г. Вологда |
|
08 мая 2015 г. |
Дело N А66-15075/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.
при участии от Государственного казенного учреждения Тверской области "Тверьоблстройзаказчик" Герасева А.А. по доверенности от 11.11.2014 N 32,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 января 2015 года по делу N А66-15075/2014 (судья Рощина С.Е.),
установил:
Государственное казенное учреждение Тверской области "Тверьоблстройзаказчик" (ОГРН 1116952010625, ИНН 6950133850; место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Вокзальная, дом 24; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; место нахождения: 170000, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - Управление) с требованием о признании незаконным решения от 29.09.2014 N 05-6/1-205-2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аркада" (ОГРН 1137746518821 ИНН 7710941887, место нахождения: 125009, Москва, переулок Старопименовский, дом 14, строение 3) и Государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (ОГРН 1031622504704; ИНН 1655043818, место нахождения: 420021, Республика Татарстан, город Казань, улица Московская, дом 55).
Решением суда требования удовлетворены.
Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судебный акт принят судом первой инстанции с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
От лиц, участвующих в деле, отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Управление, третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Учреждения, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 02.09.2014 Учреждение (заказчик) на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru разместило извещение N 0836200001814000099 о проведении электронного аукциона и документацию об аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту здания пищеблока на территории ГБУЗ "ОКБ" по адресу г.Тверь, Петербургское шоссе, д.105, с начальной (максимальной) ценой контракта 36 924 229,39 руб.
Документация содержала техническое задание, в котором перечислены требуемые к использованию при выполнении работ товары - около 850 позиций, а также требования к товарам. Документация и техническое задание, инструкция по заполнению заявки, размещены в формате PDF (Portable Document Format (PDF)) - стандартном межплатформенном формате электронных документов.
ООО "Аркада" 22.09.2014 обратилось в Управление с жалобой на действия Учреждения, ссылаясь на то, что размещение информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. в формате PDF является нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), поскольку не позволяет надлежащим образом знакомиться с содержанием документации и затрудняет подготовку заявки на участие в аукционе.
Управлением проведена проверка и по ее результатам принято решение от 29.09.2014 N 05-6/1-205-2014, которым жалоба признана обоснованной, а Учреждение признано нарушившим требования части 4 статьи 4 и части 5 статьи 112 Закона N 44-ФЗ.
По результатам проверки также выдано предписание от 29.09.2014 за N 05-6/1-205-2014 об устранении нарушений в сфере закупок.
Учреждение с решением Управления не согласилось и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов гражданина или юридического лица.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон N 44-ФЗ) регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Статьей 6 Закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 указанного Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Пунктом 4 статьи 4 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе определено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Согласно пункту 5 статьи 112 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований.
В соответствии с пунктом 3 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147 (далее - Положение N 47), информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании пункт 10 Положения N 47 программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 данного Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение N 646/21н).
Из норм указанного Положения, следует, что основной целью функционирования официального сайта www.zakupki.gov.ru является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 646/21н информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Таким образом, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения закупочных процедур, должна быть доступной.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, ни Закон N 44-ФЗ, ни указанные Положения не содержат требований об обязательном обеспечении при размещении информации на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов возможности копирования фрагментов текста, как и не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована.
Термин "ознакомление" буквально означает получение сведений, приобретение каких-либо знаний, получение представлений о чем-нибудь.
Вопреки доводам Управления, избранный заказчиком порядок и способ размещения информации на официальном сайте в полной мере соответствует целям "ознакомления" с аукционной документацией, и, учитывая, что возможность копирования текста средствами веб-обозревателя не оказывает влияния на процесс непосредственного ознакомления с размещенной на сайте информацией, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что подобный недостаток формата не является ограничением пользовательского доступа к информации.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что все участники аукциона находились в равных правах и имели равные возможности как по ознакомлению с размещенной информацией (документацией), так и по возможности её копирования, размещение информации в формате PDF, не поставило кого-либо в преимущественное положение по отношению к другим участникам аукциона.
Доводы Управления о том, что для участия в спорном аукционе подали заявки два участника, в то время как для участия в аукционе вы строительной сфере, как правило, заявки подают десятки участников, не может быть принят апелляционным судом, поскольку сам по себе не говорит о том, что количество поданных заявок стало следствием именно размещения информации об аукционе в указанном формате электронного документа. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норма материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 января 2015 года по делу N А66-15075/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15075/2014
Истец: Государственное казенное учреждение Тверской области "Тверьоблстройзаказчик"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области.
Третье лицо: ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ", ООО "Аркада"
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6410/15
08.05.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1905/15
22.01.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-15075/14
17.11.2014 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-15075/14