г. Ессентуки |
|
6 мая 2015 г. |
Дело N А63-8658/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края,
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.01.2015 по делу N А63-8658/2014 (судья Алиева А.К.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Международный центр клинического питания" (г. Москва, ОГРН 1117746128708)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:
Министерство экономического развития Ставропольского края (г. Ставрополь),
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" (г. Ставрополь),
общество с ограниченной ответственностью "Продукт-Логистика" (г. Саратов),
общество с ограниченной ответственностью "Аргумент" (г. Москва),
о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 08.07.2014 и предписания N 936 по делу N РЗ-1148-2014,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - представитель Лыков И.Г. по доверенности от 12.01.2015 N 06/57;
от общества с ограниченной ответственностью "Международный центр клинического питания" - представитель Качурина В.Н. по доверенности от 12.11.2014 N 749/06,
в отсутствие представителей Министерства экономического развития Ставропольского края, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи", общества с ограниченной ответственностью "Продукт-Логистика", общества с ограниченной ответственностью "Аргумент",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Международный центр клинического питания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - Управление) о признании незаконными решения от 08.07.2014 и предписания от 08.07.2014 N 936 по делу N РЗ-1148-2014.
Определениями суда от 11.08.2014, от 22.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: министерство экономического развития Ставропольского края, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи", общество с ограниченной ответственностью "Продукт-Логистика", общество с ограниченной ответственностью "Аргумент".
Решением от 14.01.2015 заявленные требования Общества удовлетворены, судебный акт мотивирован отсутствием в действиях заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление, считая решение суда необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, признать решение и предписание законными.
От Общества, общества с ограниченной ответственностью "Аргумент" поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых поддержаны выводы суда первой инстанции и представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы Управления.
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Предпринимателя поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, возразил по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей министерства экономического развития Ставропольского края, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи", общества с ограниченной ответственностью "Продукт-Логистика", общества с ограниченной ответственностью "Аргумент".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителей Общества и Управления, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в адрес Управления поступила жалоба ООО "Продукт-Логистика" на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" (далее - ГБУЗ СК "ГКБ СМП"), уполномоченного органа Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000314001076 "Закупка белковой композитной сухой смеси в соответствии с документацией". По мнению ООО "Продукт-Логистика", аукционная документация сформирована с нарушениями Закона N 44-ФЗ.
По результатам внеплановой проверки Управление пришло к выводу, что в действиях заказчика - ГБУЗ СК "ГКБ СМП", уполномоченного органа - министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000314001076 "Закупка белковой композитной сухой смеси в соответствии с документацией" имеются нарушения Закона N 44-ФЗ.
08.07.2014 Управлением принято решение, которым жалоба ООО "Продукт-Логистика" признана обоснованной, действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "ГКБ СМП", уполномоченного органа - министерства экономического развития Ставропольского края признаны не соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ.
08.07.2014 Управление выдало предписание N 936, в котором обязало государственного заказчика - ГБУЗ СК "ГКБ СМП", уполномоченный орган - министерство экономического развития Ставропольского края аннулировать определение поставщика путем проведения электронного аукциона N 0121200000314001076; протоколы, составленные в ходе закупки - отменить; документацию об аукционе в электронной форме N 0121200000314001076 - привести в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ с учетом доводов, указанных в решении, при необходимости закупку осуществить повторно.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, исходил из следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, допускается указание в документации о закупке на товарный знак, если такое указание не ограничивает количество участников закупки, с обязательным включением в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Пунктом 2 части 1 этой же статьи предусмотрено использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из смысла нормы части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, в которой законодателем использован союз "или", следует, что заказчик в соответствии со своими потребностями вправе самостоятельно определять и указывать в документации об аукционе как альтернативные значения показателей предлагаемого к поставке товара, так и максимальные или минимальные показатели, а также показатели, значения которых не могут изменяться, то есть безальтернативные показатели.
Заказчик при описании объекта закупки вправе в соответствии со своими потребностями определять максимальные или минимальные показатели объекта закупки, а также его показатели, значения которых не могут изменяться, и в тех случаях, когда общие требования к характеристикам определенных объектов закупки с широкими диапазонами показателей установлены государственными стандартами или техническими регламентами (пункт 1, 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Статьей 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что лечебное питание является неотъемлемой частью лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 (далее - Положение о Минздраве России), Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 5.2 и его подпунктами 5.2.112 и 5.2.113 Положения о Минздраве России этот федеральный орган исполнительной власти самостоятельно принимает нормативные акты, в том числе утверждающие рационы диетического (лечебного и профилактического) питания и нормы лечебного питания.
Приказом Минздрава России N 330 и утвержденной этим приказом "Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях" регламентирована организация питания лиц, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, в том числе установлены рационы (таблица 1а) и нормы питания (таблица 7).
Согласно "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях", утвержденной приказом Минздрава России N 330, смеси белковые композитные сухие должны применяться только в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания.
В соответствии с абзацем девятым "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях", утвержденной приказом Минздрава России N 330, индивидуализация химического состава и калорийности стандартных диет осуществляется путем подбора имеющихся в картотеке блюд лечебного питания, увеличения или уменьшения количества буфетных продуктов (хлеб, сахар, масло), контроля продуктовых домашних передач для больных, находящихся на лечении в лечебно-профилактическом учреждении, а также путем использования в лечебном и энтеральном питании биологически активных добавок к пище и готовых специализированных смесей. Для коррекции пищевого рациона может включаться 20-50 % белка готовых специализированных смесей (таблица 1а).
Расчет, произведенный на основании таблицы 7 данной Инструкции по содержанию белка, жиров и углеводов в 100 г сухой смеси, позволяет установить, что согласно данной Инструкции медицинские учреждения должны использовать при организации питания пациентов, находящихся у них на стационарном лечении, смесь белковую композитную сухую с содержанием в 100 г сухой смеси: белка - 40 г, жиров -20 г, углеводов -30 г.
Обоснованность этого расчета подтверждается письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.12.2013 N 24-4-2103820, согласно которому в соответствии с приказом Минздрава России N 330 и приказом Минздрава России N 395н смеси белковые композитные сухие, используемые медицинскими организациями в качестве компонента приготовления готовых блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания, должны содержать 40 % белка, 20 % жиров и 30 % углеводов, их энергетическая ценность должна составлять 444 ккал на 100 г.
В письме Федеральной антимонопольной службы России от 16.09.2014 г. N АД/ 37229/14 прямо указано на императивность требований к смесям белковым композитным сухим, установленным Минздравом России как федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Такие же показатели по количественному содержанию в смеси белковой композитной сухой белков, жиров и углеводов, как они определены на основании таблицы 7 "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях", указаны и в Методических рекомендациях "Организация питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", разработанных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, научно-исследовательским институтом питания Российской академии медицинских наук, Санкт-Петербургским институтом биорегуляции и геронтологии (Москва 2009).
В таблице 10 Методических рекомендаций установлены следующие научно-обоснованные показатели для смесей белковых композитных сухих, используемых в организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан: в 100 г сухой смеси: белок - 40 г, жиры -20 г, углеводы - 30 г.
Из указанных Методических рекомендаций видно, что они разработаны на основании научных данных, полученных при исследовании практического применения в лечении больных смесей белковых композитных сухих, и выводы об эффективности того количественного состава по белкам, жирам и углеводам, сведения о которых содержатся в таблице 10 данных Методических рекомендаций, основаны на этих данных.
Поскольку смеси белковые композитные сухие как специализированные продукты диетического питания предназначены для лечебного и профилактического питания, результаты указанных исследований и полученные на их основе данные актуальны как для учреждений социального обслуживания граждан, так и для медицинских учреждений,
Установленные заказчиком - ГБУЗ "ГКБ СМП" в Техническом задании документации об аукционе показатели по содержанию в закупаемой смеси белковой композитной сухой белков, жиров, углеводов, а также показатели ее энергетической ценности находятся в пределах, предусмотренных ГОСТ Р 53861-2010, то есть они являются стандартными и объективными.
Статьей 39 Закона N 323-ФЗ установлено, что специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при описании в документации об электронном аукционе объекта закупки заказчик - ГБУЗ "ГКБ СМП" не установил каких-либо препятствий для участия в аукционе неограниченного круга поставщиков необходимой ему смеси белковой композитной сухой, что, в свою очередь, свидетельствует о законности и обоснованности описания в этой документации, как объекта закупки, так и его характеристик и о полном соответствии указанной документации требованиям Закона N 44-ФЗ и Закона N 135-ФЗ.
Заказчик - ГБУЗ "ГКБ СМП" в техническом задании аукционной документации установил требования к поставляемому товару в соответствии с требованиями приказа Минздрава России N 330 от 05.08.2003 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ" и "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях".
Таким образом, в действиях заказчика - ГБУЗ СК "ГКБ СМП", уполномоченного органа - министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000314001076 "Закупка белковой композитной сухой смеси в соответствии с документацией" нарушений Закона N 44-ФЗ не допущено.
Оспариваемые решения и предписание Управления нарушают права Общества на участие в аукционе на условиях добросовестной конкуренции. В результате аннулирования результатов аукциона нарушено право Общества на его участие в аукционе, признание его победителем данного аукциона как участника, предложившего наименьшую цену контракта. Также нарушено право на заключение с ним как с победителем аукциона контракта и его право исполнить такой контракт.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований Общества, признанию незаконными решения Управления от 08.07.2014 и предписания N 936 по делу N РЗ-1148-2014.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.01.2015 по делу N А63-8658/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8658/2014
Истец: Обществос ограниченной ответственностью "Международный центр клинического питания"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, Министерство экономического развития СК, Министерство экономического развития Ставропольского края, ООО "Аргумент", ООО "ПРОДУКТ-ЛОГИСТИКА", Кудис К А, Рашоян А Р, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ