г. Челябинск |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А47-10934/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Баканова В.В. и Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургдорстрой" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2015 по делу N А47-10934/2014 (судья Сердюк Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Оренбургдорстрой" - Солодовников П.Ф. (доверенность от 01.02.2014);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга - Ботух Ю.И. (доверенность N 03-009 от 04.02.2015).
17.10.2014 открытое акционерное общество "Оренбургдорстрой" (далее - плательщик, общество, заявитель, ООО "Оренбургдорстрой") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 10-34/26126 от 14.07.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен земельный налог в размере 355 407 руб.
Заявитель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0105002:17 и 56:44:0125001:550.
Решение принято по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации за 2013 год, где сумма налога определена исходя из рыночной стоимости земельных участков, которая установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2014 по делу N А47-3138/2013 и от 01.11.2013 по делу N А47-3137/2013.
Неоснователен вывод о занижении налоговой базы, так как решениями суда кадастровая стоимость земельных участков установлена с 01.01.2012, что свидетельствует о необходимости ее применения при исчислении земельного налога за весь 2013 год (т. 1 л.д. 16-20).
Налоговый орган возражал против заявленных требований, ссылался на нарушения в определении налоговой базы, установленные в ходе проверки, указывал, что измененная кадастровая стоимость подлежит применению только с момента вступления решений суда в законную силу (т. 2 л.д. 87-92).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кадастровая оценка земельных участков утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 года N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 1122-п).
Решениями Арбитражного суда Оренбургской области по делам N А47-3138/2013 от 27.09.2013 и N А47-3137/2013 от 01.11.2013 определена рыночная стоимость указанных земельных участков в меньшем размере. Решения вступили в силу соответственно 29.10.2013 и 03.12.2013, общество произвело пересчет налога с 01.01.2013. Налоговый орган рассчитал налог по новой стоимости, начиная с дат вступления в силу судебных решений.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то измененная кадастровая (рыночная) стоимость не распространяется на ранее возникшие налоговые правоотношения. Исчисление налога по измененной стоимости земельных участков за весь 2013 год незаконно (т.2 л.д. 170-173).
14.04.2015 от ООО "Оренбургдорстрой" поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Выводы суда не соответствуют нормам действующего законодательства и обстоятельствам дела.
Поскольку решениями арбитражного суда Оренбургской области по делам N А47-3138/2013 от 27.09.2013 и N А47-3137/2013 от 01.11.2013 кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 и соответствующие изменения внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), то руководствуясь ст. 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для исчисления земельного налога подлежала применению измененная кадастровая стоимость участков.
Применение кадастровой стоимости не соответствующей выписки сведений из ГКН нарушает положения п. 3 ст. 3 НК РФ, согласно которым налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В обоснование доводов сделана ссылка на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и письма Министерства Финансов Российской Федерации N 03-05-04-02/27809 от 16.07.2013 и N 03-05-05-02/36540 от 05.09.2013 (т. 3 л.д. 4-8).
Налоговый орган возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом.
В судебном заседании представитель общества заявил о нарушениях, допущенных в ходе проверки: нарушении срока проведения камеральной проверки, вынесения решения, отсутствие разъяснения прав в ходе принятия решения. Указал, что заявлял об этом устно в суде первой инстанции.
При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства.
ООО "Оренбургдорстрой" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 09.10.1992, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами 56:44:0105002:17 площадью 49 207 кв. м. и 56:44:0125001:550 - 38 586 кв.м. (т. 1 л.д. 46-58).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 года N 1122-п кадастровая стоимость участков 56:44:0105002:17 и 56:44:0125001:550 определена в размере 47 530 517 руб. и 48 768 845 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-3138/2013 от 27.09.2013, вступившим в законную силу 28.10.2013, установлена кадастровая стоимость земельного участка 56:44:0105002:17 в размере равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 - 33 263 932 руб. (т, 2 л.д. 94-100).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-3137/2013 от 01.11.2013, вступившим в законную силу 02.12.2013, установлена кадастровая стоимость земельного участка 56:44:0125001:550 равная его рыночной стоимости в размере 34 148 610 руб. (т. 2 л.д. 101-107).
Заявителем представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, где пересчет налога произведен начиная с 01.01.2013.
Инспекцией проведена камеральная проверка декларации, составлен акт N 10-34/21617 от 22.05.2014, где указано на уменьшение суммы налога, из-за занижения кадастровой стоимости земельных участков (т. 2 л.д. 93-97).
14.07.2014 налоговым органом вынесено решение N 10-34/26126 об отказе в привлечении к ответственности и начислен земельный налог в сумме 355 407 руб. (т. 2 л.д. 104-121).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области N 16-15/10916 от 12.09.2014 решение инспекции оставлено без изменений (т.1 л.д. 88-93).
По утверждению подателя жалобы - Общества налоговая база по земельному налогу не была занижена, так как при расчете земельного налога за весь 2013 год следует применять новую кадастровую стоимость.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения налогового органа и неверном применении заявителем измененной кадастровой стоимости участка при расчете земельного налога за 2013 год.
Решение суда является законным и обоснованным.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Оренбургской области для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами N 1122-п, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости в судебном порядке.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости земельного участка, а является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленная решениями суда кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Судом обоснованно указано, что до вступления в законную силу решения подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области".
Ссылка заявителя на письма Министерства финансов Российской Федерации N 03-05-04-02/27809 от 16.07.2013 и N 03-05-05-02/36540 от 05.09.2013 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данные письма носит рекомендательный характер, в силу статей 1, 4 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к законодательству о налогах и сборах, нормативным правовым актам, официальным разъяснениям.
Довод о нарушениях налогового законодательства при принятии решения в суде первой инстанции в установленном порядке не заявлялся, судом первой инстанции не рассматривался и является новым требованием, заявление которого в суд апелляционной инстанции в силу п.7 ст. 268 АПК РФ не допускается. Данное основание не заявлялось и в вышестоящий налоговый орган.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения, основания для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены судебного решения отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2015 по делу N А47-10934/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургдорстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10934/2014
Истец: ОАО "Оренбургдорстрой"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6217/15
21.09.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10934/14
21.05.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4631/15
05.03.2015 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10934/14