г. Пермь |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А50-21069/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т. Л.
судей Голубцовой Ю.А., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Наговицына Е.А. (паспорт, доверенность от 16.12.2014)
от ответчика - представители не явились,
от третьего лица, ТУ Росимущества по Пермскому краю - Обухова Т.А., (удостоверение, доверенность от 12.01.2015),
от третьего лица, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 20 февраля 2015 года
по делу N А50-21069/2014,
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации о 10.07.2014 N 01/208/2014-964. Заявитель просил обязать ответчика провести государственную регистрацию дополнительного соглашения N 1 от 17 марта 2014 года к договору аренды лесного участка N 49 от 29 апреля 2011 года.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Решением суда от 20.02.2015 (резолютивная часть объявлена 13.02.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 20.02.2015 не согласен, обжалует его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить. Заявитель считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, так как в силу ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) она не применима к лесным участкам до 01.01.2015. Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13, заявитель указывает на возможность сдачи в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него право собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части. Заявитель полагает, что необходимости предоставления решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края об образовании заявленных лесных участков, установления права федеральной собственности в отношении заявленных лесных участков не имеется.
Ответчик, заинтересованное лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае против доводов апелляционной жалобы возражают, просят оставить решение суда от 20.02.2015 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Агентством по природопользованию Пермского края и заявителем 29 апреля 2011 года был заключен договор N 49 аренды земельного участка, согласно которому заявителю был передан в аренду лесной участок 0,22 га для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на срок с 01 апреля 2011 года по 31 марта 2014 года. Договор был зарегистрирован 11 августа 2011 года (запись об аренде 59-59-04/018/2011-103).
17 марта 2014 года между сторонами указанного договора (с участием на стороне арендодателя Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края) подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного (лесного) участка от 29 апреля 2011 года N 49.
В государственной регистрации указанного дополнительного соглашения ответчиком было отказано. В сообщении об отказе в государственной регистрации от 10.07.2014 N 01/208/2014-964 ответчик сослался на то, что лесной участок, являющийся предметом договора аренды, должен быть поставлен на кадастровый учет, так как он образован из земель, уже поставленных на кадастровый учет.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку лесной участок площадью 0,22 га, переданный в аренду по договору N 49, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 59:02:0000000:4, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, то в данном случае предоставление спорного участка не относится к случаям, предусмотренным ст. 4.1 Вводного закона, и при передаче спорного участка в аренду он должен быть поставлен на государственный кадастровый учет.
Между тем судом первой инстанций не учтено следующее.
В соответствии ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22 мая 2014 года подтверждается, что земельный участок площадью 0,22 га сформирован за счет территории лесного участка с кадастровым номером 59:02:0000000:4.
Согласно п. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в силу ст. 4.1 Вводного закона до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно п. 3 ст. 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 ЛК РФ.
Статьей 4.2 Вводного закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (п. 2 ст. 4.2).
В соответствии со ст. 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Правовая позиция относительно применения нормы ст. 4.4 Вводного закона определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13 и состоит в следующем.
Поскольку согласно ст. 4.4 Вводного закона до 01.01.2015 допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Позиция, сформулированная в абз. 6 п.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в силу специального правила ст. 4.4 Вводного закона применению к правоотношениям по аренде лесных участков в период до 01.01.2015 не подлежит.
Тем самым, как следует из разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, до 01.01.2015 для целей государственной регистрации договора аренды лесного участка при наличии доказательств постановки такового на государственный учет в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации обязательная постановка объекта аренды на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не требуется.
Наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре. Следовательно, в качестве документов, индивидуализирующих лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, признаются планы участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
Как подтверждается материалами дела, лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 29.04.2011 N 49, учтен в государственном лесном реестре Пермского края, номер учетной записи 1523-2011-04, что следует из пункта 2 договора аренды. Кроме того к договору приложены план-схемы расположения и границы лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования.
Кроме того, как следует из дополнительного соглашения N 1 к договору от 29.04.2011 N 49, площадь переданного в аренду лесного участка, кварталы и части выделов остались неизменной, в их местоположении были изменены наименования участковых лесничеств. При этом регистрация договора аренды в отношении лесного участка с учетной записью 1523-2011-04 была проведена в установленном законом порядке.
Таким образом, учитывая, что на момент вынесения оспариваемого решения действовали правила, допускающие проведение государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними на основании планов лесных участков, установленные ст. 4.4 Вводного закона, у ответчика отсутствовали основания для отказа в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.
С учетом изложенного, решение суда от 20.02.2015 подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя будет возложение на Управление Росреестра обязанности произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения N 1 от 17 марта 2014 года к договору аренды лесного участка N 49 от 29 апреля 2011 года (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 февраля 2015 года по делу N А50-21069/2014 отменить.
Требования открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы" удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 10.07.2014 N 01/208/2014-964 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 17.03.2014 N 1 к договору аренды лесного участка от 29.04.2011 N 49.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 17.03.2014 N 1 к договору аренды лесного участка от 29.04.2011 N 49.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в пользу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции, 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Возвратить открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 13.03.2015 N 1358.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
Ю.А.Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21069/2014
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае