город Омск |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А70-12988/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3612/2015) Администрации г. Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2015 по делу N А70-12988/2014 (судья Соловьев К.Л.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Зеленый квадрат" (ОГРН 1037200601525, ИНН 7203135408) к Администрации г. Тюмени о признании недействительным распоряжения N 861 от 20.10.2014,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации г. Тюмени - Крюкова М.В., по доверенности N 220/15 от 30.12.2014;
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Зеленый квадрат" - Архангельский А.И., по доверенности от 20.01.2015); Кравченко М.В., по доверенности от 01.10.2014;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Зеленый квадрат" (далее по тексту - ООО "СК "Зеленый квадрат", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации г. Тюмени (далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения N 861 от 20.10.2014 "Об отмене некоторых разрешений на строительство".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2015 по делу N А70-12988/2014 требования Общества удовлетворены ввиду незаконности оспариваемого распоряжения.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2015 по делу N А70-12988/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указала, что разрешения на строительство от 07.09.2012 N RU72304000-289-рс, от 18.10.2013 N RU72304000-399-рс, от 18.10.2013 N RU72304000-400-рс, от 18.04.2014 N RU72304000-178-рс, подлежали отмене в связи с несоответствием проектной документации (шифр 42-11, год выпуска - 2012) требованием пункта 2.2.4.1 градостроительного плана земельного участка N RU 72304000-451, утвержденного приказом департамента градостроительной политики Администрации горда Тюмени от 16.12.2011 N 451-гпзу, приказом департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени от 25.04.2013 N 307-гпзу, в котором закреплено, что расчет парковочных мест необходимо выполнить с учетом современного уровня автомобилизации, согласно утвержденному генеральному плану города Тюмени и Местных нормативов градостроительного проектирования города Тюмени. Общая потребность для жилых домов при выдаче разрешений на строительство должна была быть установлена в 634 машино-места для постоянного, гостевого и временного хранения (526 машино-мест+64 машино-мест+41 машино-мест). Между тем, как указал податель жалобы, в схеме планировочной организации земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:685 проектной документации предлагалось разместить 416 машино-мест, из которых 148 - в подземном многоэтажном паркинге и 268 открытые парковки.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель, являясь застройщиком, осуществляет
строительство многоэтажных жилых домов ГП-43, ГП-44, ГП-45, ГП-46 с объектами соцкультбыта и объектом хранения легкового автотранспорта ГП-43а на земельном участке площадью 25542 кв.м с кадастровым N 72:23:0105001:685, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Щербакова-Велижанская-Тазовская-Спорта.
Данный участок предоставлен Обществу на основании договора аренды земельного участка N 23-10/573 от 05.10.2006 г. К договору заключены дополнительное соглашение от 09.07.2007 г., соглашение о продлении и внесении изменений в договор от 09.11.2009 г., заключён договор уступки права аренды земельного участка N 685 от 27.12.2013 г. Срок аренды - по 06.11.2015 г.
Строительство объектов осуществляется заявителем на основании разрешений на строительство от 07.09.2012 г. N RU72304000-289-рс (строительство многоэтажного жилого дома ГП-43), от 18.10.2013 г. N RU72304000-399-рс (строительство многоэтажного жилого дома ГП-45), от 18.10.2013 г. N RU72304000-400-рс (строительство многоэтажного жилого дома ГП-46), от 18.04.2014 г. N RU72304000-178-рс (строительство многоэтажного жилого дома ГП-44), от 04.09.2013 г. N RU72304000-325-рс (строительство объекта хранения легкового автотранспорта ГП-43а)
24.10.2014 в адрес заявителя поступило распоряжение Администрации N 861 от 20.10.2014, согласно которому разрешения на строительство от 07.09.2012 N RU72304000-289-рс, от 18.10.2013 N RU72304000-399-рс, от 18.10.2013 N RU72304000-400-рс, от 18.04.2014 N RU72304000-178-рс отменены в связи с несоответствием проектной документации (шифр 42-11, год выпуска - 2012) требованиям градостроительного плана земельного участка N RU72304000-541, утвержденного приказом департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени от 16.09.2011 N451-гпзу.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Тюменской области с рассматриваемым заявлением.
Как было указано выше, суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В данном случае Обществом оспаривается распоряжение Администрации, которым были отменены разрешения на строительство.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В абзаце 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (части 2, 4 указанной статьи).
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 21.1 названной статьи установлено, что действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Дополнительно с учетом части 21.4 статьи 51 ГрК РФ уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:
1) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;
2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.
Таким образом, перечень законных оснований для прекращения действия разрешения на строительство является исчерпывающим.
Согласно статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими издавшими соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
Из анализа содержания вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления отвечают за законность принимаемых муниципальных правовых актов, поэтому обязаны проверить наличие правовых оснований для принятия соответствующих актов. Отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций.
Учитывая, что разрешение на строительство (реконструкцию) не может считаться выданным на законных основаниях при нарушении порядка его выдачи, прекращение действия разрешения на строительство уполномоченными на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления производятся только на основаниях, предусмотренных частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ, перечень которых как указано выше, является исчерпывающим.
Между тем, апелляционным судом установлено, что в рассматриваемом случае перечисленные в части 21.1 статьи 51 ГрК РФ основания прекращения разрешений на строительство не были установлены и отражены Администрацией в оспариваемом распоряжении.
Также апелляционным судом отклоняется довод Администрации о том, что разрешения на строительство от 07.09.2012 N RU72304000-289-рс, от 18.10.2013 N RU72304000-399-рс, от 18.10.2013 N RU72304000-400-рс, от 18.04.2014 N RU72304000-178-рс подлежали отмене в связи с несоответствием проектной документации (шифр 42-11, год выпуска - 2012) требованием пункта 2.2.4.1 градостроительного плана земельного участка N RU 72304000-451, утвержденного приказом департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени от 16.12.2011 N 451-гпзу, приказом департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени от 25.04.2013 N 307-гпзу.
Так, пунктом 2.2.4.1 градостроительного плана земельного участка N RU 72304000-451 установлено, что расчет парковочных мест необходимо выполнить с учетом современного уровня автомобилизации, согласно утвержденному генеральному плану города Тюмени и Местных нормативов градостроительного проектирования города Тюмени (л.д. 52).
Пунктом 2.10.1 Местных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Администрации города Тюмени от 20.01.2011 N 3-пк (далее - Местные нормативы) установлено, что автостоянки, гаражи должны обеспечивать размещение планируемого количества автотранспорта в границах жилой зоны и на прилегающей к ней производственной территории с учетом уровня автомобилизации 400 легковых автомобилей на 1000 жителей.
Пунктом 2.10.2 Местных нормативов установлено, что в соответствии со СНиП 2.07.01-89* в границах жилой зоны и на прилегающей к ней производственной территории следует предусматривать места для хранения и стоянки автомототранспортных средств, в том числе:
а) при освоении новых территорий не менее 50% машино-мест для постоянного хранения легкового автотранспорта следует размещать в границах жилого микрорайона, квартала в отдельно стоящих многоэтажных гаражах, подземных и встроенно-пристроенных автостоянках. Постоянное хранение 40% остального количества автотранспорта необходимо предусматривать на прилегающих к жилому микрорайону, кварталу производственных территориях в многоэтажных гаражах-стоянках в пределах пешеходной доступности не более 800 м (в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой - не более 1500 м);
л) количество гостевых, временных автостоянок для кратковременного хранения автомототранспорта принимается в процентном соотношении от необходимого числа мест для постоянного хранения автомототранспорта, но не менее чем в приложении 3 к настоящим Местным нормативам, из них:
на участках жилых домов - 25% от числа мест для постоянного хранения автотранспорта, при организации на участке подземных, встроенно-пристроенных автостоянок, количество мест для временного хранения допускается уменьшать, но не более чем до 12,5% от числа мест для постоянного хранения автотранспорта;
на участках жилых домов с обеспеченностью общей площадью до 30 м2 на 1 жителя - 12% от числа мест для постоянного хранения автотранспорта;
на участках общественных зданий, учреждений, предприятий, торговых центров, в транспортных узлах и у вокзалов (не далее 150 м от входов в здание) - по расчету согласно приложению 5 к настоящим Местным нормативам, при этом у временных автостоянок вместимостью более 100 машино-мест следует предусматривать не менее двух въездов (выездов). При отсутствии необходимой территории для организации временных открытых автостоянок должны предусматриваться встроенные или пристроенные временные автостоянки, в том числе подземные.
Примеры расчета машино-мест приведены в приложениях 3, 5 настоящих Местных нормативов.
Пунктом 2.10.3 Местных нормативов установлено, что для квартала, группы жилых домов, жилого дома требуемое количество машино-мест для организованного постоянного хранения индивидуального легкового автотранспорта определяется с учетом количества квартир и общей площади квартиры, приходящейся на 1 проживающего, по формуле:
Количество машино-мест = А + 1,7 x Б + 2 x В
где:
А - количество квартир с D до 30 кв. м;
Б - количество квартир с D от 30 до 50 кв. м;
В - количество квартир с D свыше 50 кв. м.
Для подсчета количества машино-мест принимается:
а) D до 30 м2 включительно - 1 машино-место;
б) D свыше 30 до 50 м2 - 1,7 машино-места;
в) D свыше 50 м2 - 2 машино-места.
Общая площадь квартиры, приходящаяся на 1 проживающего, рассчитывается по формуле:
где:
D - общая площадь квартиры, приходящаяся на 1 проживающего;
S - общая площадь квартиры;
N - количество жилых комнат в квартире.
Согласно пункту 2.10.4 Местных норматив требуемое для объектов установленное расчетом количество машино-мест на временных (гостевых) автостоянках следует размещать в пределах участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускается использовать для расчета улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения).
Администрация в данном случае, руководствуясь указанными пунктами Местных нормативов, произвела расчет количества машино-мест, согласно которому:
D=27793 куб.м (общая площадь квартир) /1227 (количество жителей многоквартирных домов) = 22,65 кв.м.
Таким образом, количество машино-мест для постоянного хранения для жилых домов ГП-43, ГП-44, ГП-45, ГП-46 по расчету Администрации составляет 529 штук.
Общая площадь квартир, приходящаяся на одного человека, исходя из указанной выше проектной документации, составляет менее 30 кв.м, следовательно, для соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, для гостевого хранения при выдаче разрешений на строительство должно было быть предусмотрено 64 машино-места (529х0,12) в границах земельного участка.
Проектной документацией в жилых домах были предусмотрены офисные помещения общей площадью 1220,5 кв.м. Для такой площади офисных помещений в границах земельного участка для временного хранения необходимо было предусмотреть 41 машино-место (1220 м2/30 м2).
Общая потребность для жилых домов составила по расчету Администрации 634 машино-места для постоянного, гостевого и временного хранения (529 машино-мест+64 машино-мест+41 машино-место).
Общество не оспаривает расчет Администрации количества машино-мест в указанной части.
Апелляционный суд признает верным произведенный расчет Администрации в данной части.
По расчету Общества количество машино-мест в границах земельного участка составило 417 (л.д. 82).
Однако, Обществом представлены в материалы дела схема и справка о фактическом количестве мест постоянного хранения автомобилей в радиусе 800 м от проектируемого жилого комплекса в квартале улиц Щербакова-Велижанская-Ватутина-Безымянная, согласно которой всего в радиусе доступности (800 м) предусмотрено 1 982 машино-мест (л.д. 56, 57).
Как было указано ранее, пункт 2.10.2 Местных нормативов допускает предусматривать места для хранения и стоянки 40 % автотранспорта в пределах пешеходной доступности не более 800 метров.
Учитывая указанное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о не соответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка N RU72304000-541, о чем утверждает Администрация.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией в данном случае не доказана законность оспариваемого распоряжения, поскольку основания для отмены разрешений на строительство Администрацией не установлены. Следовательно, оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям ГрК РФ, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрацией в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Администрация, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации г. Тюмени оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2015 по делу N А70-12988/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12988/2014
Истец: ООО "Строительная Компания "Зелёный квардат"
Ответчик: Администрация города Тюмень, Администрация городского округа город Тюмень