г. Ессентуки |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А63-9610/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.02.2015 по делу N А63-9610/2014 (судья Л.В. Быкодорова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арго",( г. Ессентуки, ОГРН 1052600113830, ИНН 2626033609),
к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Ессентуки),
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (г. Москва),
о признании незаконным решения об отказе в переоформлении лицензии по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности,
об обязании устранить допущенные нарушения, переоформив лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности,
об обязании включить в государственный реестр объектов размещения отходов: полигон твердых бытовых отходов, расположенный в селе Марьины колодцы Минераловодского района Ставропольского края, полигон твердых бытовых отходов, расположенный в поселке Коммунар Предгорного района Ставропольского края,
третьи лица:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (г. Москва),
Кавказское управление Ростехнадзора по Ставропольскому краю (г. Пятигорск),
при участии в судебном заседании:
от Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу - Ярмолич Н.И. по доверенности N 24 от 19.01.2015, Лебеденко С.А. по доверенности N 50 от 21.04.2015,
от Федеральной службе по надзору в сфере природопользования - Ярмолич Н.И. по доверенности N АА-35/36 от 25.11.2014,
от ООО "Арго" - Акопджанов Д.Ю. по доверенности от 23.01.2014.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент), к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) о признании незаконным решения департамента об отказе в переоформлении лицензии по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, изложенного в письме от 15.08.2014 N 01-16/1181 и приказе от 15.08.2014 N 1756, приказ N 196, об обязании департамент устранить допущенные нарушения, переоформив обществу лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности; об обязании Росприроднадзора включить в государственный реестр объектов размещения отходов объекты, принадлежащие обществу: полигон твердых бытовых отходов, расположенный в селе Марьины колодцы Минераловодского района, полигон твердых бытовых отходов, расположенный в поселке Коммунар Предгорного района (требования уточненные в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), Кавказского управления Ростехнадзора по Ставропольскому краю (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.02.2015 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия и решения не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением, департамент и Росприроднадзор подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалоб апеллянты ссылаются на то, что земельные участки, на которых находятся полигоны относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения и не могут быть использованы обществом под размещение полигонов твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
В судебном заседании представители департамента и Росприроднадзора поддержали доводы апелляционных жалоб.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционных жалобах, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности от 04.09.2009 N ОП-35-001708 (26).
28.07.2014 общество направило в департамент письмо N 222, в котором указало, что для внесения сведений в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) направляет характеристики объектов размещения отходов, заполненные в соответствии с приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов".
01.08.2014 общество обратилось в департамент с заявлением N 229 о переоформлении лицензии в связи с истечением 04.09.2014 ее срока действия.
В связи с отказом обществу в переоформлении лицензии и включении полигонов в ГРОРО департамент, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", оформил приказ от 15.08.2014 N 1756 (в редакции приказа от 15.08.2014 N 1757).
Письмом от 15.08.2014 N 01-16/1181 департамент отказал обществу в переоформлении лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Данный отказ департамент мотивировал следующим: выявлено несоответствие лицензиата требованиям пункта 3 "е" Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255; объекты: полигон N 1 (Ставропольский край, Предгорный район) и полигон N 2 (Ставропольский край, Минераловодский район, в границах АКХ "Первомайский) расположены на территории районов, находящихся в составе особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды; объекты размещения отходов ООО "Арго" не включены в государственный реестр объектов размещения отходов (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.08.2014 N 479 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов").
Посчитав указанное решение департамента незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу ч. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно ч. 13 ст. 35 ГрК РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Таким образом, закон допускает размещение объектов размещения отходов потребления в пределах земельных участков, отнесенных к зонам специального назначения, к которым относится территория КМВ, при условии выделения указанных зон. Размещение в других территориальных зонах размещение недопустимо.
Частью 1 статьи 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрены основные принципы земельного законодательства, среди которых - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли делятся на категории по целевому назначению, при этом выделяются: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности, и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых природных территорий.
В силу части 2 статьи 7 ЗК РФ указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 87 ЗК РФ определено, что земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, что предполагает их использование в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статьями 40, 41, 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники, землевладельцы и арендаторы земельных участков вправе возводить на них жилые, производственные и иные здания в соответствии с целевым назначением земельного участка, его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических и иных правил.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 18 Закона о лицензировании установлено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 названной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 данной статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (часть 2 статьи 18 Закона).
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии (часть 3 статьи 18 Закона).
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Деятельность по сбору и использованию отходов исключена из видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Пункт 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ) вступил в действие с 25.06.2012.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, прекращают действие со дня вступления в силу данного Федерального закона, за исключением лицензий, предоставленных на виды деятельности, указанные в ч. 2 ст. 1 данного Федерального закона.
Часть 3 статьи 22 Закона о лицензировании (в редакции Федерального закона от 19.10.2011 N 283-ФЗ, действовавшей на момент подачи и рассмотрения заявления общества) предусматривает, что лицензии на указанные в части 1 статьи 12 Закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу данного Федерального закона, действуют бессрочно.
Отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в ч. 7 ст. 14 Закона о лицензировании (п. 19 ст. 18 Закона).
В части 7 статьи 14 Закона о лицензировании указано, что основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в п. 38 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Частью 2 статьи 19 Закона о лицензировании определено, что в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 Закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Порядок переоформления лицензии установлен ст. 18 Закона о лицензировании.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В силу части 9 статьи 18 Закона о лицензировании при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В соответствии с частью 16 статьи 18 Закона о лицензировании в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона.
На основании ч. 17 ст. 18 Закона о лицензировании переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном ст. 19 данного Закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Таким образом, исходя из данной нормы закона проведение проверки соответствия лицензиата установленным лицензионным требованиям проводится только в следующих случаях: при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии; при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполненных работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, то есть в случае, если в представленных документах содержатся новые сведения.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказские Минеральные Воды придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации в границах округа санитарной защиты курорта.
В соответствии с данным Указом, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 06.07.1992 N 462, которым утвердило Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе - Кавказские Минеральные Воды (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды (далее - КМВ) создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 и является федеральным курортом.
Пунктом 1 раздела 2 Положения установлено, что КМВ образованы в целях сохранения и воспроизводства уникальных природных лечебных факторов - минеральных вод и лечебных грязей, охраны земель, недр, ландшафта, горных выработок, пригодных для лечебного использования, воздушного бассейна, древесной и иной растительности, животного мира, памятников природы и культуры, источников водоснабжения и других водных объектов.
В пункте 4 раздела II Положения указано, что запрещается, устройство свалок и скотомогильников, а также полигонов для захоронения различных токсичных веществ.
Перечисленные нормы не содержат запрета на размещение на территории КМВ полигонов твердых бытовых отходов. Указанный запрет относится лишь к размещению полигонов для захоронения токсичных веществ.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла" в пункте 3.21 дает определение понятию "бытовые отходы" и понимает под этим отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения. В пункте 3.28 указанного ГОСТ раскрывается понятие "токсичные отходы", под которыми понимаются отходы, содержащие вещества, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут представить угрозу для человека в результате биоаккумулирования и (или) токсичного воздействия на биотические системы.
Нормы проектирования и строительства полигонов для захоронения токсичных веществ регулируются СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию", в котором определено, что данные нормы не распространяются на проектирование полигонов для ТБО.
Проектирование и строительство полигонов ТБО регулируется инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утверждена Минстроем Российской Федерации 02.11.1996, согласована Госкомом Санэпидконтроля Российской Федерации, письмо от 10.06.1996 N 01-8/17-11 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утверждена постановлением главного Госсанврача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 26 07.2001 N 2826).
Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - Порядок ведения ГРОРО).
Между тем Порядок ведения ГРОРО, установленный приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, не вступал в действие до 01.08.2014, поскольку согласно пункту 3 данного приказа он вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".
В свою очередь постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" утратило силу с 01.08.2014 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 72, утвердившего Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности и типовую форму паспорта отходов.
Пунктом 3 данного постановления признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".
Таким образом, с 01.08.2014 действует Порядок ведения ГРОРО, установленный приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.
Пунктом 18 Порядка ведения ГРОРО предусмотрено, что ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520) (далее - Правила).
В свою очередь Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (пункт 1 Правил).
В п. 19 Порядка ведения ГРОРО указано, что территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО: наименование объекта размещения отходов; назначение объекта размещения отходов ("хранение отходов" либо "захоронение отходов") с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО; местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта; сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации; сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая: наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
В соответствии с п. 20 Порядка ведения ГРОРО Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.
Согласно материалам дела, заявление о переоформлении лицензии обществом подано в связи с указанием в лицензии на истечение срока ее действия.
Недостоверная или искаженная информация в представленном обществом заявлении отсутствует, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На момент вступления в силу федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ и от 19.10.2011 N 283-ФЗ у общества имелась лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов 1-4 классов опасности, срок действия которой не истек.
Деятельность, указанная в действующей лицензии общества - сбор, использование и транспортировка отходов классов опасности, с принятием нового закона не подлежит лицензированию. Остальные виды деятельности, указанные в лицензии - обезвреживание и размещение отходов 1-4 классов опасности, не претерпели изменений, поэтому данная лицензия на момент подачи заявления и отказа действовала бессрочно.
Проверка общества проводилась департаментом в соответствии с приказом от 05.08.2014 N 1704.
Результаты проверки отражены департаментом в акте проверки от 14.08.2014 N 14-17-4/ВП/1.
Пунктом 8 упомянутого приказа установлены правовые основания проведения проверки, а именно: п. 2 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п. 3 ст. 12 Закона N 89-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, и размещению отходов 1-4 классов опасности", Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Положение о Департаменте Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.07.2013 N 448.
В качестве еще одного основания для проведения проверки общества департамент сослался на ч. 2 ст. 19, ст. 18 Закона о лицензировании.
Адрес осуществления деятельности общество не изменяло, изменения в перечень выполняемых работ не вносило (работы по сбору, использованию и транспортировке исключены из видов деятельности, подлежащих лицензированию; деятельность по размещению и обезвреживанию опасных отходов осталась неизменной в соответствии с прежней лицензией).
Общество обратилось в департамент с заявлением о переоформлении лицензии, в связи с окончанием срока действия прилагаемой лицензии.
Таким образом, перечисленных в ст. 18 Закона о лицензировании, случаев для проведения проверки, не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у департамента отсутствовали правовые основания для проведения проверки, в связи с чем отказ в переоформлении лицензии по тому основанию, что лицензиат не соответствует требованиям пункта 3 "е" Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255, является незаконным.
Более того, в материалах дела представлены доказательства соблюдения указанного пункта.
В соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.1.7.722-98 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.11.98 N 30 для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга, включающий контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996 проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с уполномоченными на это органами.
Порядок осуществления обществом экологического мониторинга в рамках производственного контроля согласован Департаментом Росприроднадзора по СКФО от 26.06.2014 исх. N 11-07/3048.
В рамках экологического мониторинга обществом проводится лабораторные химические исследования подземных грунтовых вод, химический анализ почвы, анализ атмосферного воздуха на содержание вредных веществ в районе полигонов ТБО, на границе пятисотметровой санитарно-защитной зоны и в пределах границы указанной санитарно-защитной зоны.
Из представленных в материалы дела договоров N 140-0321-14-эл от 01.08.2014, N ААВО-5/992 от 30.07.2014, N 140-0328-14-эл видно, что обществом проведены исследования по показателям загрязняющих веществ. В подтверждение проведения исследований обществом представлены протоколы исследований (испытаний) почвы (грунта) N 121-1-1 от 14.08.2014 г. полигона ТБО N 2 по району Минеральные Воды за третий квартал 2014; протокол исследований (испытаний) N 121-1-1 от 14.08.2014 ливневых (сточных) вод полигона ТБО N 1 г. Ессентуки за третий квартал 2014; протокол исследований (испытаний) N 121-1-1 от 14.08.2014 ливневых (сточных) вод полигона ТБО N 2 г. Минеральные Воды за третий квартал 2014 года; протоколы испытаний по определению содержания загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу с объектов хозяйственной деятельности и в воздухе на границе санитарно-защитной зоны промпредприятия в рамках производственного контроля на полигонах ТБО N 1 по району Ессентуки, и N 2 по району Минеральные Воды за третий квартал 2014 года.
Факт проведения экологического мониторинга в полном объеме и направление копий протоколов испытаний за третий квартал 2014 года с заявлением от 19.08.2014 исх. N 247 представителями департамента и Роспотребнадзора не оспаривается.
Обществом проводится мониторинг по всем показателям выбросов загрязняющих веществ, в связи с чем на момент рассмотрения дела отсутствует такое основание для отказа в переоформлении лицензии как невыполнение лицензионных требований в части проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Довод апелляционной жалобы о том, что полигон N 1 и полигон N 2 расположены на территории районов, находящихся в составе особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ, в связи, с чем им отказано в переоформлении лицензии, подлежит отклонению в связи со следующим.
Нормы Положения об особо охраняемом эколого-курортном регионе - КМВ содержат запрет на размещение полигонов для захоронения токсичных веществ на территории КМВ, но не содержат запрета на размещение полигонов ТБО.
Из представленных в материалы дела акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 11.06.2002, кадастровых выписок от 02.12.2009 N 26/202/09-1524, от 21.09.2012 N 26/501/12-248685, акта рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 27.03.2002 N 75-р следует, что имеющиеся у общества полигоны N 1 (Ставропольский край, Предгорный район) и N 2 (Ставропольский край, Минераловодский район, в границах АКХ "Первомайский) предназначены для размещения ТБО.
Доказательств отнесения полигонов к полигонам по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов департаментом не представлено, равно как и не представлено доказательств фактического захоронения обществом токсичных отходов.
Закон N 89-ФЗ предусматривает запрет не на любую деятельность по обращению с отходами в границах курортных зон, а лишь на захоронение отходов.
Основные понятия, используемые в законодательстве об отходах производства и потребления, определены в статье 1 Закона N 89-ФЗ.
Обращение с отходами включает в себя деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Лицензированию, в соответствии с Законом о лицензировании, подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Таким образом, хранение и захоронение отходов - самостоятельные способы размещения отходов, а запрет, установленный Законом N 89-ФЗ, распространяется только на такой способ размещения отходов, как захоронение.
Заявление общества о переоформлении лицензии, не содержит сведений о таком виде работ, как захоронение отходов.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, департаментом в материалы дела не представлено.
Из содержания акта проверки от 14.08.2014 N 14-1704/ВП/1 также не следует, что общество занимается именно захоронением отходов.
Общество 28.07.2014 направило в департамент заявление N 222 для внесения сведений в ГРОРО с приложением характеристики объектов размещения отходов, заполненных в соответствии с Правилами. Данные характеристики содержат все необходимые реквизиты, установленные Правилами, в том числе сведения об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду. Исследуемые полигоны общества соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, что подтверждается соответствующими заключениям (санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК N 26.01.08.000.М.000797.07.09 от 24.07.09 г. и N 26.01.08.000.М.000798.07.09 от 24.07.2009).
Согласно письму управления от 17.03.2010 N 04/2053 в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов, эксплуатируемые обществом на территории Минераловодского и Предгорного районов, внесены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых паспортов земельных участков видно, что земельные участки, на которых находятся полигоны ТБО в Предгорном и Минераловодском районах, расположены на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности, и землях иного специального назначения, составляющих самостоятельную категорию земель, что соответствует разрешенному использованию данных земельных участков и не препятствует включению данных объектов размещения отходов в ГРОРО.
Более того, полигон ТБО г. Минеральные воды расположен за пределами территории округа санитарной охраны курорта, вне границ особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ.
Из заключения экспертной комиссии отдела экологической экспертизы Ставропольского краевого комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов по ТЭО "г. Минеральные Воды. Полигон ТБО" от 30.10.1995 видно, что район размещения полигона расположен за пределами территории округа санитарной охраны курортов КМВ, вне границ особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ. Аналогичная информация содержится в акте от 26.04.2001 проверки природоохранной деятельности, проведенной комитетом природных ресурсов Ставропольского края, заключении государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Росприроднадзора по Ставропольскому краю от 27.12.2011 N 1382 по проектной документации мусоросортировочной станции на полигоне ТБО в Минераловодском районе.
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства в материалы дела не представлены.
Довод апеллянтов об отсутствии у общества объектов размещения отходов в Минераловодском районе и Предгорном районе Ставропольского края подлежат отклонению в связи со следующим.
В подтверждение наличия объектов размещения отходов и их принадлежности обществу, заявителем в материалы дела представлены: акт от 11.06.02 государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта. Государственная приемочная комиссия создана на основании распоряжения главы Минераловодской государственной администрации от 27.03.02 N 75 в составе лиц, перечисленных в акте. Предметом приемки является первый пусковой комплекс (первая очередь) полигона ТБО Минераловодского района. Вывод комиссии - предъявленный к приемке пусковой комплекс полигона ТБО принять в эксплуатацию; постановление главы Минераловодской территориальной государственной администрации N 204 от 27.06.02 об утверждении акта государственной приемочной комиссии от 11.06.02; заключение от 30.10.1995 экспертной комиссии отдела экологической экспертизы проектной документации полигона ТБО Минераловодского района; акт проверки природоохранной деятельности от 26.04.01 комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю. Предметом проверки являлся ход строительства полигона ТБО в Минераловодском районе; положительное заключение от 27.08.04 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование лицензирования деятельности ООО "Арго" в части утилизации, складирования, перемещения, размещении, захоронения, уничтожения промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных)". В данном заключении нашли отражение следующие обстоятельства. Наличие полигона ТБО в Предгорном районе на 9 км. Боргустанского шоссе. Полигон построен по проекту ГПИ "Гипрокоммунстрой", разработанному в 1989 году, получившему положительное заключение экологической экспертизы комитета по охране окружающей среды СК от 24.04.90 N 654, введен в эксплуатацию на основании акта комиссии о приемке законченного строительством объекта в 1995 году. Полигон ТБО в Минераловодском районе построен по проекту НИИ "Оргстройпроект", получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 31.10.95 N 1542, введен в эксплуатацию 11.06.02. Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от 24.07.09 г. Роспортебнадзора по СК о соответствии полигона ТБО Минераловодского р-на требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил; разрешение от 13.03.12 администрации Первомайского сельсовета на строительство первого этапа объекта "Мусоросортировочная станция, объекты переработки отходов на полигоне ТБО в минераловодском р-не" - склад; разрешение от 13.03.12 администрации Первомайского сельсовета на строительство первого этапа объекта "Мусоросортировочная станция, объекты переработки отходов на полигоне ТБО в минераловодском районе" - административно-бытовой корпус; разрешение администрации Первомайского сельсовета от 09.08.12 на ввод в эксплуатацию склада; разрешение администрации Первомайского сельсовета от 09.08.12 г. на ввод в эксплуатацию административно-бытового корпуса указанного объекта; положительное заключение государственной экологической экспертизы проведенной Росприроднадзором по СК от 27.12.11 по материалам проектной документации "Мусоросортировочная станция, объекты переработки отходов на полигоне ТБО в Минераловодском районе"; разрешение N Ru 26516310-3 на строительство склада - 1 этапа строительства объекта "Мусоросортировочная станция, объекты переработки отходов на полигоне ТБО в Минераловодском районе"; разрешение N Ru 26516310-4 на строительство административно-бытового корпуса - 1 этапа строительства объекта "Мусоросортировочная станция, объекты переработки отходов на полигоне ТБО в Минераловодском районе"; постановление главы администрации г. Ессентуки N 111 от 07.02.1996 о вводе в эксплуатацию 1 очереди полигона ТБО в Предгорном районе; положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от 24.07.2009 Роспортебнадзора по СК о соответствии полигона ТБО Предгорного р-на требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил; положительное заключение государственной экологической экспертизы проведенной Росприроднадзором по Ставропольскому краю от 24.02.11 по материалам проектной документации "Мусоросортировочная станция, объекты переработки отходов на полигоне ТБО в Предгорном районе"; свидетельства о праве собственности на объекты, расположенные на территории полигона.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для отказа в переоформлении лицензии у департамента отсутствовали.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянты в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.02.2015 по делу N А63-9610/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9610/2014
Истец: ООО "Арго"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по СКО
Третье лицо: Кавказское управление Ростехнадзора по СК, Кавказское управление Ростехнадзора по Ставропольскому краю, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), ФС Ростехнадзора, Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1227/15
31.08.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5872/15
19.05.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1227/15
30.01.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-9610/14