город Воронеж |
|
8 мая 2015 г. |
Дело N А14-12988/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косякиной И.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Маликин С.А., заместитель начальника отдела, доверенность N 182-д от 30.12.2014, удостоверение;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015 по делу N А14-12988/2014 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" (ИНН 7708652888; ОГРН 1077762014110) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области (ИНН 3663057705; ОГРН 1043600196254), при участии третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве (ИНН 7708701670; ОГРН 1097746349535) о признании незаконным сообщения N20/024/2014-64 от 07.07.2014,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (далее - заявитель, Учреждение, ФГБУ) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным сообщения от 07.07.2014 N 20/024/2014-64 об отказе в государственной регистрации прав, обязании зарегистрировать за заявителем право оперативного управления на нежилое здание (гараж), площадью 20,8 кв.м., лит. 2А, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Острогожск, ул. Карла Маркса, д.23.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015 заявленные требование удовлетворены. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, отказать заявителю в удовлетворении его требований.
Ссылается на то, что ФГБУ при обращении за госрегистрацией права не представило решение собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления за юридическим лицом, образованным в результате реорганизации ранее существовавшего юридического лица.
Полагает, что наличие приказа Минсельхоза России о переименовании юридического лица не исключает обязанности заявителя представить решение полномочного органа на закрепление имущества на праве оперативного управления за вновь созданным юридическим лицом.
Также указывает на то, что согласно положению о Минсельхозе РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 450, за данным органом не закреплены полномочия по передаче госимущества в оперативное управление.
Ссылается на отсутствие зарегистрированного права на имущество за ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области".
Представитель Управления в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда в обжалуемой части отменить, принять новый судебный акт.
Учреждение и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.03.2002 N 283 "О федеральном государственном учреждении "Государственная семенная инспекция по Воронежской области" (далее - Приказ Минсельхоза РФ от 21.03.2002 N 283) Острогожская районная государственная семенная инспекция Воронежской области была реорганизована путем присоединения к ФГУ "Государственная семенная инспекция по Воронежской области".
По передаточному акту от 15.07.2002, утвержденному заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации, Острогожская районная государственная семенная инспекция Воронежской области передала правопреемнику - ФГУ "Государственная семенная инспекция по Воронежской области" основные средства, в том числе недвижимое имущество, а также нематериальные активы.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 566-р и приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288 "О реорганизации ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании ФГУ Россельхозцентр" (далее - Приказ Минсельхоза России от 29.05.2007 N 288) в результате реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций было образовано федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр".
В соответствии с передаточным актом б/н от 18.09.2007, утвержденным заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации, актом о приеме- передаче здания (сооружения) от 18.09.2007 N 254, ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" передало правопреемнику - ФГУ "Россельхозцентр" нефинансовые и финансовые активы, в том числе, нежилое здание (гараж), площадью 20,8 кв.м., лит. 2А, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Острогожск, ул. Карла Маркса, д.23.
Приказом Минсельхоза России от 24.05.2011 N 135 федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Минсельхоза России, переименованы в федеральные государственные бюджетные учреждения.
ФГБУ "Россельхозцентр" 22.05.2014 обратилось в Острогожский отдел Управления с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на вышеуказанный объект недвижимости.
На государственную регистрацию были представлены, в том числе, следующие документы: - кадастровый паспорт строения от 31.08.2012 N 1558; - передаточный акт от 18.07.2002 о передаче основных средств, нематериальных активов от Острогожской районной государственной семенной инспекции Воронежской области ФГУ "Государственная семенная инспекция по Воронежской области"; - выписка из реестра федерального имущества от 23.12.2013 N 3318/103.
Уведомлением от 06.06.2014 N 20/024/2014-64 государственная регистрация права оперативного управления на спорный объект недвижимости была приостановлена на срок до 06.07.2014.
Причинами приостановления послужили следующие обстоятельства: - не представление распоряжения собственника о закреплении за ФГБУ "Россельхозцентр" на праве оперативного управления нежилого здания (гараж), площадью 20,8 кв.м., лит. 2А, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Острогожск, ул. Карла Маркса, д.23; - отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о зарегистрированном ранее праве за Острогожской районной государственной семенной инспекцией Воронежской области и непредставление доказательства возникновения у данного Учреждения прав на заявленный к регистрации объект недвижимости.
Сообщением от 07.07.2014 N 20/024/2014-64 Управление отказало в государственной регистрации права оперативного управления на спорный объект недвижимости, ввиду того, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона 4 N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя Управления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Из пунктов 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности:
проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;
проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;
проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;
принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела усматривается, что заявитель представил для регистрации все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что подтверждается материалами регистрационного дела.
Таким образом, полномочиями на проверку иных обстоятельств, регистрирующий орган в данном случае не наделен.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
ФГУ "Государственная семенная инспекция по Воронежской области" является правопреемником Острогожской районной государственной семенной инспекции Воронежской области (последняя реорганизована в форме присоединения).
В силу части 1 статьи 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
Федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" является правопреемником ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" (образовано в результате реорганизации в форме слияния).
Таким образом, отсутствие в ЕГРП записи о государственной регистрации права ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" на спорное недвижимое имущество не является препятствием для соответствующей государственной регистрации прав.
Из материалов дела также усматривается, что у Острогожской районной государственной семенной инспекции Воронежской области право оперативного управления на нежилое здание (гараж), площадью 20,8 кв.м., лит. 2А, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Острогожск, ул. Карла Маркса, д. 23 до вступления в силу Закона N 122-ФЗ.
Материалами регистрационного дела подтверждается право оперативного управления ФГБУ на нежилое здание (гараж), площадью 20,8 кв.м., лит. 2А, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Острогожск, ул. Карла Маркса, д. 23.
Таким образом, имеет место универсальное правопреемство, в связи с чем, отсутствие регистрации права оперативного управления за правопредшественником не может явиться основанием для отказа в регистрации, и следует считать, что заявитель обратился за регистрацией ранее возникшего права.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционная жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015 по делу N А14-12988/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12988/2014
Истец: ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ВО
Третье лицо: ТУФА УГИ по г. Москве