г.Самара |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А65-30641/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общественной организации - Татарское агентство интеллектуальной собственности - директора Ибрагимова Х.К. (протокол N 4 от 29 мая 2012 года), Покровского В.А. (доверенность от 15 мая 2015 года), Кулагина А.Б. (доверенность от 15 мая 2015 года), Янсон И.Е. (доверенность от 15 мая 2015 года), Гарифуллина И.Я. (доверенность от 15 мая 2015 года),
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года апелляционную жалобу общественной организации - Татарское агентство интеллектуальной собственности
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2014 года по делу N А65-30641/2014 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению общественной организации - Татарское агентство интеллектуальной собственности (ОГРН 1021600006856, ИНН 1655048534), Республика Татарстан, г.Казань, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан (ОГРН 1021602835198, ИНН 1655044064), Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения от 14 ноября 2014 года N 01350214РВ0001660,
УСТАНОВИЛ:
Общественная организация - Татарское агентство интеллектуальной собственности (далее - общественная организация, заявитель, агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан (далее - Управление ПФР) от 14 ноября 2014 года N 01350214РВ0001660 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан ор 26 февраля 2015 года заявление удовлетворено частично, решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан N 01350214РВ0001660 от 14 ноября 2014 года в части, превышающей штраф в размере 10 000 рублей, признано недействительным. На государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г.Казани возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общественной организации - Татарское агентство интеллектуальной собственности. В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда в части, в которой решение Управления ПФР N 01350214РВ0001660 от 14 ноября 2014 года о привлечении плательщика страховых взносах к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано законным, отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, признать незаконным указанное решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя, он не является плательщиком страховых взносов в ПФР, поскольку плательщиком страховых взносов в указанном случае признается пользователь как лицо, производящее выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а агентство выполняет лишь посредническую (представительскую) функцию по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения автору и не использует результаты интеллектуального труда, права на которые переданы агентству в управление. Модель уплаты страховых взносов "через налогового агента" законом не предусмотрена. Законодателем не создано надлежащих условий исполнения обязанности по уплате страховых взносов с вознаграждение, начисляемых организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление ПФР просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления ПФР, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением ПФР по результатам проведенной в отношении заявителя выездной проверки за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2013 года составлен акт выездной проверки N 01350214АВ0001966 от 07 октября 2014 года. На основании данного акта Управлением ПФР принято решение N 01350214РВ0001660 от 14 ноября 2014 ода о доначислении страховых взносов в сумме 3886836,48 руб., начислении пени в сумме 379626,81 руб., штрафа в сумме 777367,30 руб.
В соответствии со ст.5 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации, б) индивидуальные предприниматели, в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающие частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу ч.1 ст.7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В п.6 ст.8 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
Для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных в п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов с учетом индексации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 года N 933 составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 рублей нарастающим итогом с 01 января 2011 года. На выплаты и вознаграждения, превышающие эту величину, страховые взносы не начисляются (п.4 ст.8 Федерального закона N 212-ФЗ).
База для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2011 года N 974 составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 000 рублей нарастающим итогом с 01 января 2012 года.
База для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2012 года N 1276 составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 568 000 рублей нарастающим итогом с 01 января 2013 года.
Согласно ч.1 ст.58.2 Федерального закона N 212-ФЗ в 2012-2016 годах свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов применяется тариф 10 процентов (в соответствии со ст.33.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ) взнос на суммы превышения базы перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
В силу п.1 ст.1243 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов.
Согласно п.4 ст.1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе производит распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения.
Как видно из материалов дела, заявителем заключены договоры с авторами произведений искусства и литературы о передаче на коллективное управление имущественных прав авторов. В подп.2.2 раздела 2 данных договоров закреплено, что авторы (физические лица, творческим трудом которых созданы произведения авторов) передают заявителю исключительное право выдавать пользователям лицензии на соответствующие способы использования его произведений и получать в пользу авторов причитающееся за это авторское вознаграждение, а также получать вознаграждение за воспроизведение произведений в личных целях без выдачи лицензий.
В п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.7 данных договоров предусмотрено, что организация обязуется выдавать юридическим и физическим лицам лицензии на использование произведений авторов, предусматривающие, что пользователи будут при их использовании соблюдать нормы авторского права, и выплачивать вознаграждение.
Судом установлено, что общественная организация получала и выплачивала авторам (физическим лицам) все вознаграждения, причитающиеся по выдаваемым организацией лицензиям, а также выплачивала собранные суммы вознаграждений авторам за использование произведений.
Таким образом, с учетом положений Федерального закона N 212-ФЗ и ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе является плательщиком страховых взносов с сумм, начисляемых ею вознаграждений в пользу авторов произведений - физических лиц.
Исчисление и уплата страховых взносов с указанных вознаграждений с учетом п.2 ч.3 ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ осуществляются в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах заявитель в нарушение ст.7, 8 Федерального закона N 212-ФЗ не включил в объект обложения страховыми взносами суммы вознаграждений, производимых в рамках гражданско-правовых договоров, всего в сумме 14 537 279,75 руб. Следовательно, заявителю обоснованно начислены, с указанных выплат, страховые взносы в сумме 3886836,48 руб. и пени в сумме 379626,81 руб.
Между тем при привлечении организации к ответственности в виде штрафа в сумме 777367,30 руб., органом Пенсионного фонда не учтено следующее.
Согласно п.4 ч.6 ст.39 Федерального закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.44 Федерального закона N 212-ФЗ смягчающим обстоятельствам признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
При этом обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (часть 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ).
Как видно из материалов дела, Управление ПФР при установлении размера штрафа не установило обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя.
Между тем суд первой инстанции посчитал возможным учесть в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: заявитель является некоммерческой общественной организацией, которая представляет собой общественное объединение авторов произведений искусства и литературы; у организации отсутствует какое-либо финансирование и доходы от деятельности; заявитель ранее к ответственности не привлекался, отсутствует задолженность общества перед ПФР; штраф несоразмерен совершенному деянию; у заявителя отсутствует умысел на совершение правонарушения, взыскание штрафных санкций может повлечь угрозу финансовому положению заявителя; отсутствуют каких-либо неблагоприятные последствия для государства.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, руководствуясь конституционными принципами соразмерности наказания совершенному деянию, снизил размер штрафа, наложенного на заявителя оспариваемым решением Управления ПФР до 10000 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Управления ПФР N 01350214РВ0001660 от 14 ноября 2014 года в части наложения на заявителя штрафа в размере, превышающим 10 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что агентство не является плательщиком страховых взносов в ПФР, поскольку плательщиком страховых взносов в указанном случае признается пользователь как лицо, производящее выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а агентство выполняет лишь посредническую (представительскую) функцию по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения автору и не использует результаты интеллектуального труда, права на которые переданы агентству в управление, не принимаются.
Как видно из материалов дела, заявитель получает и выплачивает авторам все вознаграждения, причитающиеся по выдаваемым организацией лицензиям, а также собранные суммы вознаграждений за использование произведений.
Согласно п.5.3 раздела 5 договоров о передаче на коллективное управление имущественных прав авторов выплата вознаграждения осуществляется после удержания подоходного налога в соответствии с действующим законодательством и необходимых отчислений на покрытие расходов организации по управлению имущественными правами автора на коллективной основе.
Исходя из п.1, 4 ст.1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе является лицом, производящим выплаты вознаграждений авторам за использование их произведений по лицензионным договорам, заключаемым ею с пользователями.
Следовательно, организация по управлению правами на коллективной основе является плательщиком страховых взносов с сумм начисляемых ею вознаграждений в пользу авторов произведений.
Доводы заявителя о взыскании недоимки и пени в отношении одних застрахованных лиц за счет других лиц, необоснованны. Управление ПФР не осуществляет списания денежных средств со счета плательщика. Инкассовое поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов исполняется банком самостоятельно. Поступившие денежные средства разносятся Управлением ПФР согласно указанным в банковских выписках кодам бюджетной классификации.
Ссылки заявителя на то, что модель уплаты страховых взносов "через налогового агента" законом не предусмотрена; законодателем не создано надлежащих условий исполнения обязанности по уплате страховых взносов с вознаграждение, начисляемых организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, несостоятельны. Должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов руководствуются положениями Федерального закона N 212-ФЗ и иными федеральными законами (ст.30 Федерального закона N 212-ФЗ). С 01 января 2012 года Федеральным законом от 03 декабря 2011 года N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" в ст.7 Федерального закона N 212-ФЗ внесены изменения, в частности, данная норма дополнена следующим положением: "в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона)". Следовательно, с 01 января 2012 года применяется новая редакция Закона N212-ФЗ, и спорные выплаты подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Пользователи являются плательщиками страховых взносов в случаях заключения договоров непосредственно с авторами произведений. В данном случае пользователи заключали договоры непосредственно с заявителем и денежные средства от пользователей поступали на счета заявителя.
Подлежит отклонению и довод заявителя об отсутствии информации в необходимом объеме о документах и расчетах, послуживших основанием для установления занижения базы для начисления страховых взносов. База для начисления страховых взносов была рассчитана, исходя из платежных поручений, представленных заявителем в ходе проверки, и расчеты сумм базы были приложены к акту проверки. Сам расчет занижения базы для начисления страховых взносов также был представлен в акте проверки в виде таблицы N 1. Возражений и несогласий со стороны заявителя по расчетам базы, облагаемой страховыми взносами, составленным Управлением ПФР, также не имелось.
Нормы расходов, установленные п.7 ст.8 Федерального закона N 212-ФЗ, к вознаграждениям, начисляемым организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, не применимы, поскольку не поименованы в п.7 ст.8 Федерального закона N 212-ФЗ, как учитываемые при определении базы для начисления страховых взносов.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 26 февраля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2014 года по делу N А65-30641/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30641/2014
Истец: Общественная организация - Татарское агентство интеллектуальной собственности, г. Казань
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г. Казани Республики Татарстан