город Омск |
|
15 мая 2015 г. |
Дело N А75-13012/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2189/2015) закрытого акционерного общества "Альянстрансстрой" (далее - ЗАО "Альянстрансстрой", Общество, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2015 по делу N А75-13012/2014 (судья Чешкова О.Г.), принятое
по заявлению Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, административный орган, заявитель)
к ЗАО "Альянстрансстрой" (ИНН 7705399919, ОГРН 1037739035454)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Альянстрансстрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2015 требование Службы удовлетворено, ЗАО "Альянстрансстрой" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что предписание от 08.07.2014 N 071-01/01-11 выдано уполномоченным органом и не оспорено заинтересованным лицом, в связи, с чем является законным, а также из того, что материалами дела подтверждается факт невыполнения Обществом в установленный срок требования, изложенного в законном предписании. Суд первой инстанции отметил, что Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих устранению нарушений в установленный срок, и о том, что строительство объекта приостановлено.
Отклоняя довод Общества о нарушении Службой порядка проведения проверки, суд первой инстанции сослался на то, что уведомление о проведении проверки направлялось административным органом в адрес ЗАО "Альянстрансстрой", а также на то, что предписание Службы, проверка которого осуществлялась 18.11.2014, получено представителем Общества по месту строительства объекта на основании доверенности.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель ссылается на то, что на спорном объекте приостановлено выполнение строительно-монтажных работ, о чем административный орган был своевременно извещен Обществом, поэтому возможность исправить указанные в предписании нарушения у ЗАО "Альянстрансстрой" отсутствовала. Кроме того, заинтересованное лицо также ссылается на то, что ему не вручался акт проверки исполнения предписания от 08.07.2014, и на то, что Общество не имело возможности обеспечить присутствие своего представителя на объекте в момент проведения проверки исполнения предписания, при этом проведение такой проверки в отсутствие представителя ЗАО "Альянстрансстрой" нарушает права последнего.
Служба в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с доводами жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Служба и ЗАО "Альянстрансстрой" извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по рассмотрению жалобы не заявляли. Административный орган до начала судебного заседания заявил ходатайство в письменной форме о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Службой проведена проверка выполнения требований градостроительного законодательства при строительстве объекта "Детский сад на 80 мест в с.п. Каркатеевы Нефтеюганского района", расположенного по адресу: ул. Центральная, д. 41, с.п. Каркатеевы, Нефтеюганский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, по результатам которой Обществу, как застройщику данного объекта, выдано предписание от 08.07.2014 N 071-01/1-11 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений со сроком исполнения - до 25.10.2014 (л.д.10-12).
На основании приказа Службы от 23.01.2014 N 30, распоряжения Службы N 093-02-11 от 10.11.2014 Нефтеюганским отделом инспектирования Службы в отношении ЗАО "Альянстрансстрой" проведена проверка исполнения предписания от 08.07.2014 N 071-01/1-11.
По результатам проверки установлено, что нарушения, обозначенные в предписании и связанные с выполнением строительных работ не в соответствии с утвержденным проектом, в полном объеме ЗАО "Альянстрансстрой" не устранены, что отражено в акте проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 18.11.2014 N 276-02-11 (л.д.21-27).
Так, согласно предписанию от 08.07.2014 N 071-01/01-11 ЗАО "Альянстрансстрой" должно устранить нарушения, допущенные при строительстве объекта капитального строительства, указанные в пунктах 1-7 предписания, и в обозначенный срок - до 25.10.2014 уведомить Службу о выполнении предписания (л.д.10).
Однако в установленный предписанием срок (до 25.10.2014) ЗАО "Альянстрансстрой" не направило извещение об устранении нарушений и не устранило такие нарушения.
По факту неисполнения Обществом предписания от 08.07.2014 N 071-01/01-11 должностным лицом Службы составлен протокол об административном правонарушении от 21.11.2014 N 062-СН/14-НЮ по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д.39-44).
На основании названного протокола об административном правонарушении, и в соответствии со статьёй 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении ЗАО "Альянстрансстрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
20.01.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО "Альянстрансстрой" Службой выдано предписание от 08.07.2014 N 071-01/1-11 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта строительства, в соответствии с которым Обществу предписано в срок до 25.10.2014 устранить нарушения, выявленные должностными лицами Службы при проведении проверки соблюдения требований законодательства при осуществлении строительно-монтажных работ.
При этом Служба, в силу пункта 6.6 Положения о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п, является органом, осуществляющим региональный государственный строительный надзор и уполномоченным на выдачу предписания и осуществления контроля за исполнением выданных предписаний, а также на составление протоколов об административных правонарушениях (пункты 6.6, 6.13.5, 6.14.4, 6.14.5 Положения).
Таким образом, учитывая, что предписание от 08.07.2014 N 071-01/01-11 выдано уполномоченным органом, не оспорено заинтересованным лицом и является законным, его неисполнение образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
При этом административным органом по результатам проведения проверочных мероприятий установлено, что указанное выше предписание к определенному им сроку Обществом не исполнено, уведомление о его исполнении в адрес Службы не направлено.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела актом проверки от 18.11.2014 N 276-02-11 (л.д.21-27), протоколом об административном правонарушении от 21.11.2014 N 062-СН/14-НЮ (л.д.39-44), и по существу не оспариваются самим Обществом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает установленным факт наличия в действиях ЗАО "Альянстрансстрой" события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В то же время, доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения Обществом законного предписания административного органа, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств и по объективным, не зависящим от Общества причинам, в материалах дела отсутствуют.
В частности, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие ссылки Общества на то, что на спорном объекте приостановлено выполнение строительно-монтажных работ, в связи с чем у ЗАО "Альянстрансстрой" отсутствовала возможность исправить указанные в предписании нарушения.
Так, частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В настоящем случае, как правильно отметил суд первой инстанции, с момента выдачи оспариваемого предписания прошло более шести месяцев, в связи с чем приостановление выполнения строительных работ на объекте должно было повлечь консервацию, однако данных о консервации объекта в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем доказан факт наличия в действиях ЗАО "Альянстрансстрой" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Соблюдение процедуры и, в том числе, срока давности привлечения Общества к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлено судом первой инстанции.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Службой допущены нарушения процедуры проведения проверки исполнения предписания от 08.07.2014 N 071-01/1-11, выразившиеся в проведении проверки в отсутствие представителя Общества и в невручении Обществу акта проверки, составленного по её результатам, в связи с чем результаты такой проверки не могут являться основанием для привлечения к административной ответственности, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
Так, частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, предусмотренных данным Кодексом.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае внеплановая проверка в отношении ЗАО "Альянстрансстрой" проводилась на основании распоряжения от 10.11.2014 N 093-02-11 (л.д.14-15).
Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" действительно предусмотрено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.
Вместе с тем, частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в настоящем случае Общество было надлежащим образом уведомлено о проведении проверки исполнения предписания от 08.07.2014 N 071-01/1-11 на основании распоряжения от 10.11.2014 N 093-02-11, что подтверждается представленной в материалах дела копией уведомления N 269-НЮ от 10.11.2014, направленного заинтересованному лицу посредством факсимильной связи и полученного последним (см. отчет об отправке от 10.11.2014 с отметкой об успешной отправке факса - л.д.18).
Как следствие, ЗАО "Альянстрансстрой" было обязано обеспечить присутствие его должностного лица при проведении такой проверки.
Учитывая указанные обстоятельствах, а также то, что Обществом не представлены доказательства наличия объективных препятствий для исполнения возложенной на него обязанности по обеспечению присутствия его представителя при проведении проверки 18.11.2014, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае Службой предприняты все зависящие от неё меры по обеспечению возможности участия Общества в проведении проверочных мероприятий и осуществлению защиты своих интересов.
Кроме того, в силу положений части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки могут быть признаны недействительными только в случае грубого нарушения установленных таким законом требований к организации и проведению проверок.
Между тем, проведение внеплановой проверки в отсутствие представителя проверяемого лица не отнесено пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к грубым процессуальным нарушениям, поэтому само по себе не влечет исключение материалов проверки из состава доказательств по делу об административном правонарушении.
При этом доводы заинтересованного лица о том, что Службой не обеспечено вручение Обществу составленного по результатам проверки акта проверки от 18.11.2014 N 276-02-11, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие действительности и противоречащие материалам дела, в которых имеется копия почтовой квитанции от 18.11.2014, а также список почтовых отправлений от 18.11.2014, подтверждающие, что названный выше акт (совместно с предписанием N 145-02/01-11 и уведомлением о дате и месте составления протокола об административном правонарушении) направлены ЗАО "Альянстрансстрой" заказным письмом (л.д.31).
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в апелляционной жалобе заинтересованным лицом не приведено иных доводов о нарушении Службой процессуальных требований при производстве по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предусмотренные действующим законодательством права и законные интересы Общества, как лица, привлекаемого к ответственности, административным органом соблюдены.
Более того, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что размер наказания в виде административного штрафа также правомерно, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, назначен судом первой инстанции в пределах санкции, предусмотренной нормой частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, и определен в сумме 50 000 руб.
Таким образом, основания для удовлетворения требований апелляционной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии со статьей 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2015 по делу N А75-13012/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-13012/2014
Истец: Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХМАО-ЮГРЫ
Ответчик: ЗАО "Альянстрансстрой"