15 мая 2015 г. |
Дело N А83-84/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2015.
В полном объеме постановление изготовлено 15.05.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Равза Р.Р.
при участии от Акционерного общества "Санаторий "Сакрополь" Шугалка Дмитрия Ивановича, доверенность N 94/02-28 от 09.02.2015,
от Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым, Шумских Григория Владимировича, доверенность N ЛИ-08/1494 от 06.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым и Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.03.2015 по делу N А83-84/2015 (судья Кузнякова С.Ю.),
по заявлению Акционерного общества "Санаторий "Сакрополь" (ул. Курортная, 14, г. Саки, 296505, ОГРН 1149102093029)
к Отделу иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым (ул. Киевская, 139-а, г. Симферополь, 295050)
Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Крым (ул. Серова, 10, г. Симферополь, 295000)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.03.2015 по делу N А83-84/2015 заявление Акционерного общества "Санаторий "Сакрополь" удовлетворено в полном объеме. Признано незаконным и отменено постановление заместителя начальника отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым по делу об административном правонарушении N1438/0000003 от 18.12.2014.
Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Крым и Отдел иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым обратились с апелляционными жалобами.
Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Крым считает, что постановление N 1438/0000003 от 18.12.2014 по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении АО "Санаторий "Сакрополь" вынесено с соблюдением требований материальных и процессуальных норм, просит решение суда первой инстанции отменить, а постановление N 1438/0000003 от 18.12.2014 оставить в силе.
Отдел иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым так же в своей апелляционной жалобе просит, отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что суд, вынося решение по административному делу, неправильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела.
Рассмотрев доводы жалоб, заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 14.10.2014 на основании распоряжения врио начальника Отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым (далее - ОИКиПНМ УФМС России по Республике Крым) N 212 от 14.10.2014 о проведении внеплановой выездной проверки по адресу: Республика Крым, г. Саки, ул. Курортная, д. 14, Отделом иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым была проведена проверка, в ходе которой установлено, что по указанному адресу на момент проверки пребывает (проживает) иностранный гражданин Республики Армения - Эванесян Меружан Саргисович (прибыл в город Саки, "Санаторий "Сакрополь" 06.10.2014 г.). В период с 06.10.2014 г. по 14.10.2014 г. гражданин Республики Армения Эванесн М.С. пребывает и проживает в Санатории "Сакрополь" без постановки на миграционный учет, в течение 9 календарных дней, тем самым АО "Санаторий "Сакрополь" нарушило норму ст. 22 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.06.2006 "О миграционном учете иностранных граждан", п. 20, п. 44 Постановления Правительства N 9 от 15.01.2007 "О порядке осуществлении миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
По результатам проверки составлен акт от 14.10.2014 N 212.
24.10.2014 в отношении АО "Санаторий "Сакрополь" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 0000003.
Ведущим специалистом-экспертом отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции Шумских Г.В. 18.12.2014 г. был составлен протокол N 1438 об административном правонарушении АО "Санаторий "Сакрополь".
На основании протокола N 1438 от 18.12.2014 заместителем начальника отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым вынесено Постановление N 1438/0000003 от 18.12.2014 о назначении административного наказания АО "Санаторий "Сакрополь" в виде штрафа в размере 400 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Федеральный Законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1); к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относится разработка административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) или проведения проверок в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 части 2 статьи 4).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 338, ФМС РФ N 97 от 30.04.2009 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (далее - Административный регламент от 30.04.2009 N 338/97).
В соответствии с пунктом 1 Административного регламента его положения, в том числе, распространяются, на порядок проведения проверок в отношении юридических лиц и граждан, у которых возникают обязанности, связанные с приглашением иностранного гражданина в Российскую Федерацию и (или) пребыванием его на территории Российской Федерации, правил и (или) порядка исполнения указанных обязанностей.
По прибытии иностранного гражданина в гостиницу, в санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждение социального обслуживания, либо в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган ФМС России о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания (пункт 37 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС от 29.08.22013 N 364).
Одним из видов проверок при осуществлении контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации, является, исходя из статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, внеплановая документарная проверка, проводимая, в том числе, в связи с поступлением в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 64 Административного регламента от 30.04.2009 N 338/97 по результатам проверки составляется акт проверки.
Последовательность действий по подготовке и направлению акта проверки определена в пункте 65 Административного регламента от 30.04.2009 N 338/97: составление акта проверки; подписание и регистрация акта проверки; ознакомление с актом проверки должностного лица или представителя проверяемого объекта; направление копий акта проверки в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно пункту 66 Административного регламента от 30.04.2009 N 338/97 акт проверки составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется с уведомлением о вручении представителю проверяемого объекта, второй - приобщается к материалам проверки. В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа государственного контроля (надзора); дата и номер распоряжения о проведении проверки; фамилии, имена, отчества и должности сотрудников, проводивших проверку; объект проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях миграционного законодательства Российской Федерации, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки физического лица, руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала; подписи сотрудников, проводивших проверку.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Порядок оформления результатов проверки предусмотрен также частью 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, согласно которому акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В силу пункта 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Как установлено судом, Управление по результатам проверки составило акт от 14.10.2014 N 212 в отсутствие законного представителя Акционерного общества "Санаторий "Сакрополь". При этом указанный акт проверки в адрес заявителя почтовой корреспонденцией не направлялся. Доказательств направления акта по юридическому адресу общества, Управление в материалы дела не представило.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Аналогичный подход предусмотрен при рассмотрении арбитражными судами споров об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии грубых нарушений, допущенных административным органом при проведении внеплановой выездной проверки, что влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 22.1.1 Административного регламента от 30.04.2009 N 338/97 основанием для проведения плановой или внеплановой выездной проверки является, в частности, получение подразделением системы ФМС России информации, свидетельствующей о наличии признаков административных правонарушений в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) признаков нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере миграции.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и пункта 24 Административного регламента проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пункту 28 Административного регламента от 30.04.2009 N 338/97 должностными лицами системы ФМС России, уполномоченными на издание распоряжения о проведении проверки, являются начальники территориальных органов ФМС России и их заместители.
Должностными лицами системы ФМС России, уполномоченными на издание распоряжения о проведении проверки в отношении объектов проверки, указанных в пункте 4 Административного регламента от 30.04.2009 N 338/97 (за исключением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей), являются начальники территориальных органов ФМС России и их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов ФМС России, осуществляющих деятельность по линии иммиграционного контроля и внешней трудовой миграции, и их заместители.
Приказом Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым от 14.04.2014 N 8 утверждено Положение об отделе иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым, которое является структурным подразделением Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым.
Согласно предоставленной в материалы дела выписки из приказа начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым от 11.08.2015 N 91 л/с Васильев Олег Валентинович назначен временно исполняющим обязанности по должности государственной гражданской службы начальника ОИКиПНМ УФМС России по Республике Крым.
Следовательно, распоряжение врио начальника ОИКиПНМ УФМС России по Республике Крым N 212 от 14.10.2014 о проведении внеплановой выездной проверки по адресу: Республика Крым, г. Саки, ул. Курортная, д. 14, Отделом иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым издано в пределах полномочий врио начальника ОИКиПНМ УФМС России по Республике Крым.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что проверка Акционерного общества "Санаторий "Сакрополь" проведена на основании правомерного распоряжения.
Судебная коллегия считает, что главным основанием, повлекшим за собой признание незаконным и отмену постановления заместителя начальника отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым по делу об административном правонарушении N 1438/0000003 от 18.12.2014, является именно грубое нарушение требований при проведении внеплановой проверки, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановление по делу об административном правонарушении N 1438/0000003 датировано 18.12.2014, в то же время как рассмотрение дела об административном правонарушением назначено на 11 часов 10 минут 19.12.2014, что подтверждается определением о назначении места и времени рассмотрения дела N 0000003 от 19.12.2014, копия которого была получена представителем заявителя 19.12.2015 (л.д.40, т.3).
Вышеуказанные нарушения носят существенный и неустранимый характер, поскольку лишили Общество возможности воспользоваться своими процессуальными правами, установленными Законом, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление N 1438/0000003 от 18.12.2014 о привлечении общества к административной ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции установил все имеющие значения для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
В связи с чем, оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.03.2015 по делу N А83-84/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым и Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Горошко Н. П. |
Судьи |
Градова О. Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-84/2015
Истец: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "САНАТОРИЙ "САКРОПОЛЬ"
Ответчик: Отдел иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым, Управление Федеральной Миграционной Службы Россиии по Республике Крым