г. Владимир |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А43-14375/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.05.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода,
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2015 по делу N А43-14375/2014, принятое судьей Назаровой Е.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "Сормовское электромонтажное предприятие" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода от 12.03.2014 N 123.
В судебном заседании приняли участие представители закрытого акционерного общества "Сормовское электромонтажное предприятие" - Тихонова С.В. по доверенности от 30.04.2015 N 15 сроком действия до 31.12.2015, Чкалова О.Ю. по доверенности от 30.04.2015 N 14 сроком действия до 31.12.2015.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода (далее по тексту - Фонд) проведена проверка закрытого акционерного общества "Сормовское электромонтажное предприятие" (далее по тексту - Общество) по вопросам правильности расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 30.06.2011 и по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлен акт от 31.01.2014 N 123 и принято решение от 12.03.2014 N 123 о привлечении Общества к ответственности за нарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 32 580 рублей 02 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 162 900 рублей 04 копеек, соответствующие пени в общей сумме 32 453 рублей 54 копеек.
Не согласившись с указанным решением в части не принятия к зачету расходов в сумме 608 155 рублей 48 копеек, доначисления страховых взносов в сумме 162 429 рублей 86 копеек, штрафных санкций в сумме 32 485 рублей 98 копеек, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 09.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии со статьей 22 Закона N 165-ФЗ, определяющей порядок назначения и выплаты страхового обеспечения, основанием для выплаты застрахованному лицу пособия является наступление документально подтвержденного страхового случая.
При этом положениями статьи 10 Закона N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, возложена на застрахованное лицо.
В силу пункта 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (действующего в период спорных правоотношений) документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ) установлено, что финансирование выплаты пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения упомянутой работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
В части 5 статьи 13 данного Закона определено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в части 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого решения Фонда, в ходе проверки Обществом не были представлены листки нетрудоспособности по причине их утраты.
Вместе с тем судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Обществом велся учет листов нетрудоспособности. На основании имеющихся данных содержащих информацию о лицах, предъявлявших к оплате листы нетрудоспособности, периодах нетрудоспособности конкретных работников, номерах листов нетрудоспособности, в целях восстановления утраченных листов нетрудоспособности общество обращалось с запросами во все лечебные учреждения, выдавшие листы нетрудоспособности (которые впоследствии были утрачены) с заявлениями о выдаче их дубликатов. Однако в выдаче дубликатов листков нетрудоспособности обществу было отказано в связи с произведенной выплатой пособий по временной нетрудоспособности по утраченным листкам. Кроме того, лечебные учреждения пояснили, что в связи со сменой формы бланков больничных листов, выдать дубликаты больничных листов за 2010 год не представляется возможным. Тем не менее лечебные учреждения подтвердили факт выдачи листов нетрудоспособности работникам Общества.
Данные обстоятельства были предметом рассмотрения по делу N А43-7830/2014 и им дана надлежащая правовая оценка в решении Арбитражного суда Нижегородской области от 07.10.2014, а также в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности наступления страховых случаев, периода нетрудоспособности застрахованных лиц и несения страхователем соответствующих расходов.
Представленные в материалы дела документы подтвердили фактическую выдачу работникам больничных листов в спорный период, позволяют определить лиц, получивших пособие по временной нетрудоспособности, периоды их временной нетрудоспособности, размер произведенной оплаты.
Доводы Фонда о том, что расходы Общества не подтверждены документально, так как листки нетрудоспособности не были представлены ни на момент проверки, ни на момент рассмотрения настоящего дела, судами первой и апелляционной инстанции был отклонен, поскольку не обеспечение страхователем сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности само по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов заявителя, а действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листов нетрудоспособности страхователю взамен утраченных.
Кроме того, изменение форм бланков листков нетрудоспособности исключает возможность выдачи дубликатов листов нетрудоспособности старых форм 2010 года.
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде (2010 год) Общество произвело своим работникам выплаты в виде премий к юбилейным датам.
Из решения Фонда от 12.03.2014 N 123 усматривается, что основанием для доначисления страховых взносов на данные суммы выплат послужил вывод Фонда о том, что премии к юбилейным датам работников общества не поименованы в статье 9 Закона N212-ФЗ, следовательно, относятся к выплатам и иным вознаграждениям, начисленным плательщиком страховых взносов в пользу физического лица в рамках трудовых отношений, которые подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права пользования произведениями науки, литературы, искусства.
Из анализа указанной правовой нормы следует, что если выплаты производятся плательщиками страховых взносов не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
В статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность включения сторонами в трудовой договор дополнительных положений, в частности об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, объектом обложения страховыми взносами в 2010 году являлись выплаты, предусмотренные в трудовом договоре, а также выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.
Также в статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации приведено понятие компенсации, под которой понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных указанным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являются оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, являются компенсационными или стимулирующими выплатами, предусмотрены трудовыми договорами, Фондом не представлено.
Возможность выплаты указанных премий предусмотрена разделом 9 коллективного договора на 2009-2011 годы и разделом 4 Положения об оплате труда работников (Приложение N 1 к коллективному договору), однако данное обстоятельство не влияет на суть данных выплат.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции, что выплаты в виде премий к юбилейным датам не относятся к выплатам и иным вознаграждениям, начисленным плательщиком страховых взносов в пользу физического лица в рамках трудовых отношений, которые подлежат обложению страховыми взносами, соответствует материалам дела.
Следовательно, доначисление страховых взносов по данному эпизоду произведено Фондом необоснованно.
В проверяемом периоде Общество обеспечивало своих работников (членов сдаточной команды), направляемых в командировки на заводские ходовые испытания судов, горячим питанием на корабле. Стоимость оплаты такого питания общество не облагало страховыми взносами полагая, что данные выплаты, произведенные в натуральной форме, не образуют материальной выгоды у работников. Фонд счел, что данные выплаты должны облагаться страховыми взносами, поскольку не предусмотрены коллективным трудовым договором, а законодательство не обязывает работодателя оплачивать стоимость питания работников направленных в командировки.
Согласно пункту 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; стоимость рациона бесплатного питания, выдаваемого работникам в случаях и размерах, установленных законодательством Российской Федерации; суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Из материалов дела, усматривается, что Общество осуществляет деятельность по строительству судов. На время проведения ходовых испытаний и перегонов построенных Обществом судов, Общество направляло в командировку своих работников в качестве членов сдаточной команды, не являющихся членами экипажа судна. Данных рабочих, в период перегона судна общество обеспечивало горячим питанием на основании положений коллективного трудового договора (Приложение N 2 к коллективному договору), то есть локального нормативного акта (именно в связи с выполнением работниками трудовой функции непосредственно на ходовых испытаниях и по инициативе общества).
Таким образом, стоимость оплаченного обществом питания носит компенсационный характер и не подлежит обложению страховыми взносами.
Во исполнение названных нормативных положений на основании заявок Общества и списков членов сдаточной команды содержащих сведения о численности, фамилии, имени, отчестве, должности работников Общества, периода пребывания работников на судне, стоимости питания в сутки на одного человека цех питания Завода "Красное Сормово" организовывал питание сотрудников Общества.
С учетом изложенного, понесенные Обществом расходы по организации питания не связаны с системой оплаты труда, не являются доходом работника и не связаны с личными нуждами работника. Данные расходы представляют собой затраты работодателя на организацию трудового процесса в труднодоступных местах (в местах где у работников общества отсутствует возможность обеспечить себя питанием самостоятельно) и не подлежат обложению страховыми взносами.
Довод заявителя апелляционной жалобы относительно взыскания с Учреждения в пользу Общества судебных расходов не принимается судом апелляционной инстанции.
Оценив соразмерность заявленной ко взысканию суммы за оказанные юридические услуги характеру заявленного спора, степени сложности дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совокупность названных обстоятельств свидетельствует о возможности возмещения судебных расходов в сумме 10 005 рублей.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не установил.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2015 по делу N А43-14375/2014 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14375/2014
Истец: ЗАО "Сормовское электромонтажное предприятие"
Ответчик: ГУ-УПФ РФ в Сормовском районе г. Н. Новгорода, ГУ-УПФ РФ в Сормовском районе г. Н.Новгорода