г. Москва |
|
05 мая 2015 г. |
Дело N А41-43816/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - от закрытого акционерного общества "Рексервис" - Блажко И.Н. (представителя по доверенности от 15.07.2014),
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от Министерства экологии и природопользования Московской области - извещено, представитель не явился,
от администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от ИФНС по г. Солнечногорску Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Рексервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2014 по делу N А41-43816/14, принятое судьей Н.В.Севостояновой,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Рексервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
1. установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих обществу на праве собственности по адресу: Московская обл., г. Солнечногорск, Южная промзона, мкр-н Рекинцо:
- с кадастровым номером 50:09:0080203:1189 площадью 1258 +/-12 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 2'060'768 рублей;
- с кадастровым номером 50:09:0080203:1190 площадью 4238+/-23 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала в размере 6'967'358 рублей;
- с кадастровым номером 50:09:0080203:1191 площадью 23739+/-54 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 31'653'639 рублей;
- с кадастровым номером 50:09:0080203:1192 площадью 1134+/-12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 1 864'504 рублей;
- с кадастровым номером 50:09:0080203:1193 площадью 25560+/-56 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 41 902'279 рублей;
- с кадастровым номером 50:09:0080203:1194 площадью 3871+/-22 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 3'986'604 рублей (далее - спорные земельные участки).
2. обязать кадастровую палату внести сведения об установленной кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, ИФНС по г. Солнечногорску Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.12.2014 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт в удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании уточнил заявленные требования, согласно которым просит:
1) установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих обществу на праве собственности по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, Южная промзона, микрорайон Рекинцо, определенную по состоянию на 26.03.2013:
с кадастровым номером 50:09:0080203:1189 площадью 1258 +/-12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 2 033 140 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1190 площадью 4238+/-23 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала в размере 6 864 269 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1191 площадью 23739+/-54 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 31 229 275 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1192 площадью 1134+/-12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 1 839 508 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1193 площадью 25560+/-56 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 41 379 244 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1194 площадью 3871 +7-22 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 3 915 005 рублей.
2) обязать кадастровую палату внести указанные сведения об установленной кадастровой стоимости земельных участков в ГКН в установленном законе порядке.
Уточнения приняты апелляционным судом.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей кадастровой палаты и третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ утверждены:
- результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области;
- средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области.
Полагая, что установленная в соответствии с указанным распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков является завышенной и не отражает их действительной рыночной стоимости, общество обратилось арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности, Закон) в редакции Закона, действовавшей на момент обращения предпринимателя в суд по настоящему делу и в период рассмотрения данного дела судом первой инстанции, было прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называл ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения Главы III Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
На основании статьи 66 Земельного кодекса Министерство экологии и природопользования Московской области вынесло распоряжение от 27.11.2013 N 566-РМ, которым утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области - на 01.01.2013.
Как установлено апелляционным судом, спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет 26.03.2013.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ГКН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Таким образом, чтобы являться объектом оценки, объект гражданских прав должен существовать на дату оценки.
Ввиду того, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет 26.03.2013, именно на эту дату необходимо было определять их рыночную стоимость.
По ходатайству общества определением апелляционного суда от 05.03.2015 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Оценка и Консалтинг", в лице эксперта Донягиной О.Е. Перед экспертом поставлен вопрос об определении рыночной стоимости спорных земельных участок, по состоянию на 26.03.2013.
Согласно экспертному заключению общества с ограниченной ответственностью "Оценка и Консалтинг" от 26.03.2015 рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 26.03.2013 составила:
с кадастровым номером 50:09:0080203:1189 площадью 1258 +/-12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 2 033 140 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1190 площадью 4238+/-23 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала в размере 6 864 269 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1191 площадью 23739+/-54 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 31 229 275 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1192 площадью 1134+/-12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 1 839 508 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1193 площадью 25560+/-56 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 41 379 244 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1194 площадью 3871 +7-22 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 3 915 005 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Согласно положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, в силу которых в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (22.07.2014), а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона (22.07.2014).
Заявление по настоящему делу подано в арбитражный суд 11.07.2014, то есть до 22.07.2014; резолютивная часть решения суда по данному делу объявлена 16.10.2014, полный текст решения изготовлен 05.11.2014, то есть после 22.07.2014.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2014 по делу N А41-43816/14 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих закрытому акционерному обществу "РЕКСЕРВИС" на праве собственности, по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, Южная промзона, микрорайон Рекинцо, определенную по состоянию на 26.03.2013:
с кадастровым номером 50:09:0080203:1189 площадью 1258 +/-12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 2 033 140 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1190 площадью 4238+/-23 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала в размере 6 864 269 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1191 площадью 23739+/-54 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 31 229 275 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1192 площадью 1134+/-12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 1 839 508 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1193 площадью 25560+/-56 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 41 379 244 рублей;
с кадастровым номером 50:09:0080203:1194 площадью 3871 +7-22 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение гостиничного комплекса и таможенного терминала, в размере 3 915 005 рублей.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести указанные сведения об установленной кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости в установленном законе порядке.
Перечислить обществу с ограниченной ответственностью "Оценка и Консалтинг" с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда 14 800 рублей за проведение судебной экспертизы.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43816/2014
Истец: ЗАО "РЕКСЕРВИС"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственнной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство экологии и природопользования Московской области
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14790/15
13.01.2016 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16500/15
26.10.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16500/15
08.09.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8676/15
05.05.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17436/14
20.12.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-43816/14