г. Самара |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А65-26819/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" - Хайруллина А.В. (доверенность от 05.03.2015),
представитель Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель открытого акционерного общества "Квартал Б" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Казанской городской Думы - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель закрытого акционерного общества "Файнейшнл Партнерс" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "УнистройДом" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель прокуратуры города Казани - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2015 года в помещении суда апелляционные жалобы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "УнистройДом", Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2015 года по делу N А65-26819/2013 (судья Кочемасова Л.А.),
по заявлениям: Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (ОГРН 11011690053783, ИНН 1655200524), г.Казань,
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г.Казань,
открытого акционерного общества "Квартал Б" (ОГРН 1051622057520, ИНН 1655095005), г. Казань,
Казанская городская Дума, г.Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
закрытого акционерного общества "Файнейшнл Партнерс" (ОГРН 1057748376190, ИНН 7722557234), г.Казань,
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "УнистройДом" (ОГРН 1111690043904, ИНН 1660155203), г.Казань,
прокуратура города Казани, г.Казань,
о признании недействительными решения УФАС по Республики Татарстан от 21.10.2013 по делу N 06-15/2013, предписаний N N 1, 2, 3, 4, 5 по делу N 06-15/2013,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - заявитель 1, Комитет земельных и имущественных отношений), общество с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (далее - заявитель 2, ООО "ТехноСтрой"), Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - заявитель 3, Исполнительный комитет), открытое акционерное общество "Квартал Б" (далее - заявитель 4, ОАО "Квартал Б"), Казанская городская Дума обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС по Республике Татарстан) о признании недействительными Решения УФАС по РТ от 21.10.2013 по делу N 06-15/2013, предписаний N N 1, 2, 3, 4, 5 по делу N 06-15/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2014 по делу N А65-26819/2013 требования заявителей удовлетворены (т.7 л.д.234-244).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного суда от 27.06.2014 по делу N А65-26819/2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения (т.10 л.д.54-60).
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2014 по делу N А65-26819/2013 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены за исключением признания недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21.10.2013 по делу N 06-15/2013 в отношении Казанской городской Думы и предписания N 5.
В остальной части требования заявителей направлены на новое рассмотрение в суде первой инстанции (т.10 л.д.101-108).
В своем постановлении суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду необходимо дать оценку всем доводам антимонопольного органа, принимая во внимание указания кассационной инстанции, с учетом установленных обстоятельств дела вынести обоснованное решение.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Республики Татарстан рассмотрел дело в полном объеме за исключением требований Казанской городской Думы.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2015 по делу N А65-26819/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд прекратил производство по делу в части требований открытого акционерного общества "Квартал Б" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан. (т.12 л.д.24-31).
В апелляционных жалобах Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, общества с ограниченной ответственностью "Технострой", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "УнистройДом", заявители просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.12 л.д. 45-48, л.д.75-78, л.д.125-127, т.13 л.д.3-6).
Антимонопольный орган апелляционные жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на них (т.13 л.д.27-40).
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 рассмотрение апелляционных жалоб отложено (т.13 л.д.84-85).
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в присутствии представителя ООО "ТехноСтрой", в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "ТехноСтрой" поддержал свою апелляционную жалобу и апелляционные жалобы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "УнистройДом", Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани".
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на них и в выступлении представителя ООО "ТехноСтрой", суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления ФАС по Республике Татарстан поступило обращение Прокуратуры г. Казани на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань", Комитета имущественных и земельных отношений исполнительного комитета муниципального образования "город Казань", ОАО "Квартал Б" в части осуществления согласованных действий по ограничению, устранению конкуренции при отчуждении муниципального имущества.
Антимонопольный орган, усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом от 16.01.2013 N 02/24-к возбудил дело N 06-15/2013 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования "город Казань" (420014, РТ, г. Казань, ул. Кремлевская, д.1), Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" (420014, РТ, г. Казань, ул. Баумана, д.52/7), ОАО "Квартал Б" (420107, РТ, г. Казань, ул. Петербургская, д.70/18) и ООО "ТехноСтрой" (420107, г. Казань, ул. Островского, д.57Б) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении согласованных действий при отчуждении муниципального имущества в обход действующего законодательства определенному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела N 06-15/2013 о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом 21.10.2013 принято решение, которым:
- МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в бездействии по осуществлению надлежащего контроля за ходом реализации имущества, вносимого в уставной капитал ОАО "Квартал Б";
- Исполнительный комитет муниципального образования "город Казань" признан нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в осуществлении согласованных действий с МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань", ОАО "Квартал Б" и ООО "ТехноСтрой" при отчуждении муниципального имущества в обход действующего законодательства определенному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" признан нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в осуществлении согласованных действий с Исполнительным комитетом муниципального образования "город Казань", ОАО "Квартал Б" и ООО "ТехноСтрой" при отчуждении муниципального имущества в обход действующего законодательства определенному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- ОАО "Квартал Б" признан нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в осуществлении согласованных действий с Исполнительным комитетом муниципального образования "город Казань", МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" и ООО "ТехноСтрой" при отчуждении муниципального имущества в обход действующего законодательства определенному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- ООО "ТехноСтрой" признан нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в осуществлении согласованных действий с Исполнительным комитетом муниципального образования "город Казань", МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" и ОАО "Квартал Б" при отчуждении муниципального имущества в обход действующего законодательства определенному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (т.1 л.д.11-29).
На основании решения антимонопольным органом от 21.10.2013 всем участникам выданы предписания N 1, N 2, N 3, N4.
Предписание N 1 выдано в адрес МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" о прекращении нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно указано совершить действия, направленные на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, в том числе:
- не позднее 10 дней с момента получения настоящего Предписания предоставить в Татарстанское УФАС России информацию обо всем оставшемся и реализованном имуществе по состоянию на 09.09.2013, внесенном в уставной капитал ОАО "Квартал Б" в рамках Прогнозного плана приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2011 год и перспективу до 2013 года, с приложением соответствующих документов;
- не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) вернуть в муниципальную собственность всё нереализованное недвижимое имущество, переданное ОАО "Квартал Б" в качестве оплаты акций, в рамках Прогнозного плана приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2011 год и перспективу до 2013 года.
Предписание N 2 выдано в адрес Исполнительного комитета муниципального образования города Казани с указанием совершить следующие действия:
- не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно совершить действия, направленные на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, в том числе:
- отменить Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 24.05.2012 N 3312 "О дополнительном недвижимом имуществе, вносимом в уставный капитал ОАО "Квартал Б";
- вернуть в муниципальную собственность недвижимое имущество, переданное ОАО "Квартал Б" во исполнение указанного Постановления.
Предписание N 3 выдано в адрес ОАО "Квартал Б" с указанием совершить следующие действия:
- не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно совершить действия, направленные на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, в том числе:
- расторгнуть договор купли-продажи от 29.11.2012 N 15 между ОАО "Квартал Б" и ООО "ТехноСтрой";
- вернуть переданное по договору недвижимое имущество: а именно административное здание л. А, одноэтажное площадью 71,9 кв.м., здание (склад) л. Б, одноэтажное общей площадью 733,4 кв.м., земельный участок общей площадью 43395 кв.м. в муниципальную собственность.
Предписание N 4 выдано в адрес ООО "ТехноСтрой" с указанием совершить следующие действия:
- не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно совершить действия, направленные на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, в том числе:
- расторгнуть договор купли-продажи от 29.11.2012 N 15 между ОАО "Квартал Б" и ООО "ТехноСтрой";
- вернуть переданное по договору недвижимое имущество: а именно, административное здание л.А, одноэтажное площадью 71,9 кв.м., здание (склад) л. Б, одноэтажное общей площадью 733,4 кв.м., земельный участок общей площадью 43395 кв.м. ОАО "Квартал Б".
Основанием для вынесения оспариваемых ненормативных актов послужил вывод антимонопольного органа об осуществлении хозяйствующими субъектами согласованных действий, направленных на отчуждение в пользу ООО "Технострой" муниципального имущества, внесенного в уставной капитал ОАО "Квартал Б", а также бездействие со стороны уполномоченных органов по осуществлению надлежащего контроля за ходом реализации имущества.
По мнению антимонопольного органа ООО "Технострой" получило возможность использования земельного участка общей площадью 43395 кв.м., расположенного по ул. Кул Гали д.34 г. Казани для жилищного строительства, при этом за органами местного самоуправления закреплена обязанность реализовывать земельные участки или права на земельные участки для жилищного строительства исключительно на аукционах.
Не согласившись с принятым решением от 21.10.2013 по делу N 06-15/2013 и вынесенными предписаниями N 1, N 2, N 3, N 4, заявители оспорили их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Из материалов дела видно, что факт ликвидации ОАО "Квартал Б" подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по состоянию на 18.11.2014. Запись о ликвидации ОАО "Квартал Б" внесена в ЕГРЮЛ 18.06.2014.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
В силу вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в части требований ОАО "Квартал Б" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Под приватизацией муниципального имущества, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества) понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии с указанным законом приватизация муниципального имущества, порядок ее планирования, принятие решений об условиях приватизации осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе.
Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Статьей 40 Устава муниципального образования города Казани к полномочиям Исполнительного комитета в сфере управления муниципальной собственностью отнесены вопросы разработки проектов нормативных актов Казанской городской Думы по вопросам приватизации и использования муниципального имущества, осуществление приватизации муниципального имущества в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются решениями Казанской городской Думы в соответствии с федеральными законами (статья 67 Устава).
Решением Казанской городской Думы от 10.03.2010 N 7-48 "О порядке приватизации муниципального имущества г. Казани" утверждено Положение о порядке приватизации муниципального имущества г. Казани.
Одной из основных целей приватизации муниципального имущества является увеличение доходов городского бюджета на основе эффективного управления муниципальным имуществом, а также оптимизация структуры собственности в целях обеспечения экономического роста, развития рынка земли и иной недвижимости, достижения рентабельной и устойчивой работы предприятий.
С целью обеспечения выполнения задач приватизации муниципального имущества Казанской городской Думой принято решение от 06.12.2010 N 9-2 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г.Казани на 2011 год и перспективу до 2013 года", в соответствии с которым недвижимое имущество, расположенное по ул. Кул Гали д.34 г. Казани (в тексте решения указано в позиции 179 как здание с земельным участком площадью 805,3 кв.м., площадь земельного участка не указана), а именно административное здание л. А, одноэтажное площадью 71,9 кв.м., здание (склад) л. Б, одноэтажное общей площадью 733,4 кв.м. с земельным участком общей площадью 43395 кв.м., включено в прогнозный план (программу) приватизации муниципальной собственности г.Казани.
Целями данного прогнозного плана (программы) приватизации муниципальной собственности определены, в том числе, повышение эффективного управления муниципальным имуществом и пополнение доходной части бюджета муниципального образования города Казани.
Пунктом 2 решения Казанской городской Думы от 25.02.2012 N 9-12 о внесении изменений в Решение Казанской городской Думы "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2011 год и перспективу до 2013 года" рекомендовано Исполнительному комитету муниципального образования "город Казань" рассмотреть вопрос о внесении муниципального имущества в уставные капиталы ОАО "Плазма-Мед" и ОАО "Квартал Б" в порядке оплаты дополнительных размещаемых акций.
При этом целями предоставления муниципального имущества определено улучшение архитектурного облика и сохранение исторической части объектов культурного наследия г. Казани.
Во исполнение указанного положения, Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" от 24.05.2012 N 3312 "О дополнительном недвижимом имуществе, вносимом в уставный капитал ОАО "Квартал Б", Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" указано внести в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Квартал Б" дополнительное недвижимое имущество, в том числе, недвижимое имущество, расположенное по ул. Кул Гали д.34 г. Казани, а именно, административное здание л. А, одноэтажное площадью 71,9 кв.м., здание (склад) л. Б, одноэтажное общей площадью 733,4 кв.м. с земельным участком общей площадью 43395 кв.м.
08.06.2012 издан приказ Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" N 511 "Об увеличении уставного капитала ОАО "Квартал Б", в котором Комитет земельных и имущественных отношений является владельцем 712 020 штук обыкновенных именных акций ОАО "Квартал Б" номинальной стоимостью 1000 руб. каждая, что составляет 100% от величины уставного капитала ОАО "Квартал Б".
Данным приказом предусмотрено увеличение уставного капитала ОАО "Квартал Б", путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Квартал Б", в количестве 399 000 штук номинальной стоимостью 1000 руб. каждая акция и внесение в уставный капитал ОАО "Квартал Б" недвижимого имущества в качестве оплаты дополнительного выпуска акций, приобретаемого муниципальным образованием города Казани в лице Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань".
В этот же день, то есть 08.06.2012, проведено заседание Совета Директоров ОАО "Квартал Б" и утверждено решение о дополнительном выпуске ценных бумаг ОАО "Квартал Б" - обыкновенных бездокументарных акций ОАО "Квартал Б" в количестве 399 000 штук номинальной стоимостью 1000 руб. каждая.
Государственная регистрация дополнительного выпуска акций осуществлена Приказом РО ФСФР России в ВКР от 06.07.2012 N 11-12-321/пз.
В рамках указанных действий по приватизации муниципального имущества 17.07.2012 между ОАО "Квартал Б" и Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" подписан акт приема-передачи здания (сооружения), согласно которого в ОАО "Квартал Б" передано недвижимое имущество, расположенное по ул. Кул Гали д.34 г. Казани:
- административное здание л. А, одноэтажное площадью 71,9 кв.м.;
- здание (склад) л. Б, одноэтажное общей площадью 733,4 кв.м.;
- земельный участок общей площадью 43395 кв.м.
Рыночная стоимость указанного имущества оценена в 107 168 000 руб.
Право собственности на указанное имущество зарегистрировано ОАО "Квартал Б" 13.08.2012, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации N N ф 16-АК 771295, 16-АК 771296, 16-АК 771294.
Таким образом, спорное имущество, в том числе, земельный участок площадью 43395 кв.м. передан в оплату акций ОАО "Квартал Б", но с целью улучшения архитектурного облика и сохранение исторической части объектов культурного наследия г. Казани.
Как следует из представленных в материалы дела документов, 14.06.2012, то есть до передачи имущества в оплату акций и регистрации прав собственности на него, между ОАО "Квартал Б" (продавец) и ООО "Технострой" (покупатель) заключен предварительный договор купли-продажи указанного выше недвижимого имущества.
Стоимость имущества определена в размере 175 000 000 руб., с учетом стоимости земельного участка общей площадью 43395 кв.м. в сумме 173 098 000 руб.
Учитывая, что стоимость зданий значительно меньше стоимости земельного участка, фактически, основной целью заключения договора купли-продажи ООО "Технострой" было приобретение земельного участка общей площадью 43395 кв.м.
Данный факт подтверждается тем, что в соответствии с данным договором, продавец обязуется приобрести в свою собственность данное имущество, изменить градостроительную зону земельного участка на зону "Д2" - "зона обслуживания населения" с разрешенным использованием согласно Градостроительному Уставу г. Казани, то есть для дальнейшего использования участка под строительство жилья.
Суд первой инстанции правильно указал, что заявители не опровергли выводы антимонопольного органа о целях приобретения ООО "Технострой" спорного земельного участка.
Заключение предварительного договора не противоречит закону, однако в условиях приватизации муниципального имущества должны быть соблюдены требования законодательства, обеспечивающие право заинтересованных лиц на его приобретение.
Позднее по предложению ОАО "Квартал Б" в соответствии с постановлением Мэра города Казани, 11.02.2013 были проведены публичные слушания по проекту решения Казанской городской Думы "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки на территории по ул. Кул Гали, подготовленному по предложению ОАО "Квартал Б"" для жилого комплекса.
В соответствии с картой зон градостроительных регламентов, земельный участок общей площадью 43395 кв.м., расположенный по ул. Кул Гали д.34 г. Казани, находился в коммунально-складской зоне, в целях строительства жилого комплекса необходимо было внесение изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки.
Решением Казанской городской Думы от 16.05.2013 N 11-22 "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки на территории по ул. Кул Гали" в отношении земельного участка общей площадью 43395 кв.м., расположенного по ул. Кул Гали д.34 г. Казани изменено разрешенное использование на зону обслуживания населения, в рамках которой возможно строительство жилого комплекса.
Таким образом, ООО "Технострой" получило возможность использования земельного участка общей площадью 43395 кв.м., расположенного по ул. Кул Гали д.34 г. Казани для жилищного строительства.
Изначально заключение 14.06.2012 предварительного договора купли-продажи между ОАО "Квартал Б" (продавец) и ООО "Технострой" (покупатель) свидетельствует об отсутствии намерения со стороны ОАО "Квартал Б" использовать вышеназванное муниципальное имущество, для целей указанных при передаче МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Суд первой инстанции правильно указал, что имеющимися в деле документами подтверждается и не отрицается заявителями, что на момент продажи недвижимое имущество не являлось муниципальной собственностью г. Казани, денежные средства от продажи имущества ОАО "Квартал Б" в пользу ООО "ТехноСтрой" в бюджет муниципального образования г. Казани не перечислялись. Дивиденды ОАО "Квартал Б" в пользу Комитета не начислялись и не выплачивались.
Таким образом, были нарушены основы Закона о приватизации, устанавливающие принцип возмездности реализации муниципального имущества, который определяет цели и основное назначение приватизации.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что бюджет муниципального образования не дополучил доходы от реализации муниципальной собственности, а именно административного здания л. А, одноэтажного площадью 71,9 кв.м., здания (склад) л. Б, одноэтажного общей площадью 733,4 кв.м. с земельным участком общей площадью 43395 кв.м., в соответствии с "Прогнозным планом (программой) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2011 год и перспективу до 2013 года".
Земельный участок для жилищного строительства, минуя процедуру аукционов, оказался выведен из муниципальной собственности под предлогами улучшения архитектурного облика и сохранения исторической части объектов культурного наследия г. Казани.
Передача муниципального имущества ОАО "Квартал Б", с его последующей реализацией, минуя процедуры установленные законом, которые гарантируют прозрачность и открытость, фактически исключила возможность организации торгов и способствовала ограничению конкуренции.
Заключение договоров купли-продажи имущества ОАО "Квартал Б" без проведения торгов, позволяет исполнительному комитету, Комитету земельных и имущественных отношений, внося муниципальное имущество в уставной капитал ОАО "Квартал Б", не информировать заинтересованных лиц о намерении совершить такую сделку и самим определять потенциальных покупателей, что может создавать последним преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в части доступа к информации в приоритетном порядке.
Передача недвижимого имущества, расположенного по ул. Кул Гали д.34 г. Казани, а именно административного здания л. А, одноэтажного площадью 71,9 кв.м., здания (склад) л. Б, одноэтажного общей площадью 733,4 кв.м. с земельным участком общей площадью 43395 кв.м, составляющим подавляющую часть стоимости переданного имущества, явно не соответствует целям приватизации, во исполнение которых принято Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" от 24.05.2012 N 3312 "О дополнительном недвижимом имуществе, вносимом в уставный капитал ОАО "Квартал Б".
Суд первой инстанции правомерно признал обоснованным довод антимонопольного органа о том, что совершение последовательных согласованных действий Исполнительным комитетом, Комитетом земельных и имущественных отношений, ОАО "Квартал Б", ООО "Технострой" привело к тому, что формально соблюдая процедуру приватизации, ООО "Технострой" получило в собственность земельный участок для жилищного строительства, минуя процедуру аукционов, были созданы условия для устранения конкуренции.
Комитет земельных и имущественных отношений являлся единственным акционером ОАО "Квартал Б", и имел право участвовать в управлении делами Общества, принимать участие в распределении прибыли, получать долю прибыли (дивиденды).
Как следует из материалов дела и не опровергнуто Комитетом земельных и имущественных отношений, дивиденды ОАО "Квартал Б" в пользу МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" за весь период деятельности не начислялись и не выплачивались.
ОАО "Квартал Б", как самостоятельная коммерческая организация, получило возможность распоряжаться имуществом по своему усмотрению и для реализации своих целей хозяйственной деятельности.
Данный факт не может не влиять на условия здоровой конкуренции на товарном рынке недвижимого имущества города Казани, по тем причинам, что реализация муниципального имущества должна преследовать цели получения доходных средств в местный бюджет и строиться на основах открытости и публичности процедур.
Суд первой инстанции правильно указал, что Комитетом земельных и имущественных отношений не было предпринято никаких действий по осуществлению надлежащего контроля за ходом реализации имущества, вносимого в уставной капитал ОАО "Квартал Б", не предпринято действий, направленных на поступление денежных средств как от реализации муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении Президиума от 29.11.2011 N 8799/11 указал, что в силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в бездействии по осуществлению надлежащего контроля за ходом реализации имущества, вносимого в уставной капитал ОАО "Квартал Б", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что антимонопольным органом обоснованно Исполнительный комитет, Комитет земельных и имущественных отношений, ОАО "Квартал Б", ООО "Технострой" признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, а МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" также часть 1 статьи 15 указанного Федерального закона.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отсутствуют основания для признания незаконными решения антимонопольного органа от 21.10.2013 по делу N 06-15/2013, а также вынесенных предписаний N 1, 2, 4.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителей о том, что на сегодняшний день предписания антимонопольного органа являются неисполнимыми, поэтому подлежат признанию незаконными.
Поскольку на день принятия предписаний, то есть на 21.10.2013, они могли быть исполнены. Вопрос о возможности исполнения предписаний может быть разрешен в судебном порядке в рамках другого спора.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2015 года по делу N А65-26819/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "УнистройДом", Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26819/2013
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Казанская городская Дума, ОАО "Квартал Б", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, ООО "ТехноСтрой", Открытае акционерное общество "Квартал Б", Прокуратура города Казани
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27182/15
19.05.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2959/15
22.01.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26819/13
20.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14873/13
27.06.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7546/14
24.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11587/13
31.03.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1195/14
31.03.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2111/14
25.03.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26819/13