г. Санкт-Петербург |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А56-32019/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Серова А.В. (доверенность от 12.01.2015)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-859/2015, 13АП-2754/2015) Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и ТУ ФАУГИ в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2014 по делу N А56-32019/2014(судья Чуватина Е.В.), принятое
по заявлению администрации МО "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области
к ТУ ФАУГИ в Ленинградской области
3-и лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Комитет по природным ресурсам
о признании незаконным отказа в передаче имущества,
установил:
Администрация муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 29.04.2014 N 01-4019 отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - ТУ Росимущества) в безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области:
- земельных участков общей площадью 147,5 га, занятых кварталами 34 и 37 ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" Парголовского парклесхоза Меднозаводского лесничества; кварталом 145 Ленинского участкового Рощинского лесничества, ранее включенных в границы населенного пункта пос. Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 357 (далее -земельный участок N 1),
- земельного участка площадью 180000 кв.м, кадастровый номер 47:01:1706001:3067, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Ленинское участковое лесничество, квартал 103 выдел 22, части выделов 20, 21, 25, 26, квартал 104 выделы 27, 31, 34, части выделов 26, 28, 32, 42, ранее включенного к границы населенного пункта пос. Ильичево муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 N 869-р (далее - земельный участок N 2),
и об обязании ТУ Росимущества передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Первомайское сельское поселение" указанные земельный участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство), Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет), Невско-ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - Управление).
Решением от 19.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что на испрашиваемых земельных участках находятся водные объекты, в связи с чем спорные земельные участки не могут быть переданы из федеральной собственности в муниципальную. Кроме того, испрашиваемые земельные участки должным образом не индивидуализированы и не учтены.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая, что решение принято в отношении федеральных земель лесного фонда, по которым акт об изменении категории земель не издавался, в отношении ненадлежащего ответчика, поскольку полномочиями по распоряжению имуществом обладает только Агентство. Кроме того, земельные участки для передачи не индивидуализированы и не определены. Податель жалобы указывает, что на часть земельного участка площадью 147,5 га зарегистрировано право собственности ООО "Лэнд Аспект" и Ивановой Екатерины Юрьевны в рамках арбитражного дела N А56-7301/2014 было установлено, что земельные участки относятся к землям лесного фонда. По мнению подателя жалобы, с настоящим заявлением от имени Муниципального образования "Первомайское сельское поселение" обратилось неуполномоченное лицо.
Администрация возразила против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве на жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 357 (далее - Постановление N 357) утвержден проект черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в границах территории площадью 1010,1 га, установлена черта поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, утверждено картографическое описание черты населенного пункта п. Ленинское, баланс территории, план-схема и каталог координат поворотных точек, в соответствии с которыми предусмотрено включение в границу населенного пункта п. Ленинское 145 квартала земель лесного фонда Рощинского лесничества Ленинского участкового лесничества.
В соответствии с Распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 N 869-р (далее - Распоряжение N 869-р) в границу населенного пункта поселок Ильичево Муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области включен земельный участок из земель лесного фонда, площадью 180000 кв.м., кадастровый номер 47:01:1706001:3067, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Ленинское участковое лесничество, квартал 103 выдел 22, части выделов 20, 21, 25, 26 квартал 104 выделы 27, 31, 34, части выделов 26, 28, 32, 42.
В порядке части 11 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N122-ФЗ) Администрация обратилась в ТУ Росимущества с заявлением от 29.07.2013 о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков N1 и N2.
Письмом Управления от 29.04.2014 N 01-4019 Администрации отказано в передаче в муниципальную собственность земельных участков N1 и N2, поскольку испрашиваемые участки относятся к землям лесного фонда, документы, подтверждающие включение земельного участка в границы населенного пункта, не представлены, документы, необходимые для рассмотрения вопроса о разделе земельного участка, не представлены, отсутствуют основания для передачи, предусмотренные законодательством.
Полагая отказ ТУ Росимущества незаконным, нарушающим права муниципального образования, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, обжалуемое решение подлежит отмене.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворил заявление.
Между тем, судом не учтено, что частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Материалами дела наличие названных условий не подтверждается.
Суд первой инстанции посчитал Постановление N 357 и Распоряжение N 869-р актами о переводе земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение спорных участков в границы населенного пункта не влечет прекращения прав собственника земельного участка. Нахождение указанного участка в федеральной собственности в пределах населенного пункта не противоречит главе XV Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела не следует, что спорные земельные участки используются Муниципальным образованием в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах наличие оснований для безвозмездной передачи участка из федеральной собственности в муниципальную собственность в рамках данного дела надлежащими доказательствами не подтверждено.
Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации сформулированы правовые позиции по применению положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ. В частности отмечено, что положения данной нормы не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П).
Указанная позиция должна быть учтена и при оценке волеизъявления исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, осуществляющего полномочия собственника имущества, при передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (далее - Постановление N 374) определен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества в том числе из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Непредставление Администрацией названных в указанном пункте Постановления N 374 документов обусловлено отсутствием волеизъявления Агентства и, как следствие, отсутствием испрашиваемых земельных участков как объектов гражданских прав (земельные участки не выделены из большего, не сформированы и не поставлены на кадастровый учет; на них не зарегистрировано право собственности Российской Федерации).
Не представлены Администрацией и указанные в подпункте "л" пункта 1 Постановления N 374 документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемых к передаче участков в целях, необходимых для осуществления полномочий органов местного самоуправления и обеспечения их деятельности.
Вывод суда первой инстанции о том, что нахождение земельных участков в собственности Российской Федерации препятствует Муниципальному образованию решать вопросы местного значения и противоречит принципу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления документально не обоснован.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене, а заявление Администрации - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2014 по делу N А56-32019/2014 отменить.
В удовлетворении заявления Администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32019/2014
Истец: Администрация МО "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, Администрация муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области, ТУ ФА по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
Третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Комитет по природным ресурсам Правительства Ленинградской области, Невско-Ладожское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов, ФАУГИ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом