г. Ессентуки |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А63-14508/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.02.2015 по делу N А63-14508/2014 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Ставрополь, ОГРН 1042600283175),
к обществу с ограниченной ответственностью "Ставрополь ТВ" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601224030),
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Ставрополь ТВ" - Ковалева Е.С. по доверенности N 61/д от 28.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ставрополь ТВ" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.02.2015 в удовлетворении заявленных требовании отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество, не имея фактической возможности совершения действий по изменению территории распространения телеканала, не может быть виновным в совершении вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с решением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что вина общества заключается в действиях по распространению СМИ на территории, не указанной в лицензии на вещание. Выводы суда не основаны на правильном применении норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания не явилось, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что общество имеет лицензию серии ТВ N 24339 от 27.09.2013 на осуществление телевизионного вещания телеканала сроком действия до 17.03.2015 с правом осуществления вещания средства массовой информации "РЕН Ставрополь" с территорией вещания согласно приложению 2 к лицензии г. Ставрополь.
09.01.2014 обществом с ФГУП "РТРС" заключен договор N 1/14 на предоставление услуг связи по эфирной трансляции телевизионных программ, дополнительное соглашение N 1 от 09.01.2014, согласно условиям которого ФГУП "РТРС" предоставляет обществу услуги связи по эфирной трансляции телеканала "РЕН Ставрополь" совместно с телеканалом "Телеканал REN-TV" (пункт 1.1 договора) на оборудовании, предусмотренном договором.
Согласно пункту 1.2 договора общество осуществляет вещание телепрограммы в соответствии с лицензией ТВ N 24339 от 27.09.2013.
Согласно пункту 1.4 договора общество обязуется предоставить ФГУП "РТРС" в аренду оборудование, перечень которого указан в Приложении N 1, а ФГУП "РТРС" обязуется вернуть это же оборудование в порядки и в сроки, установленные договором.
По акту приема-передачи, являющемуся неотъемлемой частью договора от 09.01.2014 N 1/14 (Приложение N 1 к договору) общество передало, а ФГУП "РТРС" приняло оборудование, в том числе телевизионный передатчик ТВП Полярис - 5000 мощностью 5 кВт.
04.12.2014 управлением в результате внепланового мероприятия по измерению параметров телевизионного вещания на предмет проверки соблюдения лицензионных условий о территории вещания обществом установлено, что обществом осуществляется вещание телеканала "РЕН Ставрополь" определенного лицензией ТВ N 24339 от 27.09.2013, в городе Армавир Краснодарского края при наличии ограничения территории вещания лицензией г. Ставрополем Ставропольского края.
23.12.2014 главным специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций управления Присяжнюк Е.А. при участии генерального директора общества Соколовой Л.Н. составлен протокол об административном правонарушении N 901.
Усмотрев в действиях (бездействии) общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, управление обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии вины общества.
По правилам части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует, из части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются наличие события, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 2124-1 лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом.
В соответствии со статьей 29 Федерального Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1359 "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации" утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 15 которого лицензиат несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за осуществление деятельности в строгом соответствии с лицензией.
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025 "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания" предусмотрено, что при телевизионном вещании выполняется следующий вид работ: телевизионное вещание телеканала, наименование которого указано в лицензии. Вещателем является пользователь услуг связи для целей телерадиовещания, с которым заключен договор и который составляет телепрограммы для их приема неопределенным кругом лиц (постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 785 "Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания" (далее - Правила N 785). Оказание услуги связи предполагает прием сигналов программ телевизионного вещания от вещателей и трансляция сигналов программ в эфире (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечень лицензионных условий" (далее - Перечень N 87).
В соответствии с пунктом 7 Перечня N 87 в числе лицензионных условий, предусмотренных для оператора связи, установлено выполнение в процессе оказания услуг условий, установленных при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.
Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов выдается оператору связи на основании заключения экспертизы о возможности использования радиоэлектронных средств (пункты 3,4 статьи 24 Закона о связи).
В указанных документах определяются параметры использования радиовещательного передатчика, определяющие зону обслуживания радиовещательного передатчика, то есть территорию, на которую будет распространяться телеканал на соответствующей частоте при установленной мощности передатчика.
Таким образом, для осуществления действий по распространению телеканала в пределах территории вещания лицо, должно иметь лицензию на оказание услуг связи, иметь разрешение на использование радиочастот, выданное на основании заключения экспертизы, иметь необходимое оборудование связи - передатчик.
Из изложенного следует, что либо вещатель сам получает лицензию на услуги связи и самостоятельно обеспечивает распространение телеканала, либо он заключает договор с оператором связи, имеющим лицензию на оказание услуг связи на частоте вещания, указанной в лицензии вещателя с идентичными техническими параметрами.
Поэтому технические параметры вещания, указанные в лицензии на осуществление телевизионного вещания, при том, что лицензия на услуги связи принадлежит третьему лицу, обеспечиваются не самим вещателем, а этим третьим лицом - оператором связи, в рамках договора, но на условиях, обозначенных лицензией на телевизионное вещание.
Согласно материалам дела, телепрограмма "РЕН Ставрополь" является зарегистрированным средством массовой информации - свидетельство о регистрации Эл N ТУ 26 - 00502 от 14 августа 2013 года выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ставропольскому краю; форма распространения: Телеканал. Адрес редакции: 355035, г. Ставрополь, ул. Булкина, д. 11, 3 этаж.
В соответствии с лицензией N 24339 от 27.09.2013 общество осуществляет вещание средств массовой информации телеканал "РЕН Ставрополь" и телеканал "Телеканал REN TV" на выделенной частоте - 12 ТВК, при мощности передатчика 5 кВт, территория вещания г. Ставрополь.
В рамках лицензии на осуществление телевизионного вещания общество обеспечивает производство продукции средств массовой информации и доставку сигнала до оборудования оператора связи, а распространения сигнала в эфире в пределах территории вещания осуществляет оператор связи.
Вещание телеканала "РЕН Ставрополь" осуществляется через оператора связи - РТРС на основании договора от 09.01.2014 N 1/14 на предоставление услуг связи по эфирной трансляции телевизионных программ.
По условиям договора N 1/14 РТРС оказывает услуги связи на основании действующей лицензии на услуги связи для целей эфирного вещания от 07.02.2012 N 95140 в пределах зоны охвата передатчика (пункт 2.1.1 договора).
Для распространения телеканала "РЕН Ставрополь" используется передатчик Полярис ТВП 5000 мощностью 5 кВт. Указанный передатчик находится во владении и пользовании РТРС на условиях аренды.
РТРС имеет разрешение на использование частотного канала 12 ТВК N 3 187-10-0120 от 07.06.2010 и соответствующее заключение экспертизы о возможности использования радиоэлектронных средств.
Таким образом, использование (передачу канала, как средство связи) радиочастоты - 12 ТВК и эксплуатацию передатчика Полярис ТВП 5000 РТРС, мощностью 5 кВт, распространяющего телеканал "РЕН Ставрополь" осуществляет РТРС.
При получении лицензии на осуществление телевизионного вещания N 24339 общество в лицензирующий орган представляет документы, подтверждающие все параметры, указанные в ней, в том числе территорию распространения.
Таким документом является расчет территории, предположительно обеспечиваемой вещанием, и численности проживающего на ней населения выданный Консультационным центром НИИР 14.04.2009.
В данном документе отражено, что в зону гарантированного обслуживания передатчика входит г. Армавир (пункт 32.3 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, утвержденный Приказом Минкомсвязи России от 24.07.2013 N 186).
Кроме того, в обязательном порядке в комплекте документов предоставляются данные о лицензии на услуги связи оператора, который будет осуществлять вещание телеканала ну 12 ТВК с мощностью передатчика 5 кВт и копия договора на услуги связи с ним.
При получении лицензии на услуги связи с указанными параметрами вещания РТРС получило заключение экспертизы, в котором был указан расчет зоны обеспечиваемой вещанием, в которую так же входил г. Армавир.
На момент выдачи обществу лицензии на осуществление телевизионного вещания в лицензию вносились только те населенные пункты, численность населения которых составляла более 200 тыс. чел.
Из всей охватываемой передатчиком зоны обслуживания только г. Ставрополь обладал соответствующими характеристиками.
Из содержания протокола следует, что он составлен по поводу владельца разрешения на использования радиочастот, эксплуатирующего передатчик Полярис ТВП 5000.
Протоколом фактически зафиксирована оценка действий РТРС по распространению телеканала "РЕН Ставрополь" на 12 ТВК, при использовании передатчика Полярис ТВП 5000.
Согласно акту мероприятия по радиоконтролю от 04.12.2014 нарушений обязательных требований в области связи не выявлено.
Материалами проверки установлено, что при распространении телеканала "РЕН Ставрополь" на 12 ТВК, с мощностью передатчика 5 кВт оператором связи - РТРС не допущено отклонений от параметров, установленных в разрешительной документации.
В соответствии с условиями договора от 09.01.2014 N 1/14 на предоставление услуг связи по эфирной трансляции телевизионных программ стороны договорились об оказании услуг связи по эфирной трансляции телеканала "РЕН Ставрополь" совместно с телеканалом "Телеканал REN-TV" в пределах зоны охвата передатчика, мощностью 5 кВт, на 12 ТВК, т.е. в полном соответствии с требования лицензии на осуществление телевизионного вещания.
Общество не обладает лицензией на право оказания услуг связи для целей эфирного вещания, не имеет разрешения на использование радиочастот и не имеет передатчика для осуществления вещания.
В материалы дела не предоставлено доказательств того, что общество самостоятельно предприняло какие-то действия либо установило соответствующие требования в договоре с оператором связи для расширения/изменения заявленной территории распространения телеканала, а именно, по использованию передатчика с превышением заявленной мощности, по изменению высоты подвеса передающей антенны над уровнем земли, или по установке передатчика в ненадлежащем месте.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общество, не имея фактической возможности совершения действий по изменению территории распространения телеканала, не может быть виновным в совершении вменяемого ему правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа, о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 228, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.02.2015 по делу N А63-14508/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Судья |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-14508/2014
Истец: Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Ставрополь ТВ"
Третье лицо: Ковалева Елена Сергеевна, ООО "Ставрополь ТВ"