г. Киров |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А29-7069/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Дьяконовой Т.М., Гуреевой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боковой У.Ю.,
без участия представителей сторон в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.02.2015 по делу N А29-7069/2014, принятое судом в составе судьи Авфероновой О.В.,
по иску индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петуховой Нины Филипповны (ИНН 111500523592, ОГРНИП 312110834200014)
к Республике Коми в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми (ИНН 1101481729, ОГРН 1021100521562),
о взыскании субсидии,
установил:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства "Диньель" (далее - КФХ "Диньель") Петухова Нина Филипповна (далее - истец, ИП Петухова Н.Ф., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Республике Коми в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми (далее - ответчик, Минсельхозпрод РК, министерство, заявитель жалобы) о взыскании субсидии на выполнение кадастровых работ в сумме 257 287 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.02.2015 исковые требования удовлетворены.
Минсельхозпрод РК с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, понятие "Финансовый год", используемое в Постановлении Правительства Республики Коми N 576, относится к году подачи заявления о предоставлении субсидии. В связи с тем, что землеустроительные работы выполнены истцом за пределами срока в предоставлении субсидии было временно отказано. В уведомлениях министерства были даны ответы с указанием оснований, по которым субсидия не могла быть предоставлена в соответствии с законодательством. Одним из оснований являлось наличие у предпринимателя задолженности по обязательным платежам. Суд неверно истолковал Постановление Правительства Республики Коми N 576 и Приказ N 45, а также применил Постановление Правительства РФ от 31.10.2011 N 874, нарушил нормы части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает, что окончательное исполнение обязательств по договору межевания произошло в 2012 финансовом году. Постановлением N 576 не предусмотрена выплата субсидии на предоплату за работы по землеустройству. По независящим от истца причинам так долго длилось межевание и оформление земель в собственность.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие их представителей по имеющимся материалам дела.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Диньель" Петухова Н.Ф. и Минсельхозпрод РК заключили:
- соглашение о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства на 2011-2012 годы от 09.11.2011 N 07-15/118 (Т.1, л.д.-105-107);
- соглашение о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства от 19.03.2013 N 04-28/257 (Т.1, л.д.-44-52).
Согласно соглашениям Минсельхозпрод РК обязалось предоставлять крестьянскому (фермерскому) хозяйству субсидии из бюджета в соответствии с порядком и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми, а крестьянское (фермерское) хозяйство обязалось обеспечивать достижение значений основных показателей хозяйственной деятельности согласно приложению к соглашению.
КФХ "Диньель" для проведения кадастровых работ в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения заключило с ООО "Стройземпроект" договор на выполнение кадастровых работ от 15.11.2010 N 77 (Т.1, л.д.-10-16), стоимость работ составила 285 875 руб., перечень земельных участков согласован сторонами в приложении N 3 к договору (Т.1, л.д.-16).
Выполнение ООО "Стройземпроект" кадастровых работ подтверждается следующими доказательствами:
- кадастровым паспортом земельного участка N 11:11:3501009:215, площадью 38926 кв.м (38,926 Га), от 31.01.2011 N 1111/211/11-18 (Т.1, л.д.-22-24);
- кадастровым паспортом земельного участка N 11:11:3501009:101, площадью 20309 кв.м (20,309 Га), от 01.02.2011 N 1111/211/11-21 (Т.1, л.д.-25-27);
- кадастровым паспортом земельного участка N 11:11:3501005:116, площадью 4670 кв.м (4,67 Га), от 08.06.2011 N 1111/211/11-138 (Т.1, л.д.-28-30);
- кадастровым паспортом земельного участка N 11:11:3501008:318, площадью 22382 кв.м (22,382 Га), от 07.02.2011 N 1111/211/11-25 (Т.1, л.д.-31-33);
- кадастровым паспортом земельного участка N 11:11:3501008:317, площадью 228528 кв.м (228,528 Га), от 17.01.2011 N 1111/211/11-13 (Т.1, л.д.-34-36).
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2012 по делу N А29-10744/2011, от 19.06.2012 по делу N А29-4634/2012, от 19.06.2012 по делу N А29-3732/2012, от 19.06.2012 по делу N А29-4633/2012 были удовлетворены исковые требования ИП Петуховой Н.Ф. о государственной регистрации права собственности на земельные участки N 11:11:3501008:318, N 11:11:3501009:101, N 11:11:3501009:215, N 11:11:3501008:317.
При вынесении указанных решений арбитражный суд пришел к выводу о том, что администрация МР "Троицко-Печорский" неправомерно уклонялась от государственной регистрации спорных земельных участков, и указал, что земельные участки N 11:11:3501008:318, N 11:11:3501009:101, N 11:11:3501009:215, N 11:11:3501008:317 фактически предназначены и используются КФК "Диньель" в лице главы Петуховой Н.Ф. для ведения сельского хозяйства.
Государственная регистрация права собственности Петуховой Н.Ф. на участки N 11:11:3501008:318, N 11:11:3501009:101, N 11:11:3501009:215, N 11:11:3501008:317 произведена 17.01.2013 (Т.1, л.д.-38-41), право собственности на участок с кадастровым номером 11:11:3501005:116 зарегистрировано за Петуховой Н.Ф. 18.01.2012 (Т.1, л.д.-37).
Платежными поручениями от 02.12.2010 N 119 на сумму 142 937 руб. (Т.1, л.д.-17), от 12.01.2012 N 4 на сумму 142 938 руб. (Т.1, л.д.17, 21) подтверждается оплата выполненных кадастровых работ истцом в полном объеме.
Петухова Н.Ф. после завершения государственной регистрации права собственности на земельные участки, используемые КФК, обратилась в Минсельхозпрод РК с заявлением от 23.04.2013 N 23 о предоставлении субсидий на кадастровые работы (Т.1, л.д.-56, 57).
Минсельхозпрод РК в уведомлении от 13.05.2013 N 22-02/2309 сообщило предпринимателю об отказе в принятии заявления в связи с отсутствием оригиналов документов (Т.1, л.д.-63, 64).
04.10.2013 Петухова Н.Ф. повторно обратилась с заявлением в Минсельхозпрод РК.
По данному заявлению ответчиком принято решение об отказе в предоставлении субсидии по следующим основаниям: у истца имелась задолженность по уплате страховых взносов в ФСС, не были представлены отчеты по выполнению основных показателей хозяйственной деятельности за 1 и 2 квартал 2013 года. Сведения об иных основаниях для отказа в выплате субсидии в уведомлении Минсельхозпрода РК от 29.10.2013 N 22-02/5422 отсутствуют (Т.1, л.д.-66).
Минсельхозпрод РК в письме от 04.12.2013 N 22-02/6217 сообщило Петуховой Н.Ф. о невозможности предоставления субсидии в связи с тем, что, по мнению министерства, кадастровые работы должны быть выполнены с 1 января предыдущего финансового года, то есть в 2012-2013 годах (Т.1, л.д.-112).
Аналогичный ответ был дан министерством в письме от 24.03.2014 N 22-02/1316 на заявление Петуховой Н.Ф. от 10.02.2014 N 12 (Т.1, л.д.-113, 114).
В связи с отказом Минсельхозпрода РК в предоставлении субсидии на выполнение кадастровых работ, ИП Петухова Н.Ф. обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием).
В данном деле суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда (пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами").
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (в редакции, применимой к правоотношениям сторон).
В соответствии с частью 2 указанной статьи субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2011 N 874 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (далее - Правила N 874).
По пункту 2 Правил N 874 (в редакции от 03.04.2013) субсидии предоставляются на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в целях образования земельных участков, находящихся в государственной собственности, при предоставлении их крестьянским (фермерским) хозяйствам.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 874 (в редакции от 03.04.2013) право собственности на земельные участки должно быть зарегистрировано в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после 01.01.2011.
Пунктом 13 Правил N 874 средства на возмещение затрат крестьянских (фермерских) хозяйств по проведению кадастровых работ предоставляются по определяемым нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации ставкам исходя из расчета на 1 гектар оформленных ими в собственность земельных участков.
В силу пункта 14 Правил N 874 в случае, если проведение кадастровых работ осуществлялось до принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего ставку субсидии, средства на возмещение затрат крестьянских (фермерских) хозяйств по проведению кадастровых работ предоставляются в полном объеме подтвержденных затрат.
Согласно пункту 3 Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 01.11.2013 N 339 субсидия на выполнение кадастровых работ выплачивается в размере 975 руб. на 1 гектар.
Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 424 утверждена Государственная программа Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми", которая также предусматривала компенсацию расходов сельскохозяйственных производителей на кадастровые работы.
Правила предоставления субсидий в рамках названной программы установлены Постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2012 N 576 "О мерах по реализации Государственной программы Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми" (далее - Постановление N 576).
Субсидии на землепользование предоставляются в размере 90 процентов стоимости выполненных с 1 января предыдущего финансового года работ (услуг) по государственной регистрации прав на земельные участки и кадастровых работ в отношении земельных участков (пункт 4.3.3 подпрограммы "Развитие растениеводства" Постановления Правительства Республики Коми от 24.12.2012 N 576) (в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 05.09.2013 N 337).
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Как усматривается из текста Постановления N 576, однозначно невозможно установить, какой финансовый год принимается за точку отсчета (год принятия Постановления, год подачи заявления о предоставлении субсидии, год заключения Соглашения о предоставлении субсидии).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что толкование пункта 4.3.3 подпрограммы "Развитие растениеводства" указанного Постановления Правительства Республики Коми, предлагаемое министерством, не соответствует принципу справедливости, целям и задачам государственной программы развития сельского хозяйства, а также пунктам 2 (1), 14 Правил N 874.
В силу пункта 8 Постановления N 576 основаниями для отказа в принятии к рассмотрению документов министерством или его территориальными органами на предоставление государственной поддержки, за исключением государственной поддержки в соответствии с пунктом 5, абзацами третьим, четвертым пункта 6, абзацами вторым, третьим пункта 7 настоящего раздела, являются:
а) представление документов, не соответствующих перечню, форме и содержанию, установленным по каждому виду государственной поддержки в соответствии с настоящим Порядком;
б) истечение установленного срока представления документов.
Министерство или его территориальные органы в течение 10 рабочих дней со дня получения документов письменно извещают получателей субсидий, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об отказе в принятии к рассмотрению документов на предоставление государственной поддержки с указанием причины отказа.
Как указано в пункте 9 Постановления N 576 основаниями для отказа в предоставлении государственной поддержки, за исключением государственной поддержки в соответствии с пунктом 5, абзацами третьим, четвертым пункта 6, абзацами вторым, третьим пункта 7 настоящего раздела, являются:
а) представление документов получателями субсидий, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, не имеющими право на получение соответствующего вида государственной поддержки в соответствии с настоящим Порядком;
б) несоответствие целей, сроков, периодов и условий, указанных в представленных документах, целям, срокам, периодам и условиям, определенным настоящим Порядком.
Постановление N 576 принято в 2012 году.
Из анализа нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления государственной поддержки сельхозпроизводителям, право на получение субсидии на кадастровые работы имеют лица, чьи земельные участки зарегистрированы в ЕГРП после 01.01.2011.
Как следует из материалов дела, кадастровые работы завершены истцом в 2011 году, право собственности истца на земельные участки зарегистрировано в 2013 году.
Следовательно, ссылка заявителя жалобы на то, что кадастровые работы должны быть выполнены не ранее 01.01.2012, признается несостоятельной.
Согласно материалам дела министерство не исполнило свои обязательства перед истцом (в соответствии с соглашениями).
Как разъяснено в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 N 73 "О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица).
Довод о нарушении судом части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ отклоняется судом, поскольку фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), а не признание недействительным ненормативного правового акта или незаконного решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Предприниматель документально подтвердил обоснованность требования о взыскании субсидии в сумме 257 287 руб. (90 % от суммы фактических расходов на оплату кадастровых работ).
Из материалов дела следует и как указано выше, что министерство отказывало истцу в предоставлении субсидии по следующим основаниям: у истца имелась задолженность по уплате страховых взносов в ФСС, не были представлены отчеты по выполнению основных показателей хозяйственной деятельности за 1 и 2 квартал 2013 года, а также в выплате субсидии было отказано в связи с тем, что, по мнению министерства, кадастровые работы должны быть выполнены с 1 января предыдущего финансового года, то есть в 2012-2013 годах.
С учетом этого, обстоятельства, на которые ссылается министерство при повторных отказах в выдаче субсидии, не являются основаниями для отказа в выдаче субсидии.
Иные основания для отказа в предоставлении субсидии в письмах ответчика не указаны.
Доказательств наличия оснований, предусмотренных Постановлением N 576 для отказа в выплате субсидий, в материалы дела не представлено.
Доказательств наличия у истца задолженности по обязательным платежам, в нарушение статьи 65 АПК РФ, министерство не представило.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Решение суда принято при правильном применении норм права, с учетом обстоятельств дела, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.02.2015 по делу N А29-7069/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7069/2014
Истец: Крестьянское фермерское хозяйство Петухова Нина Филипповна
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр правового обеспечения"