г. Киров |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А29-9484/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуреевой О.А.,
судей Дьяконовой Т.М., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ложкиной Н.С.,
без участия сторон в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.02.2015 по делу N А29-9484/2014, принятое судом в составе судьи Филипповой Е.В.,
по иску Комитета лесов Республики Коми в лице Государственного учреждения Республики Коми "Сторожевское лесничество" (ОГРН: 1071101000233, Республика Коми, г.Сыктывкар)
к открытому акционерному обществу "Монди Сыктывкарский ЛПК" (ОГРН: 1021101121194, Республика Коми, г.Сыктывкар)
о взыскании 17350 руб. ущерба,
установил:
Комитет лесов Республики Коми в лице Государственного учреждения Республики Коми "Сторожевское лесничество" (далее Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к открытому акционерному обществу "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее ОАО "Монди СЛПК", ответчик) о взыскании 17350 руб. ущерба.
Исковые требования основаны на условиях договора аренды лесного участка N 1 от 30.06.2008 и мотивированы причинением истцу ущерба в результате допущенного ответчиком лесонарушения в виде незаконной рубки лесных насаждений.
Решением суда от 17.02.2015 в удовлетворении иска Комитету отказано.
Комитет лесов Республики Коми, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неполное выяснение фактических обстоятельств дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. По мнению истца, факт несоблюдения ответчиком требований лесного является доказанным с учетом того, что арендатором осуществлена незаконная рубка деревьев за пределами эксплуатационной площади, заявленной обществом "Монди СЛПК" в лесной декларации. Расчет суммы ущерба истец считает обоснованным, соответствующим положениям постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", устанавливающего таксы и методики исчисления размера вреда. Процедуру осмотра и оценки состояния участка лесного фонда, арендованного обществом "Монди СЛПК", апеллянт считает соблюденной, в обоснование чего ссылается на извещение N 199 от 19.05.2014, по мнению истца, являющегося доказательством согласования сторонами сроков осмотра мест рубки. Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласен, просит оставить оспариваемое истцом решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, просит рассмотреть жалобу истца в отсутствие своего представителя.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 17.02.2015 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого истцом судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.06.2008 между Комитетом лесов (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 1 (л.д. 79-85), по условиям которого арендодатель передает арендатору в долгосрочное временное пользование сроком на 49 лет в целях заготовки древесины лесной участок площадью 84860 га, расположенный в Республике Коми, в том числе лесные участки, расположенные на территории ГУ "Сторожевский лесхоз" в Подъельском лесничестве, участок N 1, кварталы 16, 17, 34-36, 51, 52, 61, 66, 78 (9916 га); в Керосском участковом лесничестве, участок N 2, кварталы 19, 22, 23, 25-29, 31, 35-38, 41, 42, 44-48, 51-59, 71-80, 88-99, 106-108, 112-126, 131, 132, 134-144 (74944 га) (пункты 1.1, 1.2, 1.4 договора).
В силу пункта 1.3 договора схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях 1 и 2 к договору (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющемся неотъемлемой частью договора).
Пунктом 1.6 договора установлено, что размер расчетного лесопользования, установленный настоящим договором, уточняется проектом освоения лесов.
В разделе 4 договора закреплены права и обязанности сторон по договору.
Так, согласно пункту 4.1.8 договора арендодатель имеет право в установленном законом порядке предъявлять арендатору иск о возмещении причиненного лесу вреда.
В месячный срок по окончании срока действия лесной декларации проводится проверка разработки лесосек, заявленных в декларации, на предмет определения площади, пройденной рубкой и по факту вывозки древесины, а после схода снежного покрова проводится проверка разработки лесосек за соблюдением арендатором лесохозяйственных требований (пункт 4.1.9 договора).
По факту проверки составляется двухсторонний акт (пункт 4.1.10 договора).
Как усматривается из содержания пункта 4.1.15 договора, если арендатором причинен вред лесам в результате рубки или повреждения плюсовых, семенных деревьев, деревьев в семенных куртинах и полосах, самовольной рубки, уничтожения или повреждения деревьев, запрещенных к рубке; рубки или повреждения до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке при проведении и выборочных рубок; рубки или повреждения до степени прекращения роста деревьев за пределами переданных лесопользователю лесосек, повреждения или уничтожения подроста, подлежащего сохранению или лесных культур в соответствии с декларацией и проектом освоения, то ущерб возмещается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
В соответствии с договором аренды 30.06.2008 арендатором составлена лесная декларация от 20.02.2013, в которой отражено, что с 02.03.2013 по 01.03.2014 ОАО "Монди СЛПК" использует леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке Сторожевского лесничества Республики Коми в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную (муниципальную) экспертизу, утвержденную приказом Комитета лесов Республики Коми от 26.12.2008 N 842 согласно приложений 1, 2, 3 к настоящей декларации (л.д. 70).
08.07.2014 лесничим Керосского участкового лесничества Михайловым А.Г. произведен осмотр мест рубок (мест заготовки древесины), производимых обществом "Монди СЛПК" в квартале 80 делянки 5 Сторожевского лесничества.
По итогам осмотра составлен акты о лесонарушении N 05-03 и осмотра места рубки N 05-47 от 08.07.2014, в которых зафиксировано, что фактически на спорном участке вырублено 23,16 га площади лесосеки, 4335 кбм. древесины; выявлено лесонарушение в виде незаконной рубки леса в лесосеменной полосе делянки на площади 0,02 га в количестве 2,8 куб.м. (л.д. 72, 74).
К актам приложен абрис места совершения лесонарушения, в котором отражено, что незаконная рубка деревьев в выделе 2 (квартал 80 делянка 5 в Керосском лесничестве) произведена на площади 0,02 га (л.д. 73).
На основании данных обстоятельств Комитетом в соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Постановлению N 273 рассчитан ущерб, причиненный истцу лесонарушением в виде незаконной рубки, который составил 17350 руб. (л.д. 67).
Претензией от 12.08.2014 N 298 Комитет предложил арендатору в добровольном порядке возместить причиненный в результате незаконной рубки деревьев ущерб в размере 17350 руб. (л.д. 68).
Постановлением от 13.08.2014 ОУР ОП N 17 МО МВД России "Сыктывдинский" отказано в возбуждении уголовного дела по факту указанного выше лесонарушения по причине отсутствия состава преступления (л.д. 15).
Отсутствие возмещения обществом "Монди СЛПК" в добровольном порядке ущерба Комитету послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из положений статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таксы и методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление N 273).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее Правила).
На основании пунктов 18 и 19 названных Правил в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно пункту 23 Правил съемка границ и привязка лесосек производятся с помощью геодезических инструментов, обеспечивающих точность измерения линий с погрешностью не более 1 м на 300 м длины, измерения углов - с погрешностью не более 30 минут.
Ошибка в определении эксплуатационной площади лесосеки не должна превышать 3 процентов.
Как установлено судом первой инстанции, задекларированная ОАО "Монди СЛПК" эксплуатационная площадь делянки 5 квартала 80 Сторожевского лесничества Республики Коми составляет 23,3 га, площадь незаконной рубки - 0,02 га, что не превышает 3 процентов выделенной лесосеки.
В силу изложенных обстоятельств, отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно указал, что площадь незаконной рубки не превысила допустимую.
Кроме того, суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы ответчика о нарушении Комитетом лесов требований закона о сроках осмотра мест рубки.
Пунктом 63 Правил заготовки древесины установлено, что после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения настоящих Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (далее - осмотр мест рубок). Осмотр мест рубок лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 64 данных Правил при заготовке древесины на лесных участках, представленных на праве аренды или постоянного (бессрочного) пользования, осмотр мест рубок осуществляется, как правило, в бесснежный период, но не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины.
Как следует из лесной декларации, срок заготовки древесины установлен до 01.03.2014. Осмотр делянки проведен 08.07.2014.
Доказательств наличия неудовлетворительных погодных условий на момент окончания лесозаготовительной деятельности ответчика суду не представлено, какой-либо договоренности с лесопользователем о переносе лесхозом осмотра участков мест рубок, как того предусматривает пункт 8 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, сторонами не достигнуто.
В этой связи доводы истца об обратном суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.
Извещение N 199 от 19.05.2014 не может быть признано надлежащим доказательством согласования сторонами сроков осмотра мест рубки, т.к. направлено ответчику за пределами срока, предусмотренного пунктом 64 Правил заготовки древесины.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.02.2015 по делу N А29-9484/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
О.А. Гуреева |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9484/2014
Истец: Комитет лесов Республики Коми, Комитет лесов Республики Коми в лице ГУ Сторожевское лесничество
Ответчик: ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК"
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр правового обеспечения", Комитет лесов Республики Коми
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-667/16
22.03.2016 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9484/14
15.03.2016 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9484/14
09.12.2015 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9484/14
28.09.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3429/15
15.09.2015 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9484/14
14.05.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2929/15
17.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9484/14