г. Челябинск |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А07-24587/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2014 по делу N А07-24587/2014 (судья Кузнецов Д.П.).
В заседании принял участие представитель Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Лесцентр" - Чулаков Сергей Сергеевич (доверенность от 15.05.2015).
Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан "Лесцентр" (далее - заявитель, ГУП "Лесцентр") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация г. Уфа) о признании отказа в предоставлении земельных участков N 19722 от 11.09.2014 незаконным; обязании Администрации г. Уфа предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:55:010715:683, расположенный под профилакторием, общей площадью 146,6 кв.м., кадастровый номер 02:55:010715:590, по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева д. 152/1 принадлежащим на праве хозяйственного ведения ГУП "Лесцентр"; предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:682, расположенного под баней-сауной, общей площадью 44,1 кв.м. под кадастровым номером 02:55:010715:592, по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева д. 152/1 принадлежащей на праве хозяйственного ведения ГУП "Лесцентр"; предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:681, расположенного под административным зданием общей площадью 876,2 кв.м., кадастровый номер 02:55:010715:0:20, по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева д. 152/1 принадлежащим на праве хозяйственного ведения ГУП "Лесцентр"; обязании Администрации г. Уфа осуществить подготовку проектов договоров (договора) аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:683, 02:55:010715:682, 02:55:010715:681 и направить их (его) Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан "Лесцентр" (требования изложены с учетом их уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО РБ); Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан; Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее также - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2014 (резолютивная часть оглашена 10.03.2014) заявление ГУП "Лесцентр" удовлетворено. Суд признал отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме от 11.09.2014 N 19722, в предоставлении Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан "Лесцентр" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:683, 02:55:010715:682, 02:55:010715:681 недействительным. Обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Лесцентр": в месячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:683, 02:55:010715:682, 02:55:010715:681 в аренду Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан "Лесцентр"; осуществить подготовку проектов договоров (договора) аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:683, 02:55:010715:682, 02:55:010715:681 и направить их (его) Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан "Лесцентр".
С вынесенным решением не согласились Администрация г. Уфа и МЗИО РБ, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Администрация г. Уфа (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о наличии у Администрации г. Уфа полномочий по распоряжению земельными участками, которые заняты строениями, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан. Считает такой вывод противоречащим положениям статей (9, 10, 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), предусматривающему отнесение таких земельных участков, в целях разграничения государственной собственности, к собственности субъекта Российской Федерации.
В апелляционной жалобе МЗИО РБ (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по аналогичным основаниям. Дополнительно МЗИО РБ приведены доводы о неправильном применении судом первой инстанции положений статьи 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Закон о регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан), которая определяет полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, тогда как испрашиваемые заявителем земельные участки отнесены к собственности субъекта Российской Федерации в силу закона. Полагает, что возложение на Администрацию г. Уфа полномочий по распоряжению земельными участками, занятыми строениями, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан нарушает принцип единства судьбы земельных участков и расположенных на них строениях, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо и третьи лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя оставил вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в собственности Республики Башкортостан и хозяйственном ведении ГУП "Лесцентр" находятся: административное здание, литера Аа, общей площадью 876,2 кв.м, инв. N 80:401:002:000000400:007:20000; профилакторий литер Р,р,р1, обшей площадью 146,6 кв.м, инв. N 199687; баня-сауна, литер Т, общей площадью 44,1 кв.м., инв. N 100687, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, д. 152, корп. 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 04АГ N 151621 от 28.04.2011, серия 04АГ N 752502 от 11.05.2012, серия 04АГ N 752501 от 11.05.2012 (л.д. 47-49) соответственно, а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 28-30, 47-49).
В целях эксплуатации указанных объектов сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:681 площадью 450 кв.м., 02:55:010715:682 площадью 105 кв.м., 02:55:010715:683 площадью 156 кв.м., местоположение которых установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: г. Уфа, ул. Менделеева, б/н (л.д. 38-46).
По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 27.03.2014 сведения о зарегистрированных правах на вышеназванные земельные участки отсутствуют (л.д. 31-33).
06.08.2014 ГУП "Лесцентр" обратилось в Администрацию г. Уфа с заявлением исх. N Р-126 о предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682, 02:55:010715:683, представив необходимые для рассмотрения заявления документы (л.д. 51-53).
Письмом N 19722 от 11.09.2014 Администрации г. Уфа в лице Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность было отказано, поскольку принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества находятся в собственности Республики Башкортостан. Со ссылкой на статью 10 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в письме указано о необходимости обращения в Правительство Республики Башкортостан за разрешением вопроса о предоставлении земельных участков (л.д. 37).
Считая, что отказ в предоставлении в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не соответствует закону и нарушает права и законы в сфере предпринимательской деятельности, ГУП "Лесцентр" обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил принадлежность на праве хозяйственного ведения строений, расположенных на испрашиваемых земельных участков заявителю, что влечет наличие у него исключительного права на приобретение права аренды в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Сделав вывод о том, что государственная собственность на испрашиваемые земельные участки не разграничена (ввиду отсутствия сведения о зарегистрированных правах) суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии полномочий Правительства Республики Башкортостан на осуществление распоряжения ими на основании статьи 25.3 Закона о регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения ГУП "Лесцентр" с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацам 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по общему правилу осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со статьей 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 29.04.2014 года N 90-з, вступившего в силу 10.05.2014) органы местного самоуправления городского округа город Уфа, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфа.
Исходя из названного, обоснованность обжалуемого отказа Администрации г. Уфа в предоставлении испрашиваемых заявителем земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682 и 02:55:010715:683, имеющего ссылку на осуществление действий по распоряжению субъектом Российской Федерации, связана с решением вопроса о разграничении государственной собственности на указанные земельные участки.
Из материалов дела усматривается, что государственная регистрация права собственности на спорные земельные участки не производилась.
Вместе с тем, их формирование произведено в связи с расположением на них строений, которые находятся в собственности Республики Башкортостан и хозяйственном ведении ГУП "Лесцентр".
Статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к собственности субъекта Российской Федерации отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности в исследуемый период были установлены статьей 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно пункту 2 данной статьи в целях разграничения государственной собственности на землю, к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в собственности субъекта Российской Федерации. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорных земельных участков отсутствует государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы, поскольку оно не влечет возникновение у органов местного самоуправления полномочия по распоряжению этим земельным участком.
Данный вывод следует из правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11.
В силу названного, независимо от государственной регистрации права, субъект Российской Федерации - Республика Башкортостан является собственником спорных земельных участков, что исключает признание государственной собственности на них неразграниченной.
Так как статья 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 29.04.2014 года N 90-з) определяет распоряжение органами местного самоуправления городского округа город Уфа, земельными участками, находящимися на территории города Уфа, государственная собственность на которые не разграничена, ее применение к спорным правоотношениями ошибочно.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности приведенных в сообщении Администрации оснований для отказа в предоставлении земельных участков является необоснованным. Поскольку оснований для удовлетворения заявленных ГУП "Лесцентр" требований не имелось, обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (пункты 3 и 4 части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с предоставлением заявителю отсрочки в уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции взыскание государственной пошлины следует произвести в доход федерального бюджета. Взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится, поскольку апелляционные жалобы по настоящему делу поданы освобожденными от уплаты государственной пошлины лицами.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2014 по делу N А07-24587/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан "Лесцентр" требований отказать.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Лесцентр" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24587/2014
Истец: ГУП Республики Башкортостан "Лесцентр"
Ответчик: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Территориальное агентство по управлению государственным имуществом по РБ, Территориальное управление Росимущества по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Росреестра в Республике Башкортостан, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РБ