город Воронеж |
|
18 мая 2015 г. |
Дело N А36-6205/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Фауст": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.03.2015 по делу N А36-6205/2014 (судья Дегоева О.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фауст" (ОГРН 1024840825020, ИНН 4825004927) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 05-14/1171-4 от 17.10.2014 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фауст" (далее - ООО "Фауст", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу об изменении статьи привлечения к административной ответственности 15.13.КоАП РФ на ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающую освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Решением суда от 17.03.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения, который подтвержден материалами дела. Возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствует. Факт отсутствия негативных последствий не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения. Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению Федерального закона N 171-ФЗ.
В отзыве на жалобу Общество указывает, что в данном случае имеется возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, и кроме того, имело место нарушение процедуры привлечения к ответственности.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "Фауст" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии N 48РПА0010539 сроком действия с 18.08.2014 по 27.08.2015.
При включении данных в декларацию об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11 за 1 квартал 2014 года, Общество не отразило закупку алкогольной продукции у ООО "Пальмира" по ТТН N П0001578 от 19.03.2014 в объеме 1,80 дал.
В результате не отражения закупки алкогольной продукции в 1 квартале 2014 года Обществом были нарушены требования Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
По факту выявленного нарушения 07.10.2014 должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отсутствие представителя ООО "Фауст" был составлен протокол об административном правонарушении N 05-14/1171-2.
Определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушение было направлено в адрес Общества по почте, по электронной почте и в "личный кабинет" ООО "Фауст" на сайте info@cto.fsrar.ru и было получено Обществом 07.10.2014 (л.д. 112). Общество зарегистрировано "в личном кабинете" на сайте fsrar.ru и использовало его при подаче деклараций в Росалкогольрегулирование.
По материалам административного дела врио заместителя руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в пределах полномочий, установленных статьей 23.50 КоАП РФ, в отсутствие надлежащим образом извещенного Общества, 17.10.2014 вынес постановление по делу об административном правонарушении N 05-14/1171-4 о привлечении ООО "Фауст" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Указанное постановление было направлено административным органом в адрес заявителя посредством органа почтовой связи 05.11.2014, по электронной почте и в личный кабинет ООО "Фауст".
Считая вынесенное постановление незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения, вместе с тем возможно применение положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Статьей 15.13 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Из совокупного анализа положений статьи 2, пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N171-ФЗ) следует, что законодательно определена обязанность организации, осуществляющей производство и (или) оборот алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции, представлять в уполномоченный орган декларации по утвержденной форме в электронном виде или на бумажном носителе.
При этом, запрещается искажение декларации об объеме производства, оборота и (или) использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 15, 16 Правил, декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам) предоставляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.09.2010 N 52-н "Об утверждении Порядка представления в электронном виде декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представляются организациями в Росалкогольрегулирование в электронном виде в установленном формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью.
Формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 237 "О формате представления в электронной форме декларацией об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
В силу пункта 19 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 Правил декларации на бумажных носителях представляются организациями и индивидуальными предпринимателями в территориальные органы и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через своего представителя или направляются почтовым отправлением с описью вложения.
При отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Административным органом вменяется в вину Обществу неотражение в декларации по форме согласно приложению N 11 за 1 квартал 2014 сведений о закупке алкогольной продукции у ООО "Пальмира" по ТТН NП0001578 от 19.03.2014 в объеме 1,80 дал.
Данный факт подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки данного вывода.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер. Кроме того, пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, обстоятельства совершения правонарушения, приняв во внимание то, что допущенные нарушения не повлекли за собой никаких неблагоприятных последствий, не свидетельствуют о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих обязанностей, что Общество осознало и признало ошибочность и противоправность допущенного им бездействия, суд правомерно расценил правонарушение в качестве малозначительного.
Применяя положения статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из обстоятельств данного дела, из характера допущенных нарушений, суд правомерно посчитал, что в данном случае для достижения целей пресечения и профилактики административных правонарушений в рассматриваемой сфере правоотношений возможно не применять меру наказания.
Доказательств, подтверждающих наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям или причинения им вреда, возникновения вредных последствий, в том числе угрозы нормального функционирования государственных органов по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в материалы дела не представлено, существенных нарушений, в том числе посягающих на фискальные (экономические) интересы государства, жизнь и здоровье потребителей, не выявлено.
Убедительных доводов в опровержение такому выводу Управление не привело, доказательств обратного - не представило.
Обоснования того, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, и необходимость применения наказания заявитель апелляционной жалобы не представил.
Вывод суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом норм действующего законодательства и указанных постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Вследствие этого у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
В связи с изложенным, апелляционная коллегия, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, полагает необходимым согласиться с судом первой инстанции и расценить правонарушение в качестве малозначительного.
Вывод суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом норм действующего законодательства и постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Вследствие этого у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
Довод Общества о нарушении административным органом процедуры привлечения его к ответственности, а именно, ненадлежащее извещение, является несостоятельным и опровергается представленными в дело доказательствами.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, административным органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.03.2015 по делу N А36-6205/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.4 ст.288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6205/2014
Истец: ООО "Фауст"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу