г. Челябинск |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А07-22240/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Баканова В.В. и Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2015 по делу N А07-22240/2014 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании принял участие представитель Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - Юрочкина Д.Ф. (доверенность N 6 от 12.01.2015).
22.10.2014 Муниципальное унитарное предприятие "Архитектурно - планировочное бюро" городского округа Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, страхователь, МУП "Архитектурно - планировочное бюро") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Государственному учреждению - Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - фонд) с заявлением о признании недействительными
-решения N 77 от 04.08.2014 о начислении страховых взносов - 199,67 руб., штрафа - 39,93 руб., пени - 98,29 руб.,
-решения N 43 от 23.07.2014 о начислении страховых взносов - 2 895,25 руб., пени - 1 224,69 руб., штрафа - 579,05 руб.,
- решение N 64 от 23.07.2014 о непринятии к зачету расходов в сумме 99 836,06 руб.
По результатам выездной проверки фонд не принял к зачету расходы выплаченного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством в сумме 129 008,98 руб., сделан вывод о неверном расчете пособия. Начислены страховые взносы, пени, учреждение привлечено к ответственности.
Выводы фонда неверны.
Никишина Е.А. находилась в отпуске по беременности и родам со вторым ребенком до 29.04.2010, в отпуске по уходу за ребенком по 03.10.2011. Расчет пособия ей произведен за расчетный период с 01.01.2009 по 31.03.2010. Не выходя на работу, она представила лист нетрудоспособности по беременности и родам с 04.05.2012 в связи с рождением третьего ребенка и заявление по уходу за ребенком на период с 21.09.2012 по 16.01.2014, размер пособия был ей рассчитан исходя из доходов полученных в 2007-2008 годах вместо 2010-2011 годов. Замена произведена по ее заявлению.
Степанова Э.Р. находилась в отпуске по беременности и родам с первым ребенком до 07.10.2009, в отпуске по уходу за ребенком по 26.01.2011. Расчет пособия ей произведен за расчетный период с 01.10.2008 по 30.09.2009. Не выходя на работу, она представила лист нетрудоспособности по беременности и родам с 14.05.2012 по 30.09.2012 в связи с рождением второго ребенка и заявление по уходу за ребенком на период с 01.10.2012 по 17.01.2014, размер пособия был ей рассчитан исходя из доходов полученных в 2008-2009 годах вместо 2010-2011 годов.
По утверждению фонда при расчете плательщиком пособия не следовало использовать данные расчетного периода, предшествующие рождению "предыдущего" ребенка. В связи с неверным расчетом произведено излишнее начисление пособия - Никишиной Е.А. - 85 319,12 руб., Степановой Э.Р. - 14 516,94 руб., сделаны ссылки на п. 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Правительством Российской Федерации N 375 от 15.06.2007 (далее - Положение N 375), где указано, что если застрахованное лицо не имело заработка непосредственно перед наступлением страховых случаев или в связи с отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, средний заработок определяется исходя из тарифной сетки, должностного оклада с учетом районного коэффициента на день наступления отпуска.
Решение незаконно, размер пособия определен с учетом п.1 ст.14 Закона N 255-фз, судебной практики, где указано, что если в двух календарных годах предшествующих наступлению страхового случая застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам, соответствующие календарные годы могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами, при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Фондом не оспаривается, что обе указанные выше сотрудницы до рождения первого ребенка работали более 12 месяцев, за что получали заработную плату, правомерность начисления им пособия на первого ребенка не оспаривается, в связи с этим произведенный обществом расчет пособий является правильным (т.1 л.д.3-8, т.3 л.д.3-8).
Фонд возражал против заявленных требований, ссылался на обстоятельства установленные в ходе проверки (т.1 л.д. 59-64, т.3 л.д.61-64, т.2 л.д.36-37).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.03.2015 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решения признаны незаконными.
Суд пришел к выводу, что предприятие правильно рассчитало размер пособия с учетом изменения законодательства. Перерасчет пособия, сделанный фондом, ухудшает права застрахованного лица, и норма, на которую ссылается ответчик в данном случае не подлежит применению (т.2 л.д.106-129).
14.04.2014 от фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении требований.
Судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, порядок расчета пособия установлен нормами закона - по п.11.1 Положения, где средний заработок определяется исходя из тарифной сетки с учетом районного коэффициента на день наступления отпуска.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен. Суд определил рассмотреть дело без не явившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ - в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав фонд, установил следующее.
МУП "Архитектурно - планировочное бюро" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 16.05.1997, состоит на учете в территориальном подразделении фонда социального страхования, выплачивает страховые взносы, из удержанных сумм производит вычеты в связи со страховыми выплатами своим работникам (т.1 л.д.9-39, т.3 л.д.13-39).
Фондом проведена проверка расходов страхователя по государственному социальному страхованию, по результатам составлены акты N 114 от 30.06.2014 и N 150-н/с от 30.06.2014, установлено неосновательное предъявление к зачету суммы пособий по беременности и родам и уходу за ребенком, которые были рассчитаны с нарушением закона (т.1 л.д.44-57, л.д.44-48, 53-57).
23.07.2014 вынесены решения N 64 о непринятии к зачету страхового обеспечения 129 008,98 руб. (т.3 л.д.40-43), N 77 от 04.08.2014 о привлечении к ответственности, начислении страховых взносов и пени (т.1 1 л.д.40-43), N 43 от 23.07.2014 о начислении страховых взносов, пени и штрафа.
По утверждению подателя жалобы - фонда суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, устанавливающие порядок расчета пособий.
Суд первой инстанции признал решения фонда незаконными.
Решение суда является законным и обоснованным.
По ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (ред. от 25.02.2011) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 343-ФЗ) если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком наступили в период с 01.01.2011 по 31.12.2012, то в соответствии с заявлением работника - застрахованного лица исчисление пособия по беременности и родам или ежемесячного пособия по уходу за ребенком может быть произведено по нормам Закона N 255-ФЗ, действовавшим до 01.01.2011. При этом исчисление пособий производится исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления каждого страхового события, при условии, что данный расчет приведет к увеличению размера пособий.
По материалам дела застрахованные лица получили отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, не выходя на работу из отпуска по уходу за ранее рожденным ребенком, они представили заявления о расчете пособий исходя из доходов, полученных до рождения первого ребенка. Расчет заявителем пособия в вышеуказанном порядке является правильным, фонд неосновательно произвел перерасчет пособий исходя из размера тарифа. Суд первой инстанции правомерно признал решение недействительным.
Основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании п. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2015 по делу N А07-22240/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22240/2014
Истец: МУП "Архитектурно-планировочное Бюро" городского округа г. Уфа
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонд социального страхования РФ по Республике Башкортостан, ГУ-РО Фонд социального страхования РФ по РБ