Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2015 г. N Ф08-6112/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
12 мая 2015 г. |
дело N А32-17863/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.01.2015 по делу N А32-17863/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Макаревич Натальи Владимировны
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, администрации муниципального образования г. Краснодар
о признании незаконным отказа,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Макаревич Наталья Владимировна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента в утверждении и выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426011:2219 по адресу: г. Краснодар, ул. Автолюбителей, 1/А, содержащегося в письме от 19.03.2014 N 29/992-1, об обязании департамента подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426011:2219 (далее - спорный земельный участок).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение мотивировано тем, что у департамента отсутствовали правовые основания для отказа предпринимателю в выдаче градостроительного плана.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В жалобе администрация указывает следующее. Предпринимателем вопреки требованиям статьи 132 ГПК РФ не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Предприниматель не является законным правообладателем земельного участка, поскольку договор аренды спорного земельного участка заключенный между администрацией и предпринимателем 18.09.2013 расторгнут решением Советского районного суда от 26.02.2015.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0426011:2219 площадью 80013 кв.м. поставлен на кадастровый учет 19.07.2013, расположен по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Автолюбителей, 1/а, разрешенное использование - многоэтажное жилищное строительство.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0426011:2219 предоставлен Макаревич Н.В. в аренду на основании договора от 18.09.2013, заключенному с администрацией муниципального образования г. Краснодар. Земельный участок предоставлен для многоэтажного жилищного строительства. Договор заключен на срок с 18.09.2013 по 18.09.2023.
ИП Макаревич Н.В. обратилась в муниципальное казенное учреждение муниципального образования г. Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" 07.03.2014 с заявлением о предоставлении муниципальной услуги - выдача градостроительных планов земельных участков, срок исполнения - 05.04.2014. В приложении к заявлению были представлены заявление на имя директора департамента в подлиннике, копии паспорта, доверенности, кадастрового паспорта, кадастровая выписка, договор аренды, свидетельство N 001932443, чертеж градостроительного плана.
Письмом от 19.03.2014 N 29/992-1 департамент отказал в утверждении и выдаче градостроительного плана, мотивируя это отсутствием топографической съемки спорного земельного участка.
Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и обязании департамента подготовить и выдать градостроительный план спорного земельного участка.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности удовлетворения судом первой инстанции заявления предпринимателя.
Порядок предоставления градостроительного плана земельного участка в г. Краснодаре регламентирован соответствующим административным регламентом, утвержденным постановлением администрации МО город Краснодар от 06.07.2012 N 5635 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков".
Процедура предоставления градостроительного плана в соответствии с данным административным регламентом заключается в следующем.
Органом администрации муниципального образования город Краснодар, предоставляющим муниципальную услугу, является департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар. Запрещено требовать от заявителя осуществление действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденный решением городской Думы Краснодара (пункт 10 регламента).
Результатом предоставления муниципальной услуги является градостроительный план земельного участка и постановление администрации муниципального образования город Краснодар о его утверждении или отказ в предоставлении муниципальной услуги (пункт 11 регламента).
Срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 30 календарных дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов. Основания для приостановления предоставления муниципальной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены (пункт 12 регламента).
В пункте 14 регламента указан исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги:
1) заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка, которое оформляется по форме согласно приложению N 1 к Административному регламенту;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя юридического лица (паспорт), в случае обращения доверенного лица - доверенность и документ, удостоверяющий его личность (копия 1 экземпляр, подлинники для ознакомления);
3) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц).
В соответствии с пунктом 16 регламента от заявителя запрещается требовать представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края и муниципальными правовыми актами муниципального образования город Краснодар находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления муниципального образования город Краснодар организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В пункте 18 регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- обращение (в письменном виде) заявителя с просьбой о прекращении подготовки градостроительного плана земельного участка;
- представление заявителем неполной, недостоверной или искаженной информации;
- наступление форс-мажорных обстоятельств;
- отсутствие документов, наличие которых предусмотрено пунктом 14 настоящего Административного регламента (за исключением документов, указанных в пункте 15 настоящего Административного регламента).
Прием заявления о предоставлении муниципальной услуги и выдача постановления администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении градостроительного плана земельного участка или отказа в предоставлении муниципальной услуги осуществляется в МКУ "МФЦ" (пункт 23 регламента).
В соответствии с пунктом 27 регламента муниципальная услуга предоставляется путем выполнения административных процедур.
В состав административных процедур входит:
1) прием заявления и прилагаемых к нему документов, передача курьером пакета документов из МКУ "МФЦ" в орган, предоставляющий муниципальную услугу;
2) рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов в Департаменте и принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) муниципальной услуги; формирование и направление межведомственных запросов в органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги (в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных подпунктом 3) пункта 14 настоящего Административного регламента по собственной инициативе); передача курьером пакета документов из Департамента в МКУ "МФЦ";
3) выдача заявителю градостроительного плана земельного участка и постановления администрации муниципального образования город Краснодар о его утверждении или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В пункте 29 регламента приведен порядок рассмотрения документов в Департаменте и принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) муниципальной услуги. Основанием для начала административной процедуры является принятие работником Департамента заявления и прилагаемых к нему документов от курьера. После получения документов работник Департамента осуществляет проверку полноты и достоверности документов. В случае непредставления заявителем по собственной инициативе документов, указанных в пункте 15 настоящего Административного регламента, работником Департамента в течение 2 рабочих дней со дня получения заявления подготавливается межведомственный запрос в ФНС России. В целях подготовки градостроительного плана земельного участка в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" в части указания сведений о характеристиках земельного участка и объектов капитального строительства работником Департамента в течение 2 рабочих дней со дня получения заявления подготавливается межведомственный запрос в Управление Росреестра о предоставлении кадастровой выписки о земельном участке и о предоставлении кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. По результатам рассмотрения информации, представленной по межведомственным запросам, при наличии предусмотренных законодательством оснований принимается решение о предоставлении муниципальной услуги или об отказе в предоставлении муниципальной услуги. При наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги принимается в течение 5 календарных дней с момента выявления обстоятельств, являющихся основанием для отказа.
В соответствии с пунктом 30 регламента при наличии оснований для предоставления муниципальной услуги работник Департамента в течение 20 календарных дней подготавливает проект градостроительного плана земельного участка и проект постановления администрации муниципального образования город Краснодар о его утверждении. После подписания директором Департамента постановление администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении градостроительного плана земельного участка передается на регистрацию в общий отдел управления делами администрации муниципального образования город Краснодар. Результатом административной процедуры является передача из Департамента в МКУ "МФЦ" градостроительного плана земельного участка и постановления об утверждении градостроительного плана земельного участка или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно пункту 32.3 регламента результатом административной процедуры является выдача заявителю градостроительного плана земельного участка и постановления об утверждении градостроительного плана земельного участка или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, изготовление заявителем и предоставление им топографической съемки земельного участка в Административном регламенте не упоминается.
Приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Краснодара от 0404.2013 N 109 "О топографических съемках" не упоминается в приведенном Административном регламенте.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
В соответствии с пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Учитывая изложенное, судом сделан правильный вывод о том, Градостроительным кодексом РФ также не предусмотрена обязанность подготовки топографической съемки земельного участка заявителем и ее предоставления при обращении с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Департамент и администрация не доказали, что обязанность предоставления топографической съемки земельного участка лицом, обращающимся с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, предусмотрена каким-либо нормативным правовым актом федерального или регионального уровня, Административным регламентом администрации г. Краснодара. Приказ департамента от 04.04.2013 N 190 "О топографических съемках" в материалы дела ни департаментом, ни администрацией не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение приведенных норм, администрация не представила каких-либо доказательств и обоснований правомерности своих действий по отказу в выдаче градостроительного плана.
Предприниматель, напротив, обосновал несоответствие оспариваемого отказа закону и нарушение этим отказом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные предпринимателем требования, признав оспариваемый отказ незаконным и обязав администрацию выдать предпринимателю градостроительный план спорного земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель не является законным правообладателем земельного участка, поскольку договор аренды спорного земельного участка N 4300020375 заключенный между администрацией и предпринимателем 18.09.2013 расторгнут решением Советского районного суда от 26.02.2015, отклоняется апелляционным судом как необоснованный.
В данном случае, на дату обращения предпринимателя в департамент с заявлением о выдаче градостроительного плана (07.03.2014), договор аренды спорного земельного участка от 18.09.2013 N 4300020375 был действующим, в связи с чем, право на такое обращение у предпринимателя имелось.
Апелляционным судом также не принимается довод администрации о том, что предпринимателем вопреки требованиям статьи 132 ГПК РФ не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании действий и решений государственных и муниципальных органов в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, которой требования об обязательном досудебном урегулировании спора не предусмотрены.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта. Апелляционная жалоба администрации отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2015 по делу N А32-17863/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17863/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2015 г. N Ф08-6112/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Макаревич Наталья Владимировна, Макаревич Н. В.
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар
Третье лицо: Администрация муниципального образования г. Краснодар, АДМИНИСТРАЦИЯ МО Г. КРАСНОДАР, Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, Майор И. Г.