Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2015 г. N Ф07-2719/14 настоящее постановление изменено
г. Вологда |
|
06 мая 2015 г. |
Дело N А66-3115/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Виноградова О.Н. и Писаревой О.Г.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Берая Т.Г.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Осташковский межрайонный лесхоз" представителя Плясенко Н.А. по доверенности от 11.08.2014, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области представителя Артюковой О.А. по доверенности от 12.01.2015, от государственного бюджетного учреждения Тверской области "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес" представителя Чистякова В.А. по доверенности от 11.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Осташковский межрайонный лесхоз" Литовченко Александра Александровича на определение Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2015 года по делу N А66-3115/2012 (судья Матвеев А.В.),
установил:
определением Арбитражного суда Тверской области от 02.04.2012 принято к производству заявление индивидуального предпринимателя Ильина Сергея Александровича о признании несостоятельным (банкротом) государственного унитарного предприятия "Осташковский межрайонный лесхоз" (место нахождения: 172730, Тверская область, город Осташков, улица Володарского, дом 25, ОГРН 1086913000228, далее - Предприятие, должник).
Определением от 25.05.2012 в отношении Предприятия введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Литовченко Александр Александрович.
Решением суда первой инстанции от 12.12.2012 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Литовченко А.А.
Конкурсный управляющий Литовченко А.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о применении последствий недействительности ничтожной сделки по прекращению права хозяйственного ведения должника на имущество и передаче этого имущества в оперативное управление государственному бюджетному учреждению Тверской области "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес" (далее - ГБУ "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес", Учреждение), оформленной письмом Предприятия от 20.09.2011 N 494, распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) от 06.10.2011 N 1713 и актами приема-передачи имущества от 11.10.2011.
В порядке применения последствий недействительности указанной сделки заявитель просил возложить на Учреждение обязанность по передаче в конкурсную массу должника следующего недвижимого имущества (зданий), находящегося по адресу: Тверская область, город Осташков, Озерная улица, дом 15:
- склада площадью 185,5 кв. м, кадастровый номер 69:45:080311:03:158/25:0015/А;
- пожарного депо площадью 240,3 кв. м, кадастровый номер 69:45:080311:03:158/25:0015/В;
- котельной площадью 115,8 кв. м, кадастровый номер 69:45:080311:03:158/25:0015/К;
- цеха деревообработки площадью 730,6 кв. м, кадастровый номер 69:45:080311:03:158/25:0015/Г,Г1,Г2;
- пристройки к цеху площадью 141, 3 кв. м, кадастровый номер 69:45:080311:03:158/25:0015/Д.
В порядке применения последствий недействительности указанной сделки заявитель также просил возложить на Учреждение обязанность по передаче в конкурсную массу должника автомобиля ГАЗ 66 ЛЦ-30, катера патрульного КС-100 Д-1, трактора лесопожарного ЛXT-100A-12, автомобиля ЗИЛ-131АЦ-40, двух малых лесопатрульных комплексов на базе автомобиля УАЗ-390945 "Фермер", автомобиля УАЗ-390995, трех трелевочных тракторов ТДТ-55 А, автокрана КС 35774, двух плугов ПЛ-1, двух плугов ПЛ-1-1, двух плугов ПКЛ-70 и навесок.
Определением суда первой инстанции от 29.10.2013 в удовлетворении требований конкурсному управляющему Литовченко А.А. отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 указанное определение отменено, требования конкурсного управляющего Литовченко А.А. удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.2014 постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 в части отмены определения Арбитражного суда Тверской области от 29.10.2013 оставлено без изменения, в остальной части отменено.
Дело направлено в Арбитражный суд Тверской области на новое рассмотрение.
В постановлении суд кассационной инстанции указал на то, что при новом рассмотрении дела суду следует установить наличие полномочий Предприятия по выполнению работ по тушению лесных пожаров; наличие или отсутствие возможности осуществлять Предприятием своей уставной деятельности в результате изъятия спорного имущества; обстоятельства, в силу которых сделка по закреплению спорного имущества за Учреждением на праве оперативного управления является (недействительной) ничтожной сделкой.
Согласно пункту 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанции, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Определением суда от 18.02.2015 в удовлетворении требований конкурсного управляющего Литовченко А.А. отказано.
Конкурсный управляющий Литовченко А.А. с определением суда от 18.02.2015 не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и применить последствий недействительности ничтожной сделки. В обоснование апелляционной жалобы сослался на то, что суд первой инстанции сделал не основанном на нормах статей 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вывод о праве Предприятия отказаться от права хозяйственного ведения в отношении переданного ему имущества; на то, что выводы суда об уставной деятельности Предприятия не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом не учтено, что на момент рассмотрения спора Предприятие не обладает правом на осуществление какой-либо деятельности, поскольку находится в процедуре конкурсного производства; на то, что, пока имущество находилось в хозяйственном ведении Предприятия, структура баланса последнего не была "банкротной", так как его кредиторская задолженность была обеспечена имуществом; на то, что передача имущества Учреждению не может являться законной и обоснованной, поскольку при изъятии имущества у должника нарушены нормы статьей 295, 296, 299 ГК РФ.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал апелляционную жалобу конкурсного управляющего, просил отменить обжалуемое определение суда.
В отзыве Учреждение и его представитель в судебном заседании просили суд оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве Министерство лесного хозяйства Тверской области возражало против апелляционной жалобы.
Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое определение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Комитетом, являющимся правопредшественником Министерства, 06.10.2011 издано распоряжение N 1713 о принятии отказа Предприятия от права хозяйственного ведения на спорное имущество и закреплении данного имущества за Учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с указанным распоряжением по актам приема-передачи от 11.10.2011 Предприятие передало спорное имущество общей балансовой стоимостью 8 787 261 руб. 79 коп. Учреждению.
Ранее зарегистрированное за Предприятием право хозяйственного ведения в отношении спорного недвижимого имущества прекращено, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Учреждением зарегистрировано право оперативного управления в отношении указанного имущества.
Право хозяйственного ведения на спорное движимое имущество, возникшее у Предприятия в соответствии со статьей 299 ГК РФ с момента передачи указанного имущества во исполнение распоряжения администрации Тверской области от 26.12.2007 N 846-р по акту приема-передачи от 28.12.2007, также прекратилось.
Конкурсный управляющий Литовченко А.А., полагая, что сделка по изъятию спорного имущества из хозяйственного ведения Предприятия является ничтожной, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал, что передача спорного имущества Учреждению осуществлена с целью обеспечения деятельности по тушению лесных пожаров на территории Тверской области и обусловлена изменениями, внесенными в федеральное законодательство, и принятыми в соответствии с данными изменениями приказами Департамента лесного комплекса Тверской области.
Суд пришел к выводу, что передача спорного имущества, предназначенного для обеспечения деятельности по тушению лесных пожаров на территории Тверской области, юридическому лицу, уполномоченному на осуществление такой деятельности, не могла повлечь прекращение хозяйственной деятельности Предприятия, так как после передачи спорного имущества Учреждению у Предприятия оставалось имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности.
Исходя из того, что при изъятии спорного имущества у Предприятия полномочия собственника данного имущества не были превышены, положения статьи 295 ГК РФ не нарушены, в связи с чем отсутствуют основания считать сделку по изъятию имущества у Предприятия недействительной (ничтожной), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления конкурсного управляющего Литовченко А.А.
В силу пункта 1 статьи 113 ГК РФ и статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 5 статьи 113 ГК РФ и пункту 1 статьи 7 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, которые прямо обязывают предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. При этом, вопреки аргументам ответчиков, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу, применение указанной нормы не становится в зависимость от осуществления предприятием уставной деятельности или отсутствия таковой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно пункту 3 той же статьи ГК РФ право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренном Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу норм пункта 1 статьи 235 и статьи 236 указанного Кодекса предприятие вправе отказаться от права хозяйственного ведения в отношении переданного ему имущества, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об устранении от этого права без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. В этом случае право хозяйственного ведения прекращается.
Как следует из пункта 1 статьи 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Изымая имущество у предприятия или учреждения без проведения процедур ликвидации либо реорганизации, собственник должен доказать, что изъятие произведено правомерно, не нарушает интересы кредиторов и не влечет невозможность осуществления уставной деятельности предприятия.
Как видно из материалов дела, Предприятие создано в результате преобразования государственного учреждения Тверской области "Селигерский лесхоз" в соответствии с распоряжением администрации Тверской области от 26.12.2007 N 846-ра.
Согласно пункту 1.5 устава Предприятия его учредителем является Тверская область, от имени которой права собственника имущества унитарного предприятия осуществляет Комитет по управлению имуществом Тверской области.
В соответствии с пунктом 2.3 устава основными целями деятельности Предприятия являются: осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, рубка лесных насаждений, включая выборочные и сплошные рубки, переработка древесины и иных лесных ресурсов.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров подлежит обязательному лицензированию.
Предприятие не обладает полномочиями по профилактике и осуществлению деятельности, связанной с тушением лесных пожаров.
Судом первой инстанции установлено, что в перечень имущества, изъятого по оспариваемой сделке 06.10.201, включено как движимое, так и недвижимое имущество.
Спорное имущество передавалось Предприятию по акту приема-передачи от 28.12.2007 во исполнение распоряжения администрации Тверской области от 26.12.2007 N 846-ра.
Переданное по оспариваемой сделке имущество принадлежало Предприятию на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения данного Предприятия зарегистрировано в установленном законом порядке.
Между тем на основании приказа Департамента лесного комплекса от 27.12.2010 N 118-п утвержден устав ГБУ "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес", согласно пункту 2.4.1 которого основной его деятельностью определено тушение лесных пожаров.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" ГБУ "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес" получена лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров на территории лесного фонда Тверской области.
Должник письмом от 20.09.2011 N 494, ссылаясь на факт создания Учреждения и передачи ему функций по профилактике и тушению лесных пожаров в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ, статьи 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Закона Тверской области от 09.04.2002 N 23-3 "Об управлении государственным имуществом Тверской области", на основании приказа Департамента лесного комплекса Тверской области от 27.12.2010 N 117-п, просил принять отказ от права хозяйственного ведения на спорные объекты движимого и недвижимого имущества.
Суд первой инстанции, делая вывод об отсутствии оснований для признания превышения собственником имущества унитарного предприятия предоставленных ему полномочий и о нарушении статьи 295 ГК РФ, руководствовался следующими обстоятельствами.
Передача спорного имущества Учреждению осуществлена с целью обеспечения деятельности по тушению пожаров на территории лесного фонда Тверской области. Указанная цель обусловлена изменениями, внесенными в федеральное законодательство, и принятыми в соответствии с данными изменениями приказами Департамента Лесного комплекса Тверской области.
Передача спорного имущества, предназначенного для обеспечения деятельности по тушению пожаров на территории лесного фонда Тверской области, юридическому лицу, уполномоченному на осуществление такой деятельности, не могла повлечь прекращение хозяйственной деятельности Предприятия. На балансе Предприятия после передачи спорного имущества осталось имущество, необходимое и достаточное для осуществления уставной деятельности.
Конкурсным управляющим Литовченко А.А. не представлены доказательства, свидетельствующие о прекращении исполнения Предприятием на дату совершения оспариваемой сделки денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей.
Заявление индивидуального предпринимателя Ильина С.А. о признании Предприятия несостоятельным (банкротом) принято Арбитражным судом Тверской области к производству определением от 02.04.2012, то есть на момент отказа должника от имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, последний не обладал признаками неплатежеспособности и к нему не применялись процедуры банкротства.
Суд первой инстанции указал, что, по данным финансового анализа, в результате изъятия спорного имущества, подлежащего применению для деятельности по профилактике и осуществлению пожаротушения, произошло уменьшение активов должника (основных средств) до 3796 тыс. руб. (по состоянию на 01.01.2012). При этом, по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках Предприятия, по состоянию на 30.09.2011 кредиторская задолженность составляла 30 334 руб., валовая прибыль (убыток) -- 4443 тыс. руб., прибыль (убыток) от продаж -- 61 тыс. руб., по состоянию на 31.12.2011 кредиторская задолженность -- 27 233 тыс. руб., валовая прибыль (убыток) -- 7728 тыс. руб., прибыль (убыток) от продаж -- 2505 тыс. руб.
После изъятия спорного имущества должник продолжал осуществлять хозяйственную деятельность, гасил кредиторскую задолженность. Наличие данных о значительной кредиторской задолженности само по себе не свидетельствует о неплатежеспособности должника.
При изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что изъятие спорного имущества не повлекло за собой невозможность осуществления Предприятием уставной деятельности (лесозаготовительной), доказательств обратного лицами, участвующими в деле, не представлено.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорные объекты недвижимости переданы на праве оперативного управления ГБУ "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес". Право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 06.10.2011 N 1713.
Право оперативного управления Учреждения на имущество не оспорено, недействительным не признано.
Суд первой инстанции верно указал, что конкурсным управляющим с учетом заявленных требований не доказано наличие совокупности условий и не представлены объективные доказательства, которые позволили бы вынести судебный акт, удовлетворяющий его интересам.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2015 года по делу N А66-3115/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Осташковский межрайонный лесхоз" Литовченко Александра Александровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шумилова |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3115/2012
Должник: ГУП "Осташковский межрайонный лесхоз"
Кредитор: ИП Ильин Сергей Александрович
Третье лицо: Администрация города Твери, ГБУ "ЛПЦ- Тверьлес", ИП Агапов Дмитрий Львович, Конкурсный управляющий ГУП "Осташковский межрайонный лесхоз" Литовченко Александр Александрович, КФХ "Азаново", Литовченко Александр Александрович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, НП "Межрегиональная ассоциация профессиональных арбитражных управляющих "Лига", ОАО "Военно-страховая компания", Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, .
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20530/2022
01.12.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8759/2022
01.12.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8760/2022
13.10.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6598/2022
19.11.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-3115/12
12.12.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13728/17
18.09.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7447/17
06.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10525/16
13.09.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5145/16
08.09.2016 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-3115/12
05.08.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2719/14
06.05.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2236/15
21.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2719/14
28.02.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11202/13
20.08.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6968/13
15.04.2013 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-3115/12
12.12.2012 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-3115/12