии 24 ЕИ N 520456, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-357);
- нежилого здания общей площадью 497,4 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Терешковой, 22, кадастровый номер 24:20:000000:02985 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00861, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-349);
- сооружения общей площадью 295,6 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.1 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00860, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-356);
- сооружения общей площадью 969,9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.10 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00859, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-347);
- сооружения общей протяженностью 0,57 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.9 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00858, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-345);
- нежилого здания общей площадью 22,00 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.8 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00857, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-352);
- нежилого здания общей площадью 24,00 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.7 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00856, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-346);
- нежилого здания общей площадью 11,9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.6 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00855, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-362);
- нежилого здания общей площадью 108,9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.5 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00854, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-348);
- нежилого здания общей площадью 194,6 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.4 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00853, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-354);
- нежилого здания общей площадью 8,3 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.3 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00852, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-339);
- нежилого здания общей площадью 14,4 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.2 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00851, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-344);
- нежилого здания общей площадью 441,8 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.1 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00849, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-353).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 18.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено открытое акционерное общество "Богучанская ГЭС" (далее - ОАО "Богучанская ГЭС").
Определением арбитражного суда от 25.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.02.2015 иск удовлетворен. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого УФК по Красноярскому краю, за счет казны Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича взысканы 4124940 рублей убытков, а также 43 624 рубля 70 копеек расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 11.02.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не учел пояснений ответчика относительно отсутствия предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации условий деликтного правонарушения в действиях должностных лиц Министерства финансов Российской Федерации. Судом не был установлен конкретный государственный орган, на котором лежит обязанность по совершению юридически значимых действий в отношении истца, должностное лицо данного органа, не исследовался вопрос о вине причинителя вреда.
Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, к участию в деле необходимо привлекать главных распорядителей средств федерального и краевого бюджета. При рассмотрении дела суд первой инстанции установил непосредственного причинителя вреда истцу - ОАО "Богучанская ГЭС", которое, являясь собственником гидротехнического сооружения, произвело закрытие донных отверстий, что привело к затоплению имущества, принадлежащего истцу.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу пояснил, что Богучанское водохранилище относится к объектам федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которым относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие об изъятии земельных участков в установленном порядке для нужд Российской Федерации, также не представлено соглашение о выплате компенсации за находящиеся на них объекты недвижимости. Убытки, связанные с утратой недвижимого имущества истца, не изъятых в установленном законом порядке федеральным органом исполнительной власти для государственных нужд в целях размещения водного объекта, находящегося в федеральной собственности, подлежат возмещению Российской Федерацией в лице ее уполномоченных государственных органов.
ОАО "Богучанская ГЭС" в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы апелляционной жалобы, считает их необоснованными, полностью согласилось с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом судебном акте.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда от 11.02.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители истца и третьего лица поддержали доводы, изложенные в своих отзывах на апелляционную жалобу, просили решение арбитражного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/)).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Индивидуальному предпринимателю Марковскому Ивану Дмитриевичу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общая площадь 39500 кв.м. адрес объекта местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Кежемский район, с. Кежма, ул. Юбилейная, д. 46а, кадастровый номер 24:20:0200001:485 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.01.2011 серии 24 ЕИ N 786797; выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-359);
- земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общая площадь 1500 кв.м., адрес объекта местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Кежемский район, с. Кежма, ул. Терешковой, д. 22, кадастровый номер 24:20:0200001:486 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.08.2010 серии 24 ЕИ N 698794; выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-355);
- нежилое здание общей площадью 105,7 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24-24-17/001/2010-028 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2010 серии 24 ЕИ N 520455, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-364);
- нежилое здание общей площадью 365 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24-24-17/001/2010-025 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2010 серии 24 ЕИ N 520456, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-357);
- нежилое здание общей площадью 497,4 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Терешковой, 22, кадастровый номер 24:20:000000:02985 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00861, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-349);
- сооружение общей площадью 295,6 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.1 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00860, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-356);
- сооружение общей площадью 969,9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.10 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00859, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-347);
- сооружение общей протяженностью 0,57 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.9 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00858, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-345);
- нежилое здание общей площадью 22.00 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.8 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00857, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-352);
- нежилое здание общей площадью 24.00 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.7 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00856, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-346);
- нежилое здание общей площадью 11,9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.6 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00855, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-362);
- нежилое здание общей площадью 108,9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.5 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00854, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-348);
- нежилое здание общей площадью 194,6 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.4 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00853, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-354);
- нежилое здание общей площадью 8,3 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.3 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00852, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N 01/065/2013-339);
- нежилое здание общей площадью 14,4 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.2 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00851, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-344);
- нежилое здание общей площадью 441,8 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский р-н, с. Кежма, ул. Юбилейная, 46а, кадастровый номер 24:20:000000:02984.1 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 24 ВП N 00849, выписка из ЕГРП от 07.03.2013 N01/065/2013-353) (далее - спорные объекты недвижимости).
Главой администрации Кежемского района выдана справка от 08.04.2013 N 138 в том, что крестьянское хозяйство индивидуального предпринимателя Марковского И.Д. занималось хозяйственной деятельностью на территории Кежемского сельсовета до окончания санитарной зачистки населенных пунктов, подлежащих затоплению при подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС, т.е. до середины 2012 года.
Согласно протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по подготовке затопления Богучанской ГЭС от 29.04.2012 N ВГ-05-59п, подписанному со стороны Правительства Красноярского края - В.П. Томенко, Министерства культуры Российской Федерации - Д.Л. Сергеевым, Министерства регионального развития Российской Федерации - В.А. Токаревым, ложе водохранилища признано готовым к затоплению до уровня 185 м НПУ.
Согласно протоколу совещания по вопросу закрытия донных отверстий Богучанской ГЭС и начала наполнения водохранилища Богучанской ГЭС от 29.04.2012, председательствующий - заместитель министра энергетики Российской Федерации Шишкин А.Н. и присутствующие: заместитель председателя правления открытого акционерного общества "РусГидро" Маслов А.В., помощник заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Самохвалов А.Ф., руководитель Енисейского бассейнового водного управления Благов В.К., первый заместитель генерального директора открытого акционерного общества "ЦИУС ЕЭС" Тютяев А.А., директор департамента проектирования ОК "РУСАЛ" Королев Г.С., главный инженер МЭС Сибири Балашов Н.Н., член Правления открытого акционерного общества "РусГидро" Богуш Б.Б., первый заместитель Губернатора Красноярского края - председатель Правительства Красноярского края Томенко В.П., министр экономики и регионального развития Красноярского края Цыкалов А.Г., заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края Жгун В.Е., директор ГКУ "Дирекция по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС" Рахимов Р.Ш., Глава Кежемского района Безматерных П.Ф., Глава администрации Кежемского района Шишкин А.И., и.о. генерального директора ОАО "Богучанская ГЭС" Краснов В.А., главный инженер ОАО "Богучанская ГЭС" Демченко В.В., заместитель генерального директора ОАО "Богучанская ГЭС" Гольдштейн М.Э., генеральный директор закрытого акционерного общества "Организатор строительства Богучанской ГЭС" Упоров В.А., генеральный директор закрытого акционерного общества "Заказчик строительства Богучанской ГЭС" Калмыков В.В. рассмотрели вопрос о готовности объектов Богучанской ГЭС и готовности ложа водохранилища Богучанской ГЭС к заполнению водохранилища Богучанской ГЭС до отметки 185,0 м. Обменявшись мнениями, отметили: готовность напорного фронта гидротехнических сооружений Богучанской ГЭС обеспечена.
Акт готовности напорного фронта Богучанской ГЭС от 23.03.2012 подписан рабочей комиссией. Акт (протокол) готовности ложа водохранилища Богучанской ГЭС к наполнению до отметки 185,0 м подписан Правительством Красноярского края и Кежемского района 29.04.2012. Временные правила использования водных ресурсов водохранилища Богучанской ГЭС на период начального наполнения и первого этапа эксплуатации и Временные правила технической эксплуатации и благоустройства Богучанского водохранилища на период начального наполнения и первого этапа эксплуатации утверждены Федеральным агентством водных ресурсов (ФАВР) 28.04.2012. Решили начать заполнение ложа водохранилища Богучанской ГЭС 29.04.2012 до отм. 185,0 м, принять к сведению, что предписание Министерства культуры Красноярского края о запрете наполнения водохранилища Богучанской ГЭС от 05.03.2012 N 9/12 будет отозвано Правительством Красноярского края.
В подтверждение размера убытков истцом при обращении в суд с иском представлен отчет общества с ограниченной ответственностью "Центр независимой оценки" от 08.08.2012 N 271/2012 "Об оценке недвижимого имущества (16 наименований), принадлежащие Марковскому Ивану Дмитриевичу", согласно которому общая рыночная стоимость объектов оценки составила 4 722 390 рублей, с учетом НДС, из них: стоимость нежилых зданий составила 4 124 940 рублей; стоимость земельных участков составила 597 450 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.05.2014 по делу N А33-44/2013, вступившим в законную силу, удовлетворен иск индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича 597 450 рублей убытков, составляющих стоимость земельных участков в размере 597 450 рублей. В удовлетворении иска индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича к открытому акционерному обществу "Богучанская ГЭС" отказано.
Ссылаясь на то, что истцу в результате действий (бездействия) ответчика причинены убытки в размере стоимости нежилых зданий 4 124 940 рублей, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим иском.
Заслушав устные выступления, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Таким образом, право на возмещение вреда, причиненного государством в лице его органов, является одним из конституционных принципов, реализация которого осуществляется при применении гражданско-правовых норм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется помимо прочего, путем возмещения убытков.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, лицо (потерпевший), защищающее свои гражданские права путем возмещения убытков, причиненных органами государственной власти, должно доказать совершение органом или его должностным лицом противоправного действия (бездействия), возникновение у потерпевшего убытков, их размер, причинно-следственную связь между действием (бездействием) и его последствиями. Истец также должен доказать, что он предпринял все возможные меры для предотвращения возникновения убытков и уменьшения их размера.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при установлении в совокупности всех указанных элементов ответственности.
Истец просит взыскать с ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 4 124 940 рублей убытков, образовавшихся в результате утраты 14 затопленных объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках в зоне затопления Богучанской ГЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано нормами Гражданского (ст. ст. 279 - 283) и Земельного (ст. ст. 49, 55, 57, 63) кодексов Российской Федерации.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является предметом регулирования федерального законодательства (земельного и гражданского). Полномочия по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Таким образом, издание уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка является первым этапом в процессе изъятия объектов недвижимости, расположенных на соответствующих земельных участках, для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водохранилище представляет собой самостоятельный водный объект (поверхностный водоем).
Согласно пункту 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенный в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р утвержден перечень водоемов, которые расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в число которых вошло Богучанское водохранилище. Следовательно, Богучанское водохранилище относится к объектам федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которым относятся к компетенции федерального органа исполнительной власти, а значит, в соответствии пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской решение об изъятии земельного участка у собственника путем выкупа для создания Богучанской ГЭС принимает федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Таким образом, передача в собственность Российской Федерации спорных объектов недвижимости истца, расположенных на соответствующих земельных участках, возможна либо путем выкупа после достижения согласия с собственником о выкупной цене, либо путем выкупа по решению суда в соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд закреплены в статье 63 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, пункт 2 названной статьи предусматривает, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
В пунктах 1, 4, 5 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262, установлено, что убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством. Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них. Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации.
По правилам, предусмотренным статьями 280-282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 63 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение о предоставлении взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другого земельного участка с зачетом его стоимости в выкупную цену, а также возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемом земельном участке; возмещении в соответствии со статьей 62 Земельного кодекса Российской Федерации в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды, заключается собственником земельного участка с лицом, принявшим решение об изъятии земельного участка, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка.
Как следует из материалов дела, объяснений ответчика, федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке решение об изъятии у индивидуального предпринимателя Марковского И.Д. спорных объектов недвижимости, расположенных на соответствующих земельных участках, не принимал, в установленном порядке индивидуального предпринимателя Марковского И.Д. об изъятии объектов недвижимости не уведомлял.
В материалы дела не представлено доказательств наличия в ЕГРП сведений о государственной регистрации решения уполномоченного органа исполнительной власти Российской Федерации об изъятии спорных объектов недвижимости.
Согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится, в том числе резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности; выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета.
Казна Российской Федерации входит в структуру Министерства финансов Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за изъятие спорных объектов недвижимости, расположенных на соответствующих земельных участках в зоне затопления Богучанской ГЭС, возлагается законом в данном случае на Российскую Федерацию в лице федерального органа исполнительной власти, а причиненные таким изъятием соответствующие убытки компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Истец неоднократно обращался за решением вопроса о возмещении ему стоимости принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков в различные органы государственной и муниципальной власти, участвующие в принятии решений о начале затопления и составлении списков собственников в зоне затопления Богучанской ГЭС, по которым не приняты решения об изъятии земельных участков, решений о санитарной зачистке зоны затопления.
Письмом от 09.10.2012 N 01-15-2696 на претензию индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича от 28.09.2012 Администрация Кежемского района Красноярского края сообщала, что Богучанское водохранилище в соответствии со статьями 23, 26 Водного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р относится к объектам федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которым относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Правительство Красноярского края).
Письмом от 12.11.2012 N 04-7632 на претензию индивидуального предпринимателя Марковского Ивана Дмитриевича от 18.10.2012 ОАО "Богучанская ГЭС" сообщило, что ответственность за изъятие земельных участков в зоне затопления Богучанского водохранилища возлагается на Российскую федерацию в лице федерального органа исполнительной власти, а причиненные таким изъятием соответствующие убытки компенсируются за счет федерального бюджета.
Письмом от 01.11.2012 N ОГ-Д23-5372 Министерство экономического развития Российской Федерации сообщало индивидуальному предпринимателю Марковскому И.Д., что Правительство Красноярского края как государственный заказчик мероприятий по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС на территории региона обладает полномочиями по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд. Отвод земель под водохранилище Богучанской ГЭС произведен в 1986 году (распоряжение Совета Министров РСФСР от 17.03.1986 года N332-р).
Главой администрации Кежемского района выдана справка от 08.04.2013 N 138 в том, что крестьянское хозяйство индивидуального предпринимателя Марковского И.Д. занималось хозяйственной деятельностью на территории Кежемского сельсовета до окончания санитарной зачистки населенных пунктов, подлежащих затоплению при подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС, т.е. до середины 2012 года.
Согласно протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по подготовке затопления Богучанской ГЭС от 29.04.2012 N ВГ-05-59п, подписанному со стороны Правительства Красноярского края - В.П. Томенко, Министерства культуры Российской Федерации - Д.Л. Сергеевым, Министерства регионального развития Российской Федерации - В.А. Токаревым ложе водохранилища признано готовым к затоплению до уровня 185 м НПУ.
Согласно протоколу совещания по вопросу закрытия донных отверстий Богучанской ГЭС и начала наполнения водохранилища Богучанской ГЭС от 29.04.2012, председательствующий - заместитель министра энергетики Российской Федерации Шишкин А.Н. и присутствующие: заместитель председателя правления открытого акционерного общества "РусГидро" Маслов А.В., помощник заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Самохвалов А.Ф., руководитель Енисейского бассейнового водного управления Благов В.К., первый заместитель генерального директора открытого акционерного общества "ЦИУС ЕЭС" Тютяев А.А., директор департамента проектирования ОК "РУСАЛ" Королев Г.С., главный инженер МЭС Сибири Балашов Н.Н., член правления открытого акционерного общества "РусГидро" Богуш Б.Б., первый заместитель Губернатора Красноярского края - председатель Правительства Красноярского края Томенко В.П., министр экономики и регионального развития Красноярского края Цыкалов А.Г., заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края Жгун В.Е., директор ГКУ "Дирекция по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС" Рахимов Р.Ш., Глава Кежемского района Безматерных П.Ф., Глава администрации Кежемского района Шишкин А.И., и.о. генерального директора ОАО "Богучанская ГЭС" Краснов В.А., главный инженер ОАО "Богучанская ГЭС" Демченко В.В., заместитель генерального директора ОАО "Богучанская ГЭС" Гольдштейн М.Э., генеральный директор закрытого акционерного общества "Организатор строительства Богучанской ГЭС" Упоров В.А., генеральный директор закрытого акционерного общества "Заказчик строительства Богучанской ГЭС" Калмыков В.В. рассмотрели вопрос о готовности объектов Богучанской ГЭС и готовности ложа водохранилища Богучанской ГЭС к заполнению водохранилища Богучанской ГЭС до отметки 185,0 м. Обменявшись мнениями, отметили, что готовность напорного фронта гидротехнических сооружений Богучанской ГЭС обеспечена.
Акт готовности напорного фронта Богучанской ГЭС от 23.03.2012 подписан рабочей комиссией. Акт (протокол) готовности ложа водохранилища Богучанской ГЭС к наполнению до отметки 185,0 м. подписан Правительством Красноярского края и Кежемского района 29.04.2012. Временные правила использования водных ресурсов водохранилища Богучанской ГЭС на период начального наполнения и первого этапа эксплуатации и Временные правила технической эксплуатации и благоустройства Богучанского водохранилища на период начального наполнения и первого этапа эксплуатации утверждены Федеральным агентством водных ресурсов (ФАВР) 28.04.2012. Решили начать заполнение ложа водохранилища Богучанской ГЭС 29.04.2012 до отм. 185,0 м, принять к сведению, что предписание Министерства культуры Красноярского края о запрете наполнения водохранилища Богучанской ГЭС от 05.03.2012 N 9/12 будет отозвано Правительством Красноярского края.
Вместе с тем, документами, представленными в материалы дела, подтверждён и не оспаривается лицами, участвующими в деле, факт затопления водохранилищем Богучанской ГЭС недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Марковскому И.Д.
Доказательства какой-либо компенсации затопленного имущества суду не представлены.
В подтверждение размера убытков истцом при обращении в арбитражный суд с иском представлен отчет общества с ограниченной ответственностью "Центр независимой оценки" от 08.08.2012 N 271/2012 "Об оценке недвижимого имущества (16 наименований), принадлежащие Марковскому Ивану Дмитриевичу", согласно которому общая рыночная стоимость объектов оценки составила 4 722 390 рублей, с учетом НДС, из них: стоимость нежилых зданий составила 4 124 940 рублей; стоимость земельных участков составила 597 450 рублей.
Таким образом, требования истца о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере 4 124 940 рублей, составляющих стоимость 14 объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках в зоне затопления Богучанской ГЭС, являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном размере.
Доводы Министерства финансов Российской Федерации о том, что к затоплению объектов истца привели действия ОАО "Богучанская ГЭС" по закрытию донных отверстий, не оценившего возможность выполнения указанных работ без нарушения законов, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа для нужд Российской Федерации относится согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации. Российской Федерацией не были своевременно приняты решения об изъятии объектов недвижимого имущества истца, в связи с чем на Российскую Федерацию должна быть возложена ответственность за незаконное бездействие соответствующих ее органов по изъятию и выкупу земельных участков и других объектов недвижимого имущества.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, к участию в деле необходимо привлекать главных распорядителей средств федерального и краевого бюджета, распорядителем субсидий является Министерство регионального развития Российской Федерации, подлежит отклонению арбитражным апелляционным судом, поскольку согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности; выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета. Казна Российской Федерации входит в структуру Министерства финансов Российской Федерации. Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом изъятия земель, определенным в Земельном кодексе Российской Федерации лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. При этом, Министерство экономики и регионального развития Красноярского края в соответствии со своим Положением, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 27.08.2009 N 55-п, не уполномочено принимать решения об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации и принимать решения о компенсации причиненных этим убытков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не учел пояснений ответчика относительно отсутствия предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации условий деликтного правонарушения в действиях должностных лиц Министерства финансов Российской Федерации; судом не исследовался вопрос о вине причинителя вреда, а также ссылки на то, что судом при рассмотрении дела был сделан вывод о незаконном бездействии Российской Федерации, однако, при этом, не были установлены конкретный государственный орган, на котором лежит обязанность по совершению юридически значимых действий в отношении истца, должностное лицо данного органа, не принимаются арбитражным апелляционным судом, ввиду того, что Богучанское водохранилище относится к объектам федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которым относятся к компетенции федерального органа исполнительной власти.
Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации относится согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации. Наделение федерального органа полномочиями по распоряжению Богучанским водохранилищем, а также создание учреждения, финансируемого из средств федерального бюджета для реализации мероприятий по охране Богучанского водохранилища подтверждает право собственности Российской Федерации на указанный объект. Российской Федерацией не были своевременно приняты решения об изъятии объектов недвижимого имущества истца, в связи с чем на Российскую Федерацию должна быть возложена ответственность за незаконное бездействие соответствующих ее органов по изъятию и выкупу объектов недвижимого имущества.
Таким образом, выражая несогласие с решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.02.2015, ответчик в апелляционной жалобе не привел достаточных доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения. Доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 11 февраля 2015 года по делу N А33-17602/2014 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей относится на заявителя апелляционной жалобы (ответчика), который освобожден от её уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 февраля 2015 года по делу N А33-17602/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Магда |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17602/2014
Истец: Марковский Иван Дмитриевич
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю
Третье лицо: Министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края, ОАО "Богучанская ГЭС"