Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
15 декабря 2016 г. |
Дело N А50-15952/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Зелениной Т.Л., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой А.В.,
при участии:
от заявителя, СНТ "Ветеран-БД" - Панов С.А., доверенность от 06.03.2015, паспорт;
от заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации города Перми - не явился, извещен;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Садоводческого некоммерческого товарищества "Ветеран-БД",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 сентября 2016 года
по делу N А50-15952/2016,
принятое судьи Трубиным Р.В.,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Ветеран-БД" (ОГРН 1115905001486, ИНН 5905284037)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ветеран-БД" (далее -заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 16.05.2016 г. N И-21-01-09-7911 об отказе в бесплатном предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416107:9 СНТ "Ветеран-БД" на праве собственности, для размещения имущества общего пользования товарищества; возложении на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанности в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда выдать заявителю распоряжение о бесплатном предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416107:9 СНТ "Ветеран-БД" на праве собственности, для размещения имущества общего пользования товарищества.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель, Садоводческое некоммерческое товарищество "Ветеран-БД", обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Пермского края отменить, принято по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В частности указывает, что исходный земельный участок кадастровый номер 59:01:4416107:4 был предоставлен товариществу по общим правилам земельного законодательства, товарищество обращалось за реализацией своего права в порядке пункта 3 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ.
Ссылается на соблюдение при межевании испрашиваемого земельного участка и постановке его на кадастровый учет требований законодательства, положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", обязанность органа местного самоуправления содействовать заявителю в утверждении проекта планировки посредством принятия соответствующего решения
До начала судебного заседания от Департамента земельных отношений администрации г. Перми поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заинтересованное лицо полагает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представители истца поддержали свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.05.2014 распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми N 1172 СНТ "Ветеран-БД" был предоставлен в аренду на 4 года 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416107:4 площадью 14511 кв.м. для размещения садоводческого некоммерческого товарищества по ул. Космонавта Леонова, 87б в Индустриальном районе за счет земель населенных пунктов в территориальной зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков (Р-3).
На основании указанного распоряжения 11.06.2014 между Департаментом земельных отношений администрации города Перми (арендодателем) и СНТ "Ветеран-БД" (арендатором) заключен договор аренды указанного выше земельного участка, государственная регистрация договора произведена регистрирующим органом 11.07.2014, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 23.01.2015. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи 24.05.2014.
Письмом от 23.06.2014 Департамент земельных отношений администрации города Перми разъяснил заявителю порядок предоставления земельных участков в собственность, указав необходимый для этого перечень документов.
Решением общего собрания СНТ "Ветеран-БД" 23.09.2014 был утвержден проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества.
25.09.2014 СНТ "Ветеран-БД" обратилось в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми и Администрацию Индустриального района г. Перми с ходатайствами об утверждении проекта организации и застройки территории товарищества.
Из представленных в материалы дела ответов на обращения заявителя следует, что указанные органы не наделены полномочиями по утверждению проектов организации и застройки территорий садоводческих некоммерческих товариществ.
В результате проведения по заказу СНТ "Ветеран-БД" кадастровых работ из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416107:4 сформированы девять земельных участков.
28.10.2014 сформированные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера 59:01:4416107:5, 59:01:4416107:6, 59:01:4416107:7, 59:01:4416107:8, 59:01:4416107:9, 59:01:4416107:10, 59:01:4416107:11, 59:01:4416107:12, 59:01:4416107:13.
Общим собранием членов СНТ было принято решение о приобретении прав на спорный земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416107:9.
29.04.16 заявитель направил в адрес Департамента заявление о бесплатном предоставлении в собственность для размещения имущества в целях общего пользования товарищества земельного участка площадью 1380 кв.м., кадастровый номер 59:01:4416107:9, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Космонавта Леонова, 87б, СНТ "Ветеран-БД".
Письмом от 16.05.2016 N И-21-01-09-7911 Департамент земельных отношений администрации г. Перми уведомил Садоводческое некоммерческое товарищество "Ветеран-БД" об отказе в бесплатном предоставлении спорного земельного участка в связи с невыполнением условий ст. 11.3, 39.5, ЗК РФ.
Полагая свое право на получение земельного участка в собственность нарушенным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на отсутствие у заявителя оснований для получения испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном п. 3 ст.39.5 Земельного кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким основанием в частности являются решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 11 части 2 ст. 39.10 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Правовое регулирование отношения, возникающих в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения установлено Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
В силу ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы ст. 14 Закона N 66-ФЗ, п. 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ).
Пунктами 4, 5 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в указанном порядке.
В соответствии с пунктом 3 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
Как установлено судами в рамках дела N А50-1595/2015, земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416107:4 площадью 14511 кв.м из земель населенных пунктов для размещения садоводческого товарищества предоставлен заявителю для строительства в порядке выбора в соответствии со ст.ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, что подтверждается постановлением от 23.05.2014 N1172, договором аренды от 11.06.2014 N 065-144. Спорный земельный участок площадью 1380 кв.м, с кадастровым номером 59:01:4416107:9, был сформирован из земельного участка, предоставленного товариществу в аренду, что следует из кадастрового паспорта от 05.11.2014.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на испрашиваемый земельный участок не может быть реализовано истцом в льготном порядке, установленном п. 3 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопреки позиции апеллянта, нормы права применены судом первой инстанции правильно.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона N 66-ФЗ земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Исходя из общих принципов земельного законодательства, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Поскольку товарищество получило земельный участок в соответствии с общим порядком, предусмотренным нормами Земельного кодекса Российской Федерации, наличие в пользовании товарищества земельного участка не влечет возникновения у заявителя права на получение земельного участка в собственность бесплатно в льготном порядке, предусмотренном Законом N 66-ФЗ. Указанные обстоятельства установлены в рамках дела N А50-1595/2015 и являются преюдициальными.
В соответствии с частью 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (Постановление КС РФ от 21.12.2011 N 30-П).
Довод о наличии у товарищества права на получение земельного участка в собственность в льготном порядке основан на ошибочном толковании норм права.
При названных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого решения недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы, относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 сентября 2016 года по делу N А50-15952/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А.Полякова |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15952/2016
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ВЕТЕРАН-БД"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации города Перми