г. Санкт-Петербург |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А21-10526/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цубановой К.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7498/2015) Комитета архитектуры и строительства Администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2015 по делу N А21-10526/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "НЕФТЕГАЗ Калининград"
к Комитету архитектуры и строительства Администрации городского округа "Город Калининград"
3-е лицо: ООО "Инвест Групп"
о признании незаконными предписаний от 12.11.2014 N 2014/293, N 2014/291
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НЕФТЕГАЗ Калининград" (ОГРН 1093925010662, место нахождения: 236006, г.Калининград Московский проспект, 250) (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Комитету архитектуры и строительства Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконными предписаний от 12.11.2014 N 2014/293 и N 2014/291.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Инвест Групп" (далее - ООО "Инвест Групп").
Решением суда от 25.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда, ссылаясь на неполную и ошибочную оценку судом доказательств, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению Комитета, судом не учтено, что земельный участок, на котором расположена спорная автозаправочная станция (далее - АЗС), не принадлежит заявителю и является муниципальной собственностью, спорные рекламные конструкции расположены за границами красных линий, вне земельного участка, предоставленного под строительство АЗС, земельный участок является землями общего пользования, на нем запрещено возведение каких-либо сооружений и конструкций без специального разрешения.
Комитет полагает, что размещение информационных стел вне территории АЗС подпадает под признаки рекламы, место установки, где сейчас установлена стела с марками и с ценами на топливо заявителя, внесено в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа. Кроме того, Комитет указывает, что на территории городского округа среди разрешенных видов рекламных конструкций "штендер" отсутствует, с разрешения допускается установка флаговой композиции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на праве аренды на основании заключенного с ООО "ИНВЕСТ групп" договора от 25.10.2014 владеет АЗС, расположенной по адресу: г.Калининград, Московский проспект,233 на земельном участке с кадастровым номером (далее - КН) 39:15:133206:59 и входящего в его состав имущества и оборудования, расположенного на земельном участке с КН 39:15:133206:65 (муниципальная собственность).
По результатам проверки использования земельных участков, проведенной Комитетом,12.11.2014 Обществу выданы предписания за N 2014/293 о демонтаже флаговой композиции в количестве 4 штук, штендера, указателя-стелы согласно приложенных фотографий, находящихся на территории АЗС, и N2014/291 о демонтаже рекламной стелы с ценами на топливо и электронным табло с текстом на информационном поле "НЕФТЕГАЗ Калининград, Добро пожаловать, Страхование, ЕВРО 5", находящейся по тому же адресу. Срок исполнения предписаний установлен до 12.12.2014.
Полагая, что перечисленные в предписаниях конструкции не отвечают критериям "рекламы", входят в состав АЗС в качестве неотъемлемых элементов, предусмотрены проектом строительства, предъявлены приемочной комиссии при вводе объекта в эксплуатацию, Общество заявило требования об отмене указанных выше актов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ в настоящем деле обязанность по доказыванию незаконности размещения конструкций с содержащейся на них информацией ввиду несоответствия требованиям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) возложена на Комитет.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе рекламными конструкциями, с использованием которых распространяется наружная реклама, являются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1). Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2).
В силу части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с пунктом 3.2 Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, при розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.
Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденными и введенными в действие приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 (далее - Правила Минэнерго РФ N 229), предусмотрена необходимость наличия на АЗС информации о наименовании организации, перечне реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг (пункт 3.1). Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации (пункт 3.3). Вся информация должна быть хорошо различима и читаема.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая в силу закона обязательна к размещению или размещается в силу обычая делового оборота.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что размещенные Обществом информационные стелы на АЗС с указанием своего наименования, ассортимента и цен на отпускаемые нефтепродукты не являются рекламными конструкциями, поскольку размещенная на них информация с учетом специфики деятельности ООО "НЕФТЕГАЗ Калининград" обязательна к размещению и не содержит сведений, преследующих рекламные цели.
Стела с ценами на топливо и электронным табло с текстом на информационном поле "НЕФТЕГАЗ Калининград, Добро пожаловать, Страхование, ЕВРО 5", а также стела - указатель направления движения размещены непосредственно перед въездом на территорию АЗС. Назначением информации является доведение до потребителя сведений о видах отпускаемого на АЗС топлива, ценах на него, указание на направление движения к топливно-раздаточным колонкам (далее - ТРК), указание на набор сопутствующих услуг, которые можно получить на данной автозаправочной станции. Фотография, приложенная к предписанию N 2014/291, подтверждает, что указанная конструкция носит информационный характер для посетителей указанной АЗС и соответствует требованиям, изложенным в Правилах Минэнерго РФ N 229. Надпись "Доброго пути" является приветствием посетителей АЗС "НЕФТЕГАЗ Калининград"; надпись "Страхование", символы: кафе, магазин режим работы, форма оплаты, указывают на дополнительные услуги, оказываемые посетителям указанной АЗС. Иной исчерпывающей, убедительной оценкой указанная информация со стороны Комитета не подтверждена.
Комитет не спорит, что конструкция "указатель направления с логотипом "НЕФТЕГАЗ Калининград" расположена при въезде на АЗС "НЕФТЕГАЗ Калининград", согласована в установленном порядке органами автоинспекции города Калининграда. Фотография, приложенная к предписанию N 2014/292, подтверждает, что указанная конструкция информирует потребителей о нахождении в указанном месте АЗС, обозначает въезд на нее и направление движения к ТРК, что соответствует требованиям, изложенным в подпункте "и" пункта 3.1 Правил Минэнерго РФ N 229.
Конструкция "флаговая композиция" в количестве 3 штук установлена на земельном участке, представленном ООО "ИНВЕСТ групп" по договору на передачу в аренду городских земель N 011153 от 01.02.2012 "под строительство административно-торгового здания и автозаправочной станции". Флаговая композиция расположена на территории АЗС и не несет никакой рекламной информации. На фотографии, приложенной к предписанию, изображены три флагштока с флагами, на которых нанесен логотип "НЕФТЕГАЗ Калининград" и надпись "НЕФТЕГАЗ Калининград".
Данный логотип зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (свидетельство N 501232). Подобные графические изображения с фирменным наименованием и изображением размещены практически на всех сооружениях указанной АЗС, в том числе: на козырьке (навесе) над ТРК, на самих ТРК, на административном здании АЗС, что соответствует положениям, установленным Правилами Минэнерго РФ N 229.
Согласно документально подтвержденным объяснениям заявителя, не изученным и не опровергнутым Комитетом, работы по проектированию и строительству объекта АЗС велись в соответствии со стилистикой всей сети АЗС ООО "НЕФТЕГАЗ Калининград", что подтверждается эскизным проектом, а также проектной документацией "Административно-торговое здание и АЗС по Московскому проспекту в г.Калининграде", представленной заявителем и исследованной судом.
При этом, Комитет не опроверг в суде довод заявителя об ошибочном принятии Комитетом флагштоков в количестве 4 штук, так как флаговой композиции 3 штуки, а за 4 штуку Комитет принял громоотвод.
Довод Комитета о том, что конструкции "стела" и "указатель направления с логотипом "НЕФТЕГАЗ Калининград" установлены на земельном участке с кадастровым номером 39:15:133206:65, не принадлежащем заявителю и за границами красных линий, а поэтому должны быть демонтированы, проверен судом и отклонен, как необоснованный по следующим основаниям.
Согласно кадастровой выписке на земельный участок с КН 39:15:133206:65 разрешенное использование участка определено "для организации строительной площадки к строящемуся торгово-выставочному комплексу с последующим благоустройством". При этом оба спорных участка с КН 39:15:133206:59 и КН 39:15:133206:65 предоставлены в аренду ООО "ИНВЕСТ групп".
Участок с КН 39:15:133206:65 площадью 640 кв.м. передан ООО "ИНВЕСТ
групп" по договору на передачу в аренду городских земель N 011935 от 29.01.2014 сроком на один год для организации строительной площадки к строящемуся торгово-выставочному комплексу с последующим благоустройством и обременен правом беспрепятственного доступа к земельному участку с КН 39:15:133206:59 (пп.в п.1.4 договора).
Участок с КН 39:15:133206:59 площадью 0,5555 га с разрешенным использованием "под строительство торгово-выставочного комплекса" находится в аренде у ООО "ИНВЕСТ групп" по соглашению N 011153-УА-1 от 01.06.2012 об уступке прав и обязанностей к договору N 011153 от 01.02.2012 на передачу в аренду городских земель. Впоследствии сторонами внесены изменения в части разрешенного использования земельного участка с разрешенного использования "под строительство торгово-выставочного комплекса" на разрешенное использование "под строительство административно-торгового здания и автозаправочной станции", о чем подписано соглашение N 011153-2 от 23.07.2014 к договору аренды.
Проект строительства АЗС, согласованный в установленном законом порядке со всеми службами, предусматривает размещение на участке конструкций, поименованных в оспариваемых предписаниях, завершенный строительством объект введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод N RU39315000-134 от 24.10.2014.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, в настоящем случае информация, размещенная на конструкциях, информирует посетителей о видах топлива, продаваемых на АЗС, о сопутствующих услугах, которые они могут получить на АЗС, являются составной частью инфраструктуры АЗС, сходный комплекс сооружений и набор сопутствующих услуг в той или иной мере представлен на каждой АЗС, согласуется с требованиями Правил Минэнерго РФ N 229, позицией, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 12627/13.
Ссылка Комитета на размещение конструкций, указанных в предписаниях, за границами красных линий не имеет юридического значения для рассмотрения спора, поскольку сам участок с КН 39:15:133206:65 полностью находится границами красных линий Московского проспекта, о чем указано в п.1.4 договора аренды N 011935 от 29.01.2014.
В отношении ссылки Комитета на то, что место установки конструкций с марками и ценами на топливо Общества внесено в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Калининград", следует указать, что сам Комитет в апелляционной жалобе признает дату утверждения схемы размещения рекламных конструкций - постановление администрации от 04.02.2015 N 148, то есть много позднее даты вынесения оспоренных предписаний.
При таких обстоятельствах утверждение Комитета о самовольном размещении Обществом рекламных конструкций несостоятельно. При этом, апелляционный суд особо отмечает дополнение Комитетом в суде фактических и правовых оснований своих требований о демонтаже, которые ранее не нашли такого своего закрепления в досудебной переписке сторон либо оспоренных предписаниях (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, оспариваемые предписания Комитета не соответствует приведенным выше требованиям закона, нарушают права и законные интересы Общества, создают ему препятствия в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем заявленные по делу требования удовлетворены правомерно. Приводимые Комитетом ошибки в тексте решения суда не свидетельствуют о принятии неправильного по существу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2015 по делу N А21-10526/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета архитектуры и строительства Администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10526/2014
Истец: ООО "НЕФТЕГАЗ Калининград"
Ответчик: Комитет архитектуры и строительства Администрации ГО "город Калининград"
Третье лицо: ООО "Инвест Групп"