г. Томск |
|
5 мая 2015 г. |
Дело N А03-21927/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Скачковой О. А., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С.
без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.02.2015 по делу N А03-21927/2014 (судья Ильичева Л. Ю.) по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Барнаула к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения от 22.08.2014 N 118 в части отказа принятия к зачету суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по л/н Васильевой М.В. в размере 3 564,54 руб. и предложения произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по л/н Васильевой М.В. в размере 3 564,54 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.04.2014 по 30.06.2014; о признании недействительным требование от 22.08.2014 N 118 в части: произведения корректировки суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по л/н Васильевой М.В. в размере 3 564,54 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.04.2014 по 30.06.2014; обязании принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по л/н Васильевой М.В. в размере 3 564,54 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Барнаула (далее - ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула, Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 22.08.2014 N 118 в части отказа принятия к зачету суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по л/н Васильевой М.В. в размере 3564,54 руб. и предложения произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по л/н Васильевой М.В. в размере 3564,54 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.04.2014 по 30.06.2014; о признании недействительным требования от 22.08.2014 N 118 в части: произведения корректировки суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по л/н Васильевой М.В. в размере 3564,54 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.04.2014 по 30.06.2014 и обязании Фонда принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по л/н Васильевой М.В. в размере 3564,54 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.02.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав Инспекции в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на то обстоятельство, что при продлении периода нетрудоспособности застрахованному лицу медицинским учреждением не были соблюдены требования действующего законодательства о комиссионном рассмотрении данного вопроса, что является существенным, так как законодателем четко установлено, что продление периода нетрудоспособности свыше 15 дней возлагается на врачебные комиссии.
При таких обстоятельствах, полагает апеллянт, расходы страхователя на выплату пособия Васильевой М.В. произведены с нарушением требований законодательства, не могут быть приняты к зачету, и непринятие к зачету расходов не может сказаться на праве застрахованного лица на получение пособия, которое отделением Фонда не оспаривается.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фонда - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, Фондом в период с 14 по 15 апреля 2014 года проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула за период с 01.04.2014 по 30.06.2014.
Проверкой установлено нарушение правильности назначения и исчисления пособия по временной нетрудоспособности: в нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) при определении среднедневного заработка Буракову В.К. (л/н 128797095922) завышена сумма выплат, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Кроме того, страхователем включен в реестр листков нетрудоспособности, предъявленных ФСС, листок нетрудоспособности 116557604990, выданный Васильевой М.В. с нарушением пункта 11 Порядка выдачи листков нетрудоспособности утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н.
По результатам выездной проверки составлен акт от 31.07.2014 N 40-р; 22.08.2014 вынесено решение N 118 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которому Инспекции отказано в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в размере 6 377,50 руб. в апреле 2014 года, в том числе:
- в связи с завышением суммы выплат при определении среднедневного заработка Буракову В.К. (л/н 128797095922), на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, не приняты к зачету расходы в сумме 2 812,96 руб. апреле 2014 года;
- в связи с нарушением пункта 4 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ не приняты к зачету расходы, произведенные по л/н 116557604990 Васильевой М.В. при сроке временной нетрудоспособности превышающей 15 календарных дней включительно, в сумме 3 564,54 руб. в апреле 2014 года.
22.08.2014 Фондом Инспекции выдано требование N 118 "О возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету", в соответствии с которым заявителю следует произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 6 377,50 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.04.2014 по 30.06.2014.
Не согласившись с выводом Фонда в части не принятия к зачету расходов, произведенных по л/н 116557604990 Васильевой М.В. при сроке временной нетрудоспособности превышающей 15 календарных дней включительно, в сумме 3 564,54 руб. в апреле 2014 года, страхователем была подана жалоба на указанное решение (в части) в отделение Фонда.
Решением N 11/10 от 09.10.2014 жалоба Инспекции оставлена без удовлетворения.
Полагая, что действия Фонда не соответствуют требованиям действующего законодательства в части отказа в принятии к зачету расходов в сумме 3 564,54 руб., ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании решения и требования недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемые решение и требование Фонда недействительными в части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств дела.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 указанного Закона).
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является Инспекция.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ: пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка N 514).
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Порядок оформления листков нетрудоспособности в настоящее время предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Порядок N 624н).
Материалами дела установлено, что основанием для отказа в принятии к зачету сумм страховых взносов явился факт выдачи КГБУЗ "Городская поликлиника N 14, г.Барнаул" листка нетрудоспособности N 116557604990 на имя Васильевой М.В. единолично лечащим врачом на срок свыше 15 календарных дней, что, по мнению регионального отделения, является нарушением пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) и препятствуют принятию к зачету выплаченных по указанному документу пособия в размере 3 564,54 руб.
Между тем, суд первой инстанции установил и пришел к обоснованному выводу о том, что нарушения, допущены не обществом, а медицинским учреждением и являются незначительными.
Согласно пункту 5 Порядка N 624н выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
То есть, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Частью 2 статьи 59 Закона N 323-ФЗ установлено, что экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.
Согласно части 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Фондом не представлено доказательств, опровергающих факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенных спорным листком нетрудоспособности.
Следовательно, сам по себе факт выдачи листка нетрудоспособности медицинским учреждением с нарушением порядка их оформления, при отсутствии доказательств не наступления страхового случая, и, соответственно, нецелевого использования средств социального страхования не может являться основанием для отказа застрахованным лицам в социальном обеспечении, гарантированным законом на случай временной нетрудоспособности.
Кроме того, у Фонда имеется право в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Судом также учтен факт представления исправленного листка нетрудоспособности 116557604990, который был представлен в адрес заинтересованного лица, при том, что положения Порядка N 624н, не содержат запрета на устранение (исправление) недостатков, нарушений, допущенных при оформлении листка нетрудоспособности, а равно не устанавливают конкретного срока устранения таких нарушений.
Данные положения Методических указаний Фондом учтены не были, что привело к необоснованному отказу в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Фондом не доказано, что установленный им недостаток в оформлении листка нетрудоспособности влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
Учитывая, что факт наступления утраты трудоспособности работником Инспекции и оплаты по выданному листку трудоспособности подтвержден Инспекцией и не оспаривается Фондом, суд первой инстанции при таких обстоятельствах правомерно удовлетворил требования общества.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Суд апелляционный инстанции считает, что оснований, установленных статьей 270 АПК РФ для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, а равно принятия доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.02.2015 по делу N А03-21927/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-21927/2014
Истец: ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула.
Ответчик: ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ