г. Москва |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А40-161619/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л. А.,
судей: |
Захарова С. Л., Якутова Э. В., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д. Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Москомархитектуры и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 января 2015 года по делу N А40-161619/14 (79-1358)
по заявлению ООО "Оптимум-Инвест" (ОГРН 1057746861853, 117042, г.Москва, ул. Южнобутовская, д.101)
к Москомархитектуре
третье лицо: Правительство Москвы
о признании незаконным приказа,
при участии:
от заявителя: |
Казак А.А. по дов. от 23.04.2015; |
от ответчика: |
Сергеева О.А. по дов. от 30.10.2012; |
от третьего лица: |
Аветисянц Э.Л. по дов. от 27.10.2014, Сергеева О.А. по дов. от 09.12.2014; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Оптимум-Инвест" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура) 22.09.2014 N 2276 "О признании утратившим силу приказа Москомархитектуры от 16 марта 2010 г. N 279".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16 января 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции Москомархитектура и Правительство Москвы в апелляционной жалобе просят его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. Просят принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом податели жалобы настаивают на том, что действия Москомархитектуры по изданию оспариваемого заявителем приказа полностью соответствуют действующему законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 28.09.2007 между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и Обществом с ограниченной ответственностью "Оптимум-Инвест" был заключен договор аренды земельного участка от 15.08.2007 N 01-41-1794 площадью для эксплуатации зданий и строений медицинского учреждения и благоустройства территории сроком на 35 лет по адресу: г. Москва, ул. Каширское шоссе, вл. 74, корп. 1, стр.2, 3, 4, 5,
Было разработано градостроительное обоснование, утвержденное распоряжением Москомархитектуры от 29.08.2008 N 172 со следующими технико-экономическими показателями: общая площадь 33 500 кв.м.
Учитывая потребность жителей района "Москворечье-Сабурово" в жилье, Заявитель обратилось в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с предложением о строительстве жилого комплекса с учетом доли города.
Департаментом данное предложение было одобрено. Управой района "Москворечье-Сабурово", Префектурой ЮАО и Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Москве было одобрено изменение индекса функционального значения с 1000 на 1200 и строительного с 30164 на 30290.
11.08.2009 Заявитель обратился в службу "Одного окна" Москомархитектуры за подготовкой градостроительного плана земельного участка (далее- ГПЗУ) для строительства жилого комплекса с общественными помещениями общей площадью - 33 500 кв.м., в т.ч. площадь жилой части - 20000 кв.м. Москомархитектура подготовила и выдала ГПЗУ N RU77-161000-000680, утвержденный приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 16.02.2010 N 279.
В соответствии с ГПЗУ была подготовлена проектная документация, получившая положительное заключение Мосгосэкспертизы (456-12/МГЭ/1062-1/5; 235- 14/МГЭ/1062-2/5-корректировка).
13.11.2012 Комитет государственного строительного надзора города Москвы выдал Заявителю разрешение на строительство жилого дома с подземной австостоянкой от N RIJ 77161000-007458 сроком действия до 13.02.2013.
31.07.2014 на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы был рассмотрен вопрос о признании утратившим силу приказа Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы 22.09.2014 N 2276 "О признании утратившим силу приказа Москомархитектуры от 16 марта 2010 N 279".
По результатам рассмотрения данного вопроса Комиссия согласилась с аннулированием (отменой) ранее выданного ГПЗУ N RU77-161000-000680, утвержденного приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 16.02.2010 N 279.
22.09.2014 Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы приказом N 2276 признал утратившим силу приказ Москомархитектуры от 16.02.2010 N 279 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: Каширское шоссе, вл, 74, корп. 1 стр.2, 3,4,5".
Не согласившись с указанным приказом, ООО "Оптимум-Инвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае совокупность таких обстоятельств отсутствует.
В соответствии с ч. 5 ст. 78 Градостроительного кодекса города Москвы п. 1.3. постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков" до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие внесению в градостроительные планы земельных участков сведения о разрешенном использовании земельных участков, о требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельных участках объектов капитального строительства определяются в соответствии с Генеральным планом города Москвы, территориальными и отраслевыми схемами, проектами планировки территории, проектами межевания территории, правовыми актами Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурным опорным планом, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы. Кроме того, на основании п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09.03.2004 N 124-ПП "О проекте планировки микрорайонов 1 А, Б, в района Москворечье-Сабурово города Москвы" утвержден проект планировки на вышеуказанную территорию, в соответствии с которым функциональное назначение земельного участка по вышеуказанному адресу участок размещения лечебно-оздоровительных объектов (1005); строительное назначение земельного участка - низкоплотная застройка не более 5 тыс.кв.м/га, преимущественно 12 этажной (или высотой не более 10 м.) застройки (1101); ландшафтное назначение контрастного слабо застроенного вида (Б4) (1024).
Проект планировки микрорайонов 1 А, Б, в района МоскворечьеСабурово города Москвы является действующим и не оспорен в судебном или ином порядке.
Таким образом, градостроительный план земельного участка N RU77-161000000680, утвержденный приказом Москомархитектуры от 16.03.2010 N 279, не соответствовал постановлению Правительства Москвы от 09.03.2004 N 124-ПП "О проекте планировки микрорайонов 1 А, Б, В района Москворечье-Сабурово города Москвы" в части разрешенного использования земельного участка, предельного количества этажей (предельной высоты зданий, строений, сооружений), предельной плотности застройки.
В соответствии с п.п. 3-4 ст. 26 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" органы государственной власти (должностные лица) регулярно проводят анализ правовых актов и определяют меры по их совершенствованию. Правовые акты подлежат изменению либо признанию утратившим силу, если они не соответствуют федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым актам города Москвы более высокой юридической силы.
К правовым актам города Москвы в соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона города Москвы относятся, в том числе, приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы - правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов (п.п. 6 п. 3 ст. 4).
На основании ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные планы земельных участков являются документацией по планировки территории.
Согласно ч. 19 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Административный регламент предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" в городе Москве утвержден постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков".
В соответствии с п. 9 постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков" внесение изменений в градостроительные планы земельных участков, отмена градостроительных планов земельных участков осуществляются Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы при наличии решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Согласно п. 10 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП установлено, что Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы при наличии решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы об отмене или изменении градостроительных планов земельных участков:
10.1. Информирует правообладателей земельных участков об отмене или изменении ранее выданных градостроительных планов земельных участков в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
10.2. Осуществляет подготовку правовых актов о признании утратившими силу правовых актов Москомархитектуры об утверждении ранее выданных градостроительных планов земельных участков;
10.3. Вносит сведения о признании утратившими силу правовых актов Москомархитектуры об утверждении ранее выданных градостроительных планов земельных участков в состав сведений Базового регистра информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве, и размещает данную информацию на официальном сайте в сети Интернет (www.mka.mos.ru).
В соответствии со ст. 23 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы может создавать постоянные и временные рабочие органы, в том числе комиссии, советы, занимающиеся изучением различных вопросов и выработкой рекомендаций по их решению.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" Градо строительноземельная комиссия города Москвы (далее - ГЗК) создана для оперативного решения вопросов в области градостроительной деятельности, инвестиционной деятельности, земельных отношений, осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению недвижимых объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия. Решения Комиссии вступают в силу с даты подписания протокола заседания Комиссии ответственным секретарем Комиссии и являются поручениями для органов исполнительной власти города Москвы. Основными функциями Комиссии является рассмотрение и принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности, в том числе об изменении или отмене ранее выданных градостроительных планов земельных участков и об одобрении проекта правил землепользования и застройки города Москвы и о необходимости внесения в него изменений.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" решения Комиссии вступают в силу с даты подписания протокола заседания Комиссии ответственным секретарем Комиссии и являются поручениями для органов исполнительной власти города Москвы.
Москомархитектура является органом, исполняющим решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, и самостоятельное внесение каких-либо изменений в градостроительные планы земельных участков в полномочия Москомархитектуры не входит.
На основании п.п. 9-10.2 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229ПП внесение изменений в градостроительные планы земельных участков, отмена градостроительных планов земельных участков осуществляются Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы при наличии решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
В соответствии с протоколом Градостроительно-земельной комиссии от 31.07.2014 N 24 п. 48 принято решение Княжевской Ю.В. в срок до 11.09.2014 аннулировать градостроительный план земельного участка N RU77-161000-000680, утвержденный приказом Москомархитектуры от 16.03.2010 N 279.
Во исполнение данного решения Градостроительно-земельной комиссии, являющегося поручением для Москомархитектуры, Москомархитектура приказом от 22.09.2014 N 2276 признала утратившим силу приказ Москомархитектуры от 16.03.2010 N 279 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: Каширское шоссе, вл. 74, корп. 1 стр. 2, 3, 4, 5".
Основанием признания приказа Москомархитектуры от 16.02.2010 N 279 "Об утверждении ГПЗУ по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, вл. 74, корп. 1, стр. 2, 3,4,5" утратившим силу было несоответствие технико-экономических показателей, указанных в ГПЗУ, проекту планировки, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 09.03.2004 N 124-ПП "О проекте планировки микрорайонов 1 А, Б, в района Москворечье-Сабурово города Москвы" и вышеуказанный приказ Москомархитектуры был принят в полном соответствии с Законом города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы".
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 19 ст. 45 Градостроительного Кодекса Российской Федерации порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 43 Градостроительного кодекса города Москвы порядок разработки, оформления, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков, состав, требования к содержанию градостроительных обоснований и порядок их разработки устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Градостроительный план земельного участка является документацией по планировке территории (ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки, согласования и утверждения документации по планировки территории (ГПЗУ) в г. Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков".
Основанием принятия Градострительно-земельной комиссией решения об аннулировании ГПЗУ N RU77-161000-000680 несоответствие технико-экономических показателей проекту планировки, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 09.03.2004 N 124-ПП "О проекте планировки микрорайонов 1 А, Б, в района Москворечье-Сабурово города Москвы".
Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что действия Москомархитектуры по изданию оспариваемого приказа полностью соответствуют закону.
Кроме того, апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 1212.2012 N М-05-СО1782 земельный участок по адресу: Каширское шоссе, вл. 74, корп. 1, стр. 2,3,4,5 передан для эксплуатации зданий, строений под лечебно-профилактические, офисные цели и помещений гаража боксового типа (пункт 1.1 договора).
Пунктом 1.2 договора купли-продажи прямо предусмотрено, что установленным видом разрешенного использования земельного участка является эксплуатация зданий, строений под лечебно-профилактические, офисные цели и помещений гаража боксового типа.
Как указывает сам заявитель, в соответствии с договором аренды земельного участка от 15 августа 2007 г. N 01-41-1794 (действовавшим до заключения указанного договора купли-продажи земельного участка) земельный участок по адресу: Каширское шоссе, вл. 74, корп. 1, стр. 2,3,4,5 передавался для эксплуатации зданий и строений медицинского учреждения и благоустройства территории.
Таким образом, заявитель может использовать земельный участок в соответствии с целью предоставления земельного участка, а именно исключительно для эксплуатации существующих зданий, но не для строительства новых объектов капитального строительства, особенно жилых объектов.
Следовательно оспариваемы приказ не нарушает законные права и законные интересы заявителя, что в соответствии с АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, градостроительный план земельного участка как документ по планировке территории, учитывая ст.ст. 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нужен правообладателю земельного участка исключительно в случае намерения осуществить строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, находящихся на данном земельном участке.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательств невозможности либо наличия препятствий для обращения в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы за получением государственной услуги по выдаче нового градостроительного плана земельного участка по адресу: Каширское шоссе, вл. 74, корп. 1, стр. 2,3,4,5 (в рамках постановления Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 2291111 "О порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков"), который будет заполнен в соответствии с законодательством.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии совокупности предусмотренных законодательством условий, необходимых для удовлетворения заявленных ООО "Оптимум-Инвест" требований.
Принимая во внимание вышесказанное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16 января 2015 года по делу N А40-161619/14 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Оптимум-Инвест" о признании незаконным приказа Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы 22 сентября 2014 года N 2276 отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л. А. Москвина |
Судьи |
С. Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-161619/2014
Истец: ООО "Оптимум-Инвест"
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Москомархитектура
Третье лицо: Правительство г. Москвы, Правительство Москвы