Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2015 г. N Ф03-3081/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А51-24911/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аскания"
апелляционное производство N 05АП-1448/2015
на решение от 26.01.2015
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-24911/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аскания" (ИНН 2539070241, ОГРН 1052504115465, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.09.2005)
к Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002),
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным отказа, оформленного письмом N 15650/20у от 19.08.2014; обязании выдать разрешение на строительство для завершения строительства незавершенного строительством объекта - здание "общественно-торговый центр готовностью 2 %, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, д.91" в тридцатидневный срок;
при участии:
от ООО "Аскания": представитель Степанова О.В. по доверенности от 08.10.2014, сроком на три года, паспорт;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4913, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 4341;
от администрации города Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4913, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 4341.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аскания" (далее - заявитель, общество, ООО "Аскания") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Владивостока о признании незаконным отказа, оформленного письмом N 15650/20у от 19.08.2014; обязании выдать разрешение на строительство для завершения строительства незавершенного строительством объекта - здание "общественно-торговый центр готовностью 2 %, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, д.91" в тридцатидневный срок.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Аскания" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что изменение градостроительной документации в части изменения территориальной зоны не должно нарушать существующего порядка землепользования и исключать возможность дальнейшего использования объектов недвижимости по существующему назначению. Полагает, что при изменении правил землепользования и застройки у собственника земельного участка сохраняется возможность продолжать использование данного участка для целей, которые ранее были предусмотрены градостроительным регламентом.
То обстоятельство, что размещение объекта выходит за границы места допустимого размещения, установленного градостроительным планом земельного участка, по мнению заявителя жалобы, также не может являться препятствием для выдачи разрешения на строительство, поскольку данные ограничения носят рекомендательный, а не запрещающий характер.
Кроме того, полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при строительстве не будут соблюдены нормы, устанавливающие минимальной количество машино-мест для парковки автотранспорта. В опровержение указанного вывода суда, апеллянт ссылается на проектную документацию, выполненную лицензированной проектной организацией ООО "Диагностик", согласно которой парковочные места в необходимом количестве размещены в цокольном этаже строящегося здания.
В связи с отпуском судьи С.В. Гуцалюк на основании определения от 14.05.2015 в судебном составе, рассматривающем настоящее дело, произведена замена судьи С.В. Гуцалюк на судью Е.Н. Номоконову, и рассмотрение дела в порядке статьи 18 АПК РФ начато сначала.
В судебном заседании представитель ООО "Аскания" доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержала, решение суда первой инстанции просит отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации города Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменных возражения на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобы - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что 21.07.2014 года ООО "Аскания" обратилось в Администрацию г. Владивостока с просьбой выдать разрешение на строительство для завершения строительства незавершенного строительством объекта "Общественно-торговый центр" готовностью 2%, принадлежащего обществу на праве собственности, расположенного по адресу: г. Владивосток, Океанский проспект, 91.
К заявлению был приложен пакет документов в соответствии с требованием Градостроительного кодекса Российской Федерации.
19.08.2014 года обществу было отказано в выдаче разрешения на строительство и в качестве основания Администрация г. Владивостока указала, что проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка в части основного вида разрешенного использования земельного участка и места допустимого размещения объекта капитального строительства, а также истечения срока действия технических условий на электроснабжение.
Посчитав вышеуказанный отказ не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений и пояснений к ней, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Кодекса).
В силу части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации, в том числе схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
По правилам части 11 статьи 51 Кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Такие же основания для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию, предусмотрены Административным регламентом предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1606.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в выдаче разрешения строительство послужили те обстоятельства, что проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка в части основного вида разрешенного использования земельного участка и места допустимого размещения объекта капитального строительства. Кроме того, в отказе указано, что срок действия технических условий на электроснабжение истек.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в совокупности с иными доказательствами по делу, коллегия суда апелляционной инстанции исходит из следующего.
По правилам пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу положений статей 40 и 41 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка или землепользователь имеют право на использование принадлежащего ему земельного участка, включая право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Указанное право может быть ограничено в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, кроме прочего, утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее по тексту - Правила землепользования и застройки).
Частью III указанных Правил установлены виды территориальных зон.
Согласно градостроительному плану на момент его выдачи в 2013 году земельный участок находился в границах зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), градостроительным регламентом которой строительство объектов розничной торговли отнесено к видам разрешенного использования данной зоны.
На дату отказа в выдаче разрешения на строительство в связи с внесением изменений в Правила землепользования и застройки спорный земельный участок был включен в границы территориальной зоны городских парков, скверов жилых территорий (Ж-5), что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока от 18.09.2014, в которой размещение объекта общественно-торгового центра не предусмотрено.
Вместе с тем, изменения градостроительной документации, включая право на изменение территориального зонирования, не должно вступать в противоречие с требованиями статьи 34 Градостроительного кодекса РФ и нарушать права собственника (землепользователя) земельного участка.
Так, согласно указанной норме при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, в так же сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Кроме того, пунктом 8 статьи 36 ГрК РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, используются без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Аналогичная норма установлена пунктом 1 статьи 21 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа.
Таким образом, сославшись в оспариваемом отказе на изменение назначения зоны на Ж-5 (зона городских парков, скверов жилых территорий), в границах которой расположен спорный земельный участок, администрация г. Владивостока не приняла во внимание существующего порядка землепользования и фактически исключила возможность использования спорного земельного участка по назначению (строительство общественно-торгового центра), тем самым нарушив указанные положения закона.
При изложенных обстоятельствах ссылка в оспариваемом отказе в части несоответствия требованиям градостроительного плана земельного участка в части основного вида разрешенного использования является необоснованной.
Ссылка ответчика на истечение срока действия технических условий на электроснабжение коллегией отклоняется, поскольку перечень документов, установленный статьей 51 ГрК РФ для выдачи разрешения на строительство, не содержит требования о предоставлении технических условий. Согласно пункту 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в статье 51 ГрК РФ.
Таким образом, апелляционный суд считает, что указание администрации г. Владивостока на истечение срока действия технических условий не может влиять на принятие решения о выдаче разрешения на строительство.
Довод администрации, заявленный в суде первой инстанции об отсутствии необходимого количества парковочных мест, коллегий также отклоняется, как противоречащий материалам дела.
Так, в соответствии с пунктом 12.41 Нормативов градостроительного планирования, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 10.02.2011 N 111, требуемое расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на приобъектных стоянках следует определять в соответствии с таблицей 18 из расчета 10 машино-мест на 100 кв.м. торговой площади (для торговых центров, универмагов, магазинов с площадью торговых залов более 200 кв.м).
Как следует из раздела 1 "Пояснительная записка" проектной документации предполагаемый к строительству объект представляет собой общественно-торговый центр, торговая площадь которого составляет 190 кв.м.
В соответствии с указанной проектной документацией в цокольном этаже планируемого к строительству здания запланировано размещение 19 парковочных мест, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Указание администрации г. Владивостока на невозможность выдачи разрешения на строительство ввиду того, что застраиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны гостевого маршрута, утвержденного постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", в соответствии с которым предусмотрено обеспечение отсутствия временных построек, киосков, навесов и других подобных построек на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью или частично на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, судебной коллегий также отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае общество планирует к размещению объект капитального строительства - общественно-торговый центр.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что заявителем в Администрацию г. Владивостока с целью получения разрешения на строительство представлены оформленный надлежащим образом градостроительный план земельного участка от 31.01.2013 N RU25304000-1906200800000082 и проектная документация Общественно-торгового центра в районе Океанского проспекта, 87 в г. Владивостоке.
Согласно градостроительному плану земельного участка от 31.01.2013 N RU25304000-1906200800000082 площадь застройки земельного участка составляет 0,0288 га (288 кв.м.), в то время как в соответствии с проектной документацией площадь планируемого к строительству объекта составляет 672,1 кв.м.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, выданное в соответствии со статьей 40 ГрК РФ, в материалах дела отсутствует.
Как уже было указано выше, по правилам части 13 статьи 51 Кодекса несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Вместе с тем, коллегия считает необходимым отметить, что по смыслу положений статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается по результатам публичных слушаний, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Согласно части 6 статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Из толкования приведенных норм материального права в их совокупности следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.
Учитывая изложенное, нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом коллегия также не усматривает, поскольку заявитель не лишен возможности обратиться в администрацию за выдачей нового разрешения на строительство, приведя в соответствие параметры строительства с градостроительным планом земельного участка в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 40 ГрК РФ.
Принимая во внимание, что основания для выдачи разрешения на строительство отсутствовали, суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2015 по делу N А51-24911/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-24911/2014
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2015 г. N Ф03-3081/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Аскания"
Ответчик: Администрация города Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока