г. Челябинск |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А07-23605/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Башкортостанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02 марта 2015 года по делу N А07-23605/2014 (судья Давлеткулова Г.А.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Фармстандарт - Уфимский витаминный завод" - Иванова Ю.О. (доверенность от 22.01.2015 N 03-157),
Башкортостанской таможни - Ромащенко М.В. (доверенность от 12.01.2015 N 01-07-14/32).
Открытое акционерное общество "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" (далее - заявитель, ОАО "Фармстандарт-Уфавита", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне (далее также - заинтересованное лицо, Башкортостанская таможня, таможенный орган) о признании незаконными решений Башкортостанского таможенного поста Башкортостанской таможни от 12.08.2014 N 10401090/07-04-64/37, от 15.08.2014 N 10401090/07-04-64/38, решения Уфимского таможенного поста Башкортостанской таможни от 20.08.2014 N 10401060/07-02121/7, а также действий Башкортостанского таможенного поста Башкортостанской таможни по отказу в выпуске товара по декларации на товары (далее - ДТ) N 10401090/150814/0011640, совершенных 18.08.2014, и по ДТ N 10401090/110814/0011461, совершенных 12.08.2014.
В последующем общество отказалось от заявленных требований в части признания незаконными действий Башкортостанской таможни по отказу в выпуске товара по ДТ N 10401090/150814/0011640, совершенных 18.08.2014, и по ДТ N 10401090/110814/0011461, совершенных 12.08.2014, от которого заявитель отказался, производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.03.2015 по настоящему делу требования, заявленные обществом, удовлетворены. Признаны незаконными решения Башкортостанского таможенного поста Башкортостанской таможни от 12.08.2014 N 10401090/07-04-64/37, от 15.08.2014 N 10401090/07-04-64/38, решения Уфимского таможенного поста Башкортостанской таможни от 20.08.2014 N 10401060/07-02121/7. В остальной части требований производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым полностью отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, несоответствие выводов, положенных в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что письмом ФТС России от 24.01.2012 N 05-92/02930дсп до таможенных органов Российской Федерации доведены образцы бланков сертификата формы СТ-2 органами Республики Сербия, уполномоченными выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров на товары, происходящие и экспортируемые из Республики Сербия, в графе 4 которого указан номер бланка, состоящий из 7 арабских цифр и формируемый при изготовлении бланка типографским способом, в отличие от регистрационного номера сертификата, впечатываемого либо вписываемого при заполнении. Таким образом, регистрационный номер сертификата является уникальным цифровым колом и идентифицирует конкретный сертификат. При регистрации два разных сертификата не могут иметь один и тот же номер. В соответствии с п. 8 Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций, утвержденного приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565, если до выпуска товаров обнаружено, что условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, не соблюдены, уполномоченное должностное лицо принимает решение по форме согласно приложению N 1 к данному приказу. В рассматриваемой ситуации оспариваемые решения таможенного органа были вынесены в связи с несоблюдением обществом условий предоставления тарифных преференций, предусмотренных вышеуказанными Правилами, а именно, в связи с нарушением требований по заполнению сертификатов происхождения товаров формы СТ-2.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные обществом, исходил из отсутствия у таможенного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых решений, и представления обществом всех документов, необходимых для предоставления тарифных преференций.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, между ОАО "Фармстандарт-Уфавита" (покупателем) и компанией West Pharmaceutical Services Beograd d.o.o. (Республика Сербия) (продавцом) 12.01.2010 был заключен договор купли-продажи N 02-2010, в соответствии с которым продавец принял на себя обязательства реализовать покупателю товар - изделия для укупорки лекарственных препаратов, оговоренные в приложении к данному договору (плужнер из вулканизированной нетвердой резины). В последующем, сторонами сделки заключались дополнительные соглашения к указанному договору.
Выполняя взятые на себя обязательства, компания West Pharmaceutical Services Beograd d.o.o., реализовало заявителю товар - плунжеры из вулканизованной нетвердой резины для шприцев и картриджей (инсулиновых и дентальных) объемом 3 мл для укупорки инъекционных лекарственных препаратов (код 4016 99 970 9 ТН ВЭД ТС), который был ввезен на территорию Российской Федерации.
В целях помещения поступившего товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ОАО "Фармстандарт-Уфавита" на Башкортостанский таможенный пост была подана ДТ N 10401090/110814/0011461 с заявлением сведений о стране происхождения товара - Сербия. Для целей предоставления тарифных преференций в качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров, декларантом были представлены сертификаты происхождения товаров формы СТ-2 от 15.07.2014 N 17345/С1/5511/2014 1085192, от 15.07.2014 N 17345/С1/5511/2014 1085193.
При проведении таможенного контроля соблюдения условий предоставления тарифных преференций Башкортостанский таможенный пост, посчитав, что в представленных сертификатах указан один и тот же регистрационный номер, пришел к выводу, что данные сертификаты оформлены с нарушением требований к заполнению сертификатов происхождения товаров формы СТ-2, предусмотренных Правилами определения страны происхождения товаров (далее - Правила определения страны происхождения товаров), являющимися неотъемлемой частью Протокола от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000.
Башкортостанским таможенным постом Башкортостанской таможни в отношении товара, декларированного по ДТ N 10401090/110814/0011461, 12.08.2014 было принято решение от 12.08.2014 N 10401090/07-04-64/37 о непредоставлении тарифных преференций.
В связи с неуплатой таможенных пошлин, налогов в полном объеме Башкортостанским таможенным постом Башкортостанской таможни 12.08.2014 также было принято решение об отказе в выпуске товаров, декларированных по ДТ N 10401090/110814/0011461.
ОАО "Фармстандарт-Уфавита" 15.08.2014 с целью помещения ранее декларированного по ДТ N 10401090/110814/0011461 товара - плунжеры из вулканизованной нетвердой резины для шприцев и картриджей (инсулиновых и дентальных) объемом 3 мл для укупорки инъекционных лекарственных препаратов" на Башкортостанский таможенный пост была подана ДТ N 10401090/150814/0011640.
Декларантом представлен аналогичный комплект документов, в том числе сертификаты о происхождении товара формы СТ-2 от 15.07.2014 N 17345/С1/5511/2014 1085192, от 15.07.2014 N 17345/С1/5511/2014 1085193.
Башкортостанским таможенным постом в отношении товара, декларированного по ДТ N 10401090/150814/0011640, 15.08.2014 было принято решение N 10401090/07-04-64/38 о непредоставлении тарифных преференций.
В выпуске товаров, декларированных по ДТ N 10401090/150814/0011640, Башкортостанским таможенным постом было отказано в связи с неуплатой таможенных пошлин, налогов в полном объеме.
ОАО "Фармстандарт-Уфавита", с целью помещения этого же товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Уфимский таможенный пост была подана ДТ N 10401060/190814/0000930 с представлением комплекта документов, идентичного представленному с ДТ NN 10401090/110814/0011461, 10401090/150814/0011640.
Уфимским таможенным постом в отношении товара - плунжеры из вулканизованной не твердой резины для шприцев и картриджей (инсулиновых и дентальных) объемом 3 мл для укупорки инъекционных лекарственных препаратов 20.08.2014 было принято решение о непредоставлении тарифных преференций N 10401060/07-02121/7.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей настоящей статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной республикой Югославией от 28.08.2000 (далее - Соглашение) предусмотрено предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации и преференций, и неприменение ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Россию из Республики Сербия, в связи с признанием ею правопреемства прав и обязательств государственного сообщества Сербии и Черногории, которое, в свою очередь, являлось правопреемником всех международных договоренностей, которые были подписаны со стороны Союзной Республики Югославии.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия подписан Протокол об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению, одобренный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.05.2011 N 953-р, согласно которому поставленный в адрес заявителя товар не подпадает под изъятия из режима свободной торговли.
Статьей 8 Правил определения страны происхождения товаров установлены условия предоставления режима свободной торговли, одним из которых (пп. 2 п. 1 ст. 8) является представление в таможенные органы страны ввоза сертификата происхождения товаров формы СТ-2, являющегося неотъемлемой частью Правил определения страны происхождения товаров, заполненного (оформленного) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в ст. 12 Правил определения страны происхождения товаров.
Согласно п. 5 ст. 12 Правил определения страны происхождения товаров, сертификат заполняется в соответствии со следующими требованиями (применительно к рассматриваемой ситуации):
1) графа 1 - "Грузоотправитель/экспортер (наименование и адрес)": West Pharmaceutical Services Beograd doo Rimski Jarak bb 26220 Kovin, REPUBLIC OF SERBIA в обоих сертификатах;
2) графа 2 - "Грузополучатель/импортер (наименование и адрес)": JSC Pharmstandard - Ufimskiy vitaminniy zavod Khudaiberdina, 28 Ufa, Bashkortostan, 450077 RUSSIAN FEDERATION в обоих сертификатах;
3) графа 3 - "Средства транспорта и маршрут следования (насколько известно)" - BY TRUCK (грузовиком) в обоих сертификатах;
4) графа 4 - указывается регистрационный номер сертификата: N 17345/С1/5511/2014 1085192 (один сертификат) и N 17345/С1/5511/2014 1085193 (другой сертификат), страна, выдавшая сертификат: REPUBLIC OF SERBIA в обоих сертификатах и страна, для которой этот сертификат предназначен: RUSSIAN FEDERATION в обоих сертификатах. Допускается внесение регистрационного номера от руки или проставление штампом. В представленных сертификатах часть номера внесена от руки, а часть штампом. Вывод таможенного органа о том, что номера сертификатов идентичны, отличаются лишь номером бланка, не обоснован, поскольку в утвержденной Правилами форме СТ-2 Сертификата происхождения товара, согласно Приложению N 1 к Правилам, номер бланка, как реквизит формы сертификата отсутствует;
5) графа 5 - "Для служебных отметок";
6) графа 6 - "N" указывается порядковый номер товара: 1 в обоих сертификатах;
7) графа 7 - "Количество и вид упаковки": 1 pallet (1 паллета) в сертификате N 17345/С1/5511/2014 1085192, 12 pallets (12 паллет) в сертификате N 17345/С1/5511/2014 1085193;
8) графа 8 - "Описание товара". Указываются коммерческое наименование товара и другие сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного декларирования: 2218 4023/50/red Rubber plunger Material 7002-1466 Customs tariff: 4016 - в обоих сертификатах;
9) графа 9 - "Критерий происхождения". Указываются следующие критерии происхождения: "Y" - товар подвергнут достаточной обработке (с указанием процентной доли стоимости сырья, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другого государства или неизвестного происхождения): "У" 40 % в обоих сертификатах;
10) графа 10 - количество товара: по сертификату N 17345/С1/5511/2014 1085192: Net weight: 218,723 kg Cross weight: 248,000 kg 277.920 pcs; по сертификату N 17345/С1/5511/2014 1085193: Net weight: 3.821,586 kg Cross weight: 4.250,000 kg 4.855.889 pcs.;
11) графа 11 - "Номер и дата счета-фактуры": по сертификату N 17345/С1/5511/2014 1085192: от 15.07.2014 N 2014700769; по сертификату N 17345/С1/5511/2014 1085193: от 15.07.2014 N 2014700770;
12) графа 12 - "Удостоверение". Заполняется уполномоченным органом, содержит его наименование, адрес, печать, дату выдачи сертификата, а также подпись, фамилию, инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат. Указанные данные внесены в сертификат, выданный должностным лицом таможенного подразделения Министерства финансов Республики Сербия.
13) графа 13 - "Декларация заявителя". Указывается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергся достаточной обработке, дата декларирования сведений, печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы заявителям. В представленных сертификатах страной, в которой произведен товар, указана Республика Сербия, сертификат подписан должностным лицом компании West Pharmaceutical Services Beograd doo 15.07.2014 и заверен печатью компании.
Согласно п. 1 ст. 62 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В силу положений ст. 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
На основании п. 5 Приказа ФТС России от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии" для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, необходимо использовать Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении N 3 к Протоколу.
Согласно п. 3 ст. 11 Правил определения страны происхождения товаров, уполномоченные органы государств Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений. В таких случаях таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат (п. 4 ст. 11 Правил определения страны происхождения товаров).
Оценив сертификаты СТ-2 N N 17345/С1/5511/2014 1085192, 17345/С1/5511/2014 1085193, представленные заявителем в таможенные органы, на предмет их соответствия Правилам определения страны происхождения товаров, арбитражный суд первой инстанции, таким образом, пришел к верному выводу о соответствии данных сертификатов СТ-2, требованиям соответствующих Правил.
При этом арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал на то. что в данном случае, наименование товара, сведения об отправителе и получателе товара, его описание и вес в представленных документах совпадают со сведениями, указанными в сертификатах.
Достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что сертификаты относятся к другим товарам, которые отличаются от ввезенного обществом, таможенный орган, в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил, равно как, не представлено заинтересованным лицом доказательства направления в процессе проведения проверки запросов в компетентные национальные органы Республики Сербия, заверившей сертификаты, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
То, что в спорных сертификатах совпадает часть регистрационного номера, не может являться основанием для лишения общества права на применение тарифных преференций, поскольку таможней не приняты все необходимые для осуществления таможенного контроля меры, в том числе, таможенный орган не воспользовался предоставленными ему п. 5 ст. 61 ТК ТС контрольными полномочиями по обращению к национальным органам или организациям страны, которые выдали сертификат.
При таких обстоятельствах, заявитель был необоснованно лишен заинтересованным лицом, права на получение тарифных преференций, а, на общество, в отсутствие на то, достаточных оснований, была необоснованно возложена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования, заявленные ОАО "Фармстандарт-Уфавита".
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно, доводы апелляционной жалобы в данном случае повторяют правовую позицию таможенного органа, излагавшуюся в отзыве на заявление общества при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, и сведены по сути, к оценке арбитражным судом первой инстанции, определенных обстоятельств.
Между тем, поскольку спор рассмотрен арбитражным судом первой инстанции, полно и всесторонне, оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не имеет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02 марта 2015 года по делу N А07-23605/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23605/2014
Истец: ОАО "Фармстандарт - Уфимский витаминный завод"
Ответчик: Башкортостанская таможня