г. Самара |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А65-30607/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Филипповой Е.Г., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Татхимфармпрепараты" - не явилось, извещено,
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 марта 2015 года по делу N А65-30607/2014 (судья Абдуллаев А.Г.),
по заявлению открытого акционерного общества "Татхимфармпрепараты" (ОГРН 1031626802899, ИНН 1658047200), г. Казань,
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани, г. Казань,
о признании частично недействительным решения от 08.12.2014 г. N 013 505 14 РВ0001818,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Татхимфармпрепараты" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани о признании решения N 013 505 14 РВ 0001818 от 08.12.2014 г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным в части доначисления страховых взносов на сумму 350 035,86 руб., а также пеней и штрафов, начисленных на данную сумму.
Решением суда 1 инстанции от 12.03.2015 г. с учетом дополнительного решения от 23.05.2015 г. заявление удовлетворено частично, оспариваемое решение Управления признано незаконным в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 290 920,99 руб., а также соответствующих этой недоимке сумм пеней и штрафа, как несоответствующее Федеральному закону "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. Суд обязал государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Татхимфармпрепараты".
Кроме того, с Управления в пользу Общества взысканы 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани просит решение суда 1 инстанции отменить в части доначисления страховых взносов на суммы вознаграждения при увольнении работников на пенсию и принять в этой части новый судебный акт.
При этом ссылается на то, что выплаты, произведенные ОАО "Татхимфармпрепараты" своим работникам при увольнении на пенсию, носили стимулирующий и поощрительный характер за продолжительный и добросовестный труд работников. Следовательно, данные выплаты, производимые организацией в пользу работников в соответствии с коллективным договором, на основании положений ч.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений, предметом которых является долголетнее и добросовестное выполнение трудовых обязанностей.
ОАО "Татхимфармпрепараты" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции от 12.03.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Стороны заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, с 02.09.2014 г. по 28.10.2014 г. государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани была проведена выездная проверка ОАО "Татхимфармпрепараты" по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, по результатам которой был составлен акт выездной проверки от 30.10.2014 г. N 013 505 14 АВ 0002156 (л.д. 10-23 т.1).
08.12.2014 г. на основании акта выездной проверки Управлением было принято решение N 013 505 14 РВ0001818 о привлечении Общества к ответственности по п.1 ст.47 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 71 183,32 руб. за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Данным решением Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 355 916,58 руб. и пени в сумме 10 911,75 руб. (л.д. 24-46 т.1).
Из содержания оспариваемого решения Управления следует, что в 2011 году в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" 5 работников ОАО "Татхимфармпрепараты" были освобождены от работы в связи с направлением в распоряжение отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Кировскому и Московским районам для работы в комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет и в призывной комиссии муниципального образования с сохранением за ними места работы и заработной платы. Оплата среднего заработка на время исполнения работниками обязанностей, связанных с проведением занятий, учений, тренировок и других мероприятий мобилизованной подготовки, для подготовки по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в составе призывной комиссии, составила 190 079,99 руб. Данные выплаты произведены в рамках трудовых отношений. ОАО "Татхимфармпрепараты" при расчете базы для начисления страховых взносов не учитывало выплаты среднего заработка в связи с направлением в распоряжение отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Кировскому и Московским районам на время работы в качестве технических работников в составе призывной комиссии. В нарушение п.1 ст.7, ч.1 ст.8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов по данному виду нарушения для плательщика страховых взносов ОАО "Татхимфармпрепараты" занижена в 2011 г. на 190 079,99 руб., что привело к неуплате страховых взносов на сумму 59 114,87 руб.
Кроме того, в результате проверки сводных ведомостей по начислению заработной платы и первичных документов к ним было установлено, что ОАО "Татхимфармпрепараты" в 2011, 2012, 2013 г.г. выплачивало своим работникам вознаграждения при увольнении на пенсию. На основании пп.3.2.8, п.3.2 коллективного договора, утвержденного на конференции трудового коллектива на 2011-2013 годы, и п.4 Положения о моральном и материальном стимулировании работников установлено, что ОАО "Татхимфармпрепараты" выплачивало вознаграждения - единовременные выплаты при увольнении на пенсию. В 2011 году такая сумма составила 308 914,87 руб., в 2012 году - 238 756,49 руб., в 2013 году - 656 995,14 руб.
По мнению Управления, на основании ст.9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты и пособия, связанные с увольнением работников, которые прямо установлены Трудовым Законодательством и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации и Республики Татарстан. Следовательно, пособие по выходу на пенсию подлежит обложению страховыми взносами, так как обязанность выплаты указанного пособия не закреплена в законодательстве Российской Федерации, законодательных актах субъекта Российской Федерации и решениях представительных органов местного самоуправления. В нарушение п.1 ст.7, ч.1 ст.8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов по данному виду нарушения для плательщика страховых взносов ОАО "Татхимфармпрепараты" занижена на 1 204 666,50 руб., в т.ч. в 2011 г. на сумму 308 914,87 руб., в 2012 г. на сумму 238 756,49., в 2013 г. на сумму 656 995,14 руб., что привело к неуплате страховых взносов всего на сумму 290 920,99 рублей, в т.ч. за 2011 год в сумме 96 072,54 руб., за 2012 год в сумме 61 874,08 руб., за 2013 год в сумме 132 974,37 руб.
Между тем при принятии данного решения Управлением не были учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же нормативного правового акта.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В соответствии со ст. 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Предоставляемые работникам блага (денежные либо натуральные выплаты) только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда они могут быть расценены как вознаграждение, предоставленное работнику в связи с выполнением им работы (служебных обязанностей).
По смыслу п.п. "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами компенсации, предусмотренные статьей 164 ТК РФ, как не входящие в систему оплаты труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 17744/12.
Как установлено материалами дела, основанием для вывода о занижении облагаемой базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование явились произведенные Обществом выплаты работникам пособий при выходе на пенсию на общую сумму на 1 204 666,50 руб.
Данные выплаты основаны на пункте 3.28 коллективного договора на 2011 - 2013 г.г. и пункте 4 Положения о моральном и материальном стимулировании работников ОАО "Татхимфармпрепараты", согласно которым при увольнении работника в связи с выходом на пенсию ему выплачивается единовременное вознаграждение за многолетний и добросовестный труд в размере 50 % средней месячной зарплаты (л.д. 139-158 т.1).
Выплаты производятся всем работникам предприятия при их выходе на пенсию вне зависимости от трудового результата и личного вклада работника, занимаемой им должности, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не предусмотрены трудовыми договорами.
В связи с этим указанные выплаты не могут быть, вопреки доводам Управления, отождествлены с их заработной платой, поскольку не являются стимулирующими, а несут явно выраженную социальную нагрузку.
Следовательно, рассматриваемые выплаты применительно к положениям п.1 ст.7, п.1 ст.8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
С учетом изложенного у Управления отсутствовали правовые основания для доначисления обществу оспариваемым решением страховых взносов в сумме 290 920,99 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа, на что правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
В этой части суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление общества.
Вместе с тем решением Управления правомерно начислены страховые взносы в сумме 59 114,87 руб. на сумму среднего заработка работников за время исполнения ими обязанностей, связанных с проведением занятий, учений, тренировок и других мероприятий мобилизованной подготовки, для подготовки по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в составе призывной комиссии военного комиссариата РТ по Кировскому и Московским районам, в размере 190 079,99 руб.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что граждане на время прохождения военных соборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями, исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы. Компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Поскольку в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
В этой части суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления общества.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда 1 инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 марта 2015 года по делу N А65-30607/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30607/2014
Истец: ОАО "Татхимфармпрепараты", г. Казань
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда в Московском районе, г. Казань